Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:52, курсовая работа
Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.
Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы
Введение
Глава 1. Статистика промышленного и жилого строительства
1.1. Основные понятия и функции жилищного фонда
1.2. Источники и способы финансирования развития рынка жилья
1.3. Основные показатели статистики жилищного фонда
Глава 2. Статистический анализ промышленного и жилищного строительства
2.1. Изучение статистических показателей жилищного строительства в РФ
2.2. Изучение статистических показателей жилищного строительства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Заключение
Список используемой литературы
Возможны следующие варианты привлечения собственных средств для осуществления собственного строительства.
1. Сочетание краткосрочного кредитования коммерческими банками с долгосрочным кредитованием финансовыми институтами (ипотечные банки, страховые компании и т.п.).
2. Ипотечное кредитование. Ипотека представляет собой залог недвижимости для обеспечения денежного требования кредитора к должнику.
Техника оформления ипотечных отношений наиболее отработана в США. Они оформляются двумя документами:
- долговым обязательством;
- договором об ипотеке (закладной).
Долговым обязательством определен размер кредита, срок, ставка процента, порядок погашения. В закладной определяются условия залога. Такое разделение дает кредитору возможность продавать закладные.
3. Финансирование инвестиционными институтами (пенсионные фонды, страховые компании и т.д.). Обычно это форвардное финансирование, т.е. финансирование с последующим выкупом. Его осуществляет будущий собственник недвижимости.
4. Финансирование с использованием ценных бумаг. Для осуществления крупных инвестиционных проектов привлекают средства за счет выпуска ценных бумаг.[7]
В практике статистики жилищных условий и коммунального обслуживания населения применяют следующие показатели.
Площадь жилищного фонда определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений квартир (кухонь, передних, внутри-квартирных коридоров, ванных или душевых, туалетов, кладовых, а также мансард, мезонинов, террас, веранд, отапливаемых и пригодных для проживания).
Площадь жилищ, прибывшая за определенный промежуток времени, подразделяется на прибывшую в результате нового строительства, переоборудования нежилых помещений в жилые, реконструкции жилых зданий, изменения границ населенных пунктов.
Площадь жилищ, выбывшая за определенный промежуток времени (три года, год), включает в себя площадь, выбывшую по следующим причинам: в результате переоборудования жилых помещений в нежилые, сноса по ветхости, аварийности, стихийных бедствий, переоборудования жилых зданий, изменения границ населенных пунктов, по другим причинам.[8]
Обобщающим показателем характеристики условий населения является уровень обеспеченности населения жильем, характеризующий количество квадратных метров жилой площади, приходящейся в среднем на одного жителя.[9]
Уровень благоустройства жилищного фонда - удельный вес жилищного фонда (площади жилищного фонда), оборудованного водопроводом, канализацией, центральным отоплением, ваннами (душем), газом, горячим водоснабжением, напольными электроплитами (всеми или отдельными из указанных видами благоустройства) в общем объеме жилищного фонда (на конец года).
Уровень благоустройства населенных пунктов определяется как отношение числа населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), имеющих централизованное водоснабжение и канализацию (т.е. в которых водопроводы и отдельные водопроводные сети отпускают воду населению и на коммунально-бытовые нужды, а канализации осуществляют централизованный отвод сточных вод из жилых домов и коммунально-бытовых предприятий) к общему числу населенных пунктов (на конец года, в процентах).
Уровень возмещения населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг исчисляется отнесением стоимости жилищных и коммунальных услуг к фактическому размеру возмещения населением затрат по предоставлению жилищных и коммунальных услуг. Для оценки хода реформы жилищно-коммунального хозяйства этот показатель сопоставляется с федеральным стандартом (нормативом), который устанавливается как определенный процент от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в целом по всем видам этих услуг.[10]
Для оценки движения жилищного фонда России первостепенное значение имеет изучение ввода жилья в стране. Систем показателей ввода жилья включает следующие:
- общую площадь введенных в действие предприятиями всех форм собственности жилых домов;
- количество построенных квартир;
- средний размер квартир, построенных предприятиями всех форм собственности;
- количество квартир, построенных населением за свой счет;
- средний размер квартир, построенных населением за свой счет;
- ввод в действие индивидуальных жилых домов;
- общую площадь введенных индивидуальных жилых домов.
Для оценки качества жилищного фонда используется распределение вводимых домов по характеру строительства (новое строительство или реконструкция), уровню комфортности, этажности и материалу стен и фундаментов.
Одна из первостепенных задач жилищной политики - обеспечение соответствия состава и структуры нового жилого фонда демографическим характеристикам населения, потребностям населения в улучшении жилищных условий, изменяющимся потребностям в уровне комфортности жилья и т.д. Поэтому информация об объеме, составе, структуре и движении жилищного фонда должна изучаться совместно с данными о жилищных условиях населения.[11]
Для проведения жилищно-коммунальных реформ и обеспечения достойного уровня жизни населения имеют особое значение показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда. К показателям данной группы относятся:
- удельный вес расходов на содержание жилищного фондаи коммунальные услуги в общей величине расходов бюджета административной единицы;
- количество семей, которые получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- то же, в процентах к общему количеству семей, проживающих на данной территории;
- удельный вес расходов на содержание жилищного фонда в общей сумме расходов населения;
- удельный вес личных расходов населения по содержанию жилья в общей стоимости предоставления жилищных услуг;
- индексы стоимости жилищных услуг.
В целом можно рассматривать два вероятных направления жилищной политики: либеральное и патерналистское (от лат. paternus — «отцовский, отеческий»). При либеральном направлении жилищной политики жилье предоставляется главным образом как товар длительного пользования и в центре внимания оказываются рынок жилья, его состояние, факторы, влияющие на его развитие, социальная помощь отодвигается на второй план. При патерналистском направлении жилье рассматривается не как товар, а как главнейшее социальное благо, обеспечение им происходит за счет государственного бюджета и средств предприятий и бесплатного распределения среди населения. В данном случае квартирная плата покрывает лишь небольшую часть расходов государства на содержание жилищного фонда. Данное направление жилищной политики находило свою дорогу в жизнь в социалистических странах, где квартплата компенсировала лишь около 1/3 расходов на содержание жилья, дотации на жилье поступали из госбюджета.
В развитых странах либеральное направление жилищной политики не выражается в чистом виде: обычно в условиях действия рыночных отношений вводятся меры по ограничению квартирной (арендной) платы; имеются система пособий и льгот по оплате жилья, льготные кредиты и субсидии на приобретение жилья, льготы по налогам на недвижимость; осуществляется строительство дешевого муниципального жилья с низкой квартплатой, содержание которого датируется местными органами власти или государством, а на приобретение выделяются льготные кредиты. Программы, направленные на строительство и введение в эксплуатацию недорогого жилья и льгот на его покупку, пользуются достаточно большой популярностью в странах Европы, таких, например, как Франция или Швеция.
Метаморфоза жилищно-коммунального хозяйства в безубыточный сектор экономики возможна только за счет абсолютного покрытия издержек жилищно-коммунальной сферы соответствующими платежами населения. В рамках жилищно-коммунальной реформы немалое значение имеет программа жилищных субсидий (компенсаций) по оплате жилья и коммунальных услуг.
Предельно допустимый расход семьи на оплату жилья выступает как новый для нашей страны социальный стандарт. Его принятие обозначает проведение политики социальной защиты в жилищно-коммунальной области малообеспеченных граждан. Введенная система субсидий является заявительной, т.е. для ее оформления заявитель обязан документально подтвердить все виды получаемых доходов. Право на получение субсидий обязательно должно периодически подтверждаться в ходе переаттестаций (обычно один раз в полгода). Согласно с осуществляемой жилищно-коммунальной реформой увеличиваются ставки оплаты жилья и тарифы за коммунальные услуги. При отсутствии отчетливой установки роста реальных денежных доходов населения рост оплаты жилья и коммунальных услуг создает трудности среднеобеспеченным слоям населения, которые не могут рассчитывать на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг.
С развитием рыночных отношений, возможно, будут усиливаться отличия в жилищных условиях населения, в большей степени под воздействием роста квартирной платы и влияния последней на обеспеченность жильем. Данный процесс может быть найден количественно с помощью измерения взаимосвязи между уровнем оплаты жилья и обеспеченностью жильем, а также методами многомерной классификации домохозяйств на основе следующих признаков:
- уровень обеспеченности жильем;
- размер душевого денежного дохода;
- социально-профессиональная группа экономически активных членов домохозяйства;
- число иждивенцев, или коэффициент семейной нагрузки, и т.д.
Жилищная политика обязана включать организацию помощи на содержание и ремонт жилья семьям, нуждающимся в ней.
Статистика играет центральную роль по обнаружению дифференциации жилищных условий населения, нахождению категорий жителей, нуждающихся в поддержке из средств бюджета. Но в то же время плата за содержание жилья для всех жильцов должна поэтапно увеличиваться до уровня, когда будут полностью покрываться расходы параллельно с соответствующим увеличением прямых целевых социальных выплат установленным группам. В будущем вероятен полный вывод содержания жилого фонда из-под контроля региональных властей, прекращение прямого субсидирования организаций, которые занимаются ремонтом и содержанием жилья, увеличение прямых выплат менее обеспеченным категориям и пенсионерам из-за роста расходов на содержание и ремонт жилья, создание специального регионального фонда реконструкции и содержания жилья.
Тарифы за коммунальные услуги обязаны базироваться на законах ценообразования в условиях нормальных монополий, которыми в РФ являются газо-, водо-, энергоснабжение и т.д. Вероятно воздействие на тарифы и некоторой структурной перестройки путем выделения из естественных монополий отдельных элементов с целью развития конкуренции, тормозящей рост тарифов, акционирования некоторых коммунальных служб с утверждением четкого контроля за их работой. Наиболее значительной функцией коммунальных служб становятся утилизация и переработка бытовых отходов, уборка территорий и лестничных клеток, организация погребений. Так, в бюджетах городов Германии финансирование этих видов деятельности составляет в среднем 12%. Сведения о результатах деятельности коммунальных служб содержатся в представляемой ими отчетности.
Необходимо, чтобы была организация обеспечения сведениями по регионам и муниципалитетам для решения задач обслуживания и финансирования жилищного фонда.
Статистика обязана отражать развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда, создание истинных договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве.[12]
Рассмотрим динамику ввода в действие жилых домов в Российской Федерации. Данные о вводе в действие жилых домов представлены в таблице 2.1.
Ввод в действие жилых домов, тысяча квадратных метров общей площади[13]
Таблица 2.1.
Год | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
тыс. кв. м | 61694,5 | 49422,6 | 41518,3 | 41808,2 | 39224,3 | 41036,4 | 34300,9 | 32702,6 | 30684,6 |