Статистика торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Торговля — объект статистического изучения. В системе отраслевых статистических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере материального производства, поскольку она выполняет важные функции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость товаров. Следовательно, затраты труда в сфере товарного обращения являются производительными, они обеспечивают создание определенной части совокупного общественного продукта и национального дохода.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1. СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ………………..……………………………………. ..5
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ………………………………………………………… ....5
1.2. СТАТИСТИКА ТОВАРООБОРОТА……………………………………… 10
1.3. СТАТИСТИКА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ТОРГОВЛИ...............................................................................................27
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………31
Заключение……………………………………………….………………......…..42
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

статиситка торговли.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

      Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

1. СТАТИСТИКА  ТОРГОВЛИ………………..……………………………………. ..5

    1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ………………………………………………………… ....5

    1.2. СТАТИСТИКА  ТОВАРООБОРОТА……………………………………… 10

      1.3. СТАТИСТИКА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

            ТОРГОВЛИ...............................................................................................27

2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………31

Заключение……………………………………………….………………......…..42

Список литературы……………………………………………………………....46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Торговля  — объект статистического изучения. В системе отраслевых статистических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере материального производства, поскольку она выполняет важные функции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость товаров. Следовательно, затраты труда в сфере товарного обращения являются производительными, они обеспечивают создание определенной части совокупного общественного продукта и национального дохода. Систематически растет численность работников, занятых в сфере обращения. Роль и значение торговли определяются еще и тем, что она выполняет важные функции организации товарных связей с производством и служит фактором экономического воздействия на сферу производства. Именно в сфере товарного обращения, где торговля выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, спрос соприкасается с предложением, происходит удовлетворение потребностей населения, выявляется несоответствие требований потребителей и части товаров, поступивших из производства.

      Развитие  торговли на современном этапе заключается в совершенствовании ее на основе комплексного подхода к определению и удовлетворению потребностей и спроса населения, улучшению связей с производством, укреплению роста технической оснащенности, повышению культуры обслуживания населения, эффективности и качества работы на всех участках торговых предприятий. Именно эти задачи помогает решать статистика торговли, предоставляя цифровой материал, характеризующий процессы, происходящие в данной сфере, осуществляющая систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных

торговых  предприятий. К задачам статистики торговли относятся: изучение объема, уровня, динамики, структуры состояния и развития торговли; изучается и прогнозируется спрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ

    1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ

    Предмет и задачи статистики торговли

     Статистика  торговли - отрасль экономической статистики, изучающая количеств, закономерности массовых явлений в области товарного обращения, которые характеризуют продвижение товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления. Статистика торговли исследует закономерности, тенденции и пропорциональность развития собственно торговли и общественного питания. Объектом статистики торговли служит совокупность продавцов и покупателей. В систему показателей входят: товарооборот, запасы товарные и товарооборачиваемость, цены, затраты труда, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

      Исторический  процесс развития экономики обусловил  развитие трех социально-экономических  форм торговли: государственной, кооперативной  и колхозной.

      Государственная торговля осуществляется государственными торговыми предприятиями и организациями системы Министерства торговли и других ведомств. Торговля ведется товарами, принадлежащими государству, по государственным ценам и в соответствии с единым государственным планом.

      Кооперативная торговля осуществляется предприятиями и организациями потребительской кооперации, действующими на основе кооперативной собственности. Значительную часть товаров, полученную от государственных предприятий и организаций, кооперативная торговля реализует по государственным ценам. Остальные товары, полученные из собственного производства или в порядке собственных закупок, реализуются по ценам, установленным соответствующими кооперативными организациями (облпотребсоюзами). Главное назначение кооперативной торговли — обеспечение села товарами народного потребления и лишь продажа излишков сельскохозяйственной продукции производится городскому населению.

      Колхозная торговля представляет собой реализацию излишков сельскохозяйственной продукции, принадлежащей колхозам, а также колхозникам, рабочим совхозов и другим группам населения, имеющим личное подсобное хозяйство. Если первые две формы торговли относятся к организованному рынку, то колхозная торговля представляет собой рынок, на котором купля-продажа товаров осуществляется между их непосредственными производителями и потребителями, цены складываются в зависимости от спроса и предложения, а объем оборота колхозной торговли государством не планируется. Однако развитие колхозной торговли, объем и структура товаров, уровень их цен зависят от состояния сельскохозяйственного производства, государственной и кооперативной торговли, размеров государственных товарных ресурсов.

      Ведущее положение и решающее значение имеет  государственная форма торговли как по объему товарооборота, мощности своих предприятий, так и по степени удовлетворения потребностей населения.

      Предметом статистики торговли является количественная сторона массовых явлений и процессов, происходящих в сфере товарного обращения в неразрывной связи с их качественным содержанием. Статистика торговли изучает закономерности, тенденции развития, уровень, структуру и взаимосвязи процессов и явлений в сфере товарного обращения. Круг вопросов, изучаемых статистикой торговли, чрезвычайно широк: это исследование вопросов состояния и развития оптового и розничного товарооборота государственной, кооперативной и колхозной торговли; анализ товарных запасов и товарного баланса торговли; вопросы ценообразования и динамики цен; анализ состояния и эффективности использования материальной базы; вопросы эффективности и качества работы торговых предприятий.

      Основная  задача статистики торговли — всесторонняя, достоверная и объективная характеристика состояния и развития товарного обращения предметов потребления, систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных торговых предприятий. Вместе с тем статистика торговли решает ряд конкретных задач, к которым относятся:

      исследование  процесса движения товаров от производства до потребления, т.е. характеристика объема, структуры, динамики товарооборота;

      анализ  состояния и динамики товарных запасов  и скорости товарооборачиваемости;

      изучение структуры и динамики затрат труда в торговле и степени их эффективности;

      анализ  развития материально-технической  базы торговли;

      характеристика  финансовых результатов деятельности торговых предприятий, систем и отрасли (издержки обращения, прибыль, рентабельность);

      изучение  уровня, структуры и динамики цен  в государственной, кооперативной и колхозной торговле.

      Эти задачи тесно связаны между собой  и поэтому должны решаться комплексно. Сам процесс товарного обращения  не изолирован, а происходит в неразрывной связи и взаимозависимости с социально-экономическими условиями развития страны. Ответственная задача статистики — исследовать эти связи, показать зависимость товарооборота, товарных запасов, показателей эффективности торговли от различных производственных и социальных факторов. Это позволит научно обоснованно воздействовать на товарный рынок, успешно прогнозировать развитие торговли и на этой основе осуществлять управление и планирование этой важной отрасли народного хозяйства.

      Система показателей статистики торговли

      Задачи  статистики торговли направлены на исследование различных сторон товарного обращения, которое проводится лишь с помощью  системы взаимосвязанных показателей. К этим показателям относятся:

     товарооборот, характеризующий основную сторону деятельности торговли — продажу товаров, начиная от сферы производства и кончая сферой потребления;

     товарные  запасы, характеризующие наличие товаров в торговле на определенный момент времени, обеспечивающие непрерывность обращения товаров;

     цены, являющиеся непременным условием товарного обращения, эквивалентом, по которому товары обмениваются на деньги, категорией, оказывающей влияние на соотношение спроса и предложения;

     издержки  обращения, являющиеся затратами по обеспечению процесса реализации товаров;

     прибыль как результат финансовой деятельности торговых предприятий;

     численность работников и затраты рабочего времени, характеризующие трудовые (ресурсы, их состояние, развитие и использование в торговых предприятиях и в целом по отрасли;

    число и размер предприятий торговли, уровень их технической оснащенности.

      Перечисленные показатели, характеризующие количественную сторону товарного обращения, связаны  между собой, взаимообусловлены, но все в той или иной мере опираются  на показатель товарооборота, так как и численность работников и издержки обращения зависят от объема и условий продажи товаров. Однако при этом не исключено и обратное воздействие товарооборота на эти показатели. Первые три показателя непосредственно определяют процесс движения товаров к потребителю.

      На  основе этих количественных показателей  разрабатывается система качественных показателей, характеризующих интенсивные факторы развития торговли. К ним относятся показатели:

      производительность  труда всех работников торговли, в  том числе работников, непосредственно обслуживающих процесс купли-лродажи товаров;

      степень использования торгового оборудования, торговых площадей и материальных ресурсов торговых предприятий;

      скорость  обращения товарных запасов;

      структура издержек обращения и их относительного уровня (в процентах к товарообороту);

      рентабельность  деятельности торговых предприятий.

      Все эти показатели образуют систему, характеризующую  эффективность деятельности отдельных торговых предприятий, объединений, фирм и отрасли в целом.

      Статистическое  наблюдение в торговле базируется на сплошном документированном учете и обязательной для всех государственных и кооперативных торговых предприятий и организаций отчетности, а также широко применяемых единовременных выборочных обследованиях.

      Статистическая  сводка строится по принципу централизации: торговые предприятия представляют установленную отчетность непосредственно своей вышестоящей организации, которая, в свою очередь, направляет сводный отчет в свою вышестоящую организацию и т. д. Действующая статистическая отчетность обеспечивает все основные требования оперативной работы и научной разработки материалов для изучения процессов, происходящих в торговле. Однако статистическая отчетность не отражает в полной мере разносторонние процессы, происходящие в сфере товарного обращения, а также направления и факторы повышения эффективности торговли. Это вызывает необходимость проведения выборочных и сплошных обследований, которые позволяют получить подробную информацию для глубокого экономико-статистического анализа.

Информация о работе Статистика торговли