Статистика на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Она осуществляет набор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики .страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге — принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.

Содержание

Введение_______________________________________________________3
Статистика численности работников и использования рабочего времени_5
Статистика производства и обращения продукции и услуг_____________11
Группировочный признак_________________________________________17
Заключение_____________________________________________________29
Список литературы_______________________________________________30

Работа содержит 1 файл

СТАТИСТИКА.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

■    Полуфабрикатом называют продукт, законченный обработкой  в одном из цехов промышленного предприятия и подлежащий последующей обработке в других цехах этого же предприятий. При этом общая стоимость полуфабрикатов, отпущенных в данном периоде на сторону (за пределы основной деятельности промышленного предприятия), включается в объем продукции промышленного предприятия наравне с готовыми изделиями.

■    Незавершенное производство представляет собой продукцию промышленных предприятий, незаконченную производством в пределах какого-либо цеха. В отраслях с длительным производственным циклом изменение остатков незавершенного производства включается в стоимость произведенной продукции.

■       К  работам  (услугам)  промышленного характера относятся работы, выполненные по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия (реставрация и ремонт промышленных изделий, доработка и доведение до полной готовности   изделий,   произведенных   другими   промышленными предприятиями: окраска, полировка, расфасовка). В стоимость работ промышленного характера не включают стоимость продукта с которым эти работы производятся.

     Данные  об общем объеме промышленной продукции (работ, услуг) по всему кругу предприятий  формируются раз в год на основании  годовой отчетности, а также ежемесячно расчетным путем.

   Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь  между экономическим ростом и  повышением роли сферы услуг. В дальнейшем, в соответствии Федеральной целевой  программой «Развитие государственной  статистики России в 2007—2011 годах», для получения наиболее полной характеристики сферы услуг предусматривается реформирование статистики рыночных услуг, основными направлениями которого являются:  

  • совершендтвование методов получения статистической, информации об объеме платных услуг, предоставляемых населению индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица и выполняющими большие объемы скрытой и неформальной деятельности на потребительском  рынке услуг;
  • создание собирательной группировки «платные услуги населению» в качестве приложения к разрабатываемому в  настоящее время общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

Задачи.

1.Пусть, например, требуется произвести пересчет 100 т донецкого угля, калорийность которого 6500 ккал/кг, в условное. Коэффициент пересчета:

К=6500=0,93

     7000

Пересчет 100 т донецкого угля в условное дает              100 • 0,93 = 93 т условного топлива.

2. Например, на 1 января запас материала (Зн) составил 250 т. Плановая потребность (Р) в январе — 300 т материала. Тогда размер среднесуточного потребления равен

А=Р=300 =10т(Д =30 дней).

     Д   30

Обеспеченность  предприятия материалом составила:

Одн = Зн : а = 250 : 10 = 25 дней.

Запасаемость  составила:

                                                е = Зн * 100 =250 .100 = 71,43%.           

                                                       Р            350

3. Пусть на производство 1 млн кВт • ч электроэнергии израсходовано 250 т условного топлива.

Следовательно, удельный расход этого топлива на выработку) 1 кВт • ч электроэнергии составит:

m=M=250000= 0,25 кг/кВт-ч.

     q    1000000

Удельный  расход одноименного материала исчисляется только в натуральном выражении. 
 
 
 
 
 
 

Группировочный  признак

     Каждая единица совокупности обладает рядом признаков, которые изучаются посредством проведения группировок.

     В области экономических явлений  выбор группировочных признаков в каждом конкретном случае должен быть обоснован экономической теорией. Только на основе теоретического анализа, вскрывающего сущность и закономерности развития экономического явления, могут быть установлены т.е. существенные признаки, которые должны быть положены в основу статистической группировки.

     Выбор группировочного признака зависит  от характера изучаемых явлений и целей группировки. Признак, который служит основанием для распределения явлений по группам, называется группировочным признаком. Важнейший вопрос группировки — оптимальный выбор группировочного признака. Признак должен быть существенным, а не второстепенным или малозначительным.

  При выборе группировочных признаков необходимо также сообразовываться и с тем, что одни и те же признаки могут иметь различные значения в зависимости от конкретных условий, места и времени. Поэтому с изменением в развитии изучаемого явления видоизменяются приемы группировки, берутся другие группировочные признаки.

Объем розничного товарооборота является важнейшим  показателем коммерческой деятельности торгового предприятия. Поэтому  группировка коммерческих торговых предприятий (фирм, компаний и т.д.) по размеру розничного товарооборота является необходимой при оценке торговой деятельности.

     Группировочные  признаки условно различаются на качественные и количественные. Группировочный признак называют количественным, если он выражается числом. Примером группировок по количественным признакам может служить группировка торговых работников по стажу работы, по возрасту, группировка предприятий массового (общественного) питания по товарообороту, по числу мест, а торговых предприятий — по размеру площади торгового зала, численности торговых работников и т.п.

     Группировочный  признак может иметь качественное выражение: группировка работников по полу, образованию; группировка розничного товарооборота по территориальному признаку, торговой сети по характеру товарного ассортимента и т.д. Все это группировки по качественным признакам.

     При группировке по количественному  признаку необходимо решить вопрос и  о количестве групп, на которые будет  разделена вся изучаемая совокупность. Число групп зависит от целей и задач исследования, от колеблемости признака: чем больше колеблемость признака, тем больше должно быть выделено групп, и наоборот.

При отборе группировочных признаков обычно пользуются следующими положениями:

♦   в качестве основания группировки необходимо брать типичные, существенные признаки изучаемого явления в соответствии с целями проводимой статистической работы, к вопросу о выборе группировочных признаков нельзя подходить формально. Одни и те же признаки могут быть положены в основание группировки в одних случаях и не годятся в других. Поэтому при выборе группировочных признаков должны быть приняты во внимание конкретные условия места и времени;

♦   при  изучении сложных явлений группировку  следует проводить не по одному, а по нескольким существенным, характерным признакам. Это дает возможность наиболее полно охарактеризовать изучаемое явление. 

     Группировки по одному признаку называются простыми. Когда же для выявления групп берут два, и более признака, т.е. группы, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому, а полученные в результате этого подгруппы подразделяются (каждая в отдельности) еще на подгруппы и т.д., то такие группировки называются комбинационными. Такова, например, группировка численности аспирантов в Российской Федерации (табл. 3.1).

     Из  этой таблицы видно распределение  аспирантов не только по формам обучения (с отрывом и без отрыва от производства), но и по месту подготовки. Данные позволяют сделать вывод о том, что большая часть аспирантов обучается с отрывом от производства в высших учебных заведениях.

     По  сравнению с простыми комбинационные группировки обладают дополнительными аналитическими свойствами. Они помогают выявить такие различия в связи между исследуемыми признаками, которые нельзя обнаружить при простой группировке. Комбинационные группировки имеют особенно важное значение при изучении сложных явлений и процессов, представляющих собой взаимодействие ряда элементов.

Таблица 3.1 Численность аспирантов в Российской Федерации, тыс. чел.

Показатели Годы
 
1980
1990 2004
А 1 2 3
Всего аспирантов (на конец года) из них  обучавшихся:

с отрывом от производства

 без отрыва  от производства 

В научных учреждениях 

из них обучавшихся:

с отрывом от производства

без отрыва от производства

В высших учебных  заведениях

из них обучавшихся:

с отрывом от производства

без отрыва от производства

66,6 

28,9

37,7

26,4 

7,5

18,9

40,2 

21,4

18,8

63,1 

34,2

28,9

24,0 

9,5

14,5

39,1 

24,7

14,4

68,3 

48,3

20,0

9,5 

4,2

5,1

59,0 

35,3

23,7

     Отбор группировочных признаков проходит следующие стадии: вначале определяется цель, познавательная задача предполагаемой группировки, затем определяется специфическое содержание признаков, которые должны быть положены в основание группировки, устанавливаются число групп и количественные границы признаков. Все эти вопросы решают, исходя из существа изучаемого явления. Определение числа групп и количественных границ признаков зависит от цели группировки и от того, с какими признаками приходится иметь дело. Совокупности, изучаемые статистикой, характеризуются многими свойствами и выражаются различными признаками. Различают четыре вида группировочных признаков:

♦  атрибутивные;

♦  количественные;

♦   признаки пространства;

♦   признаки времени.

     Атрибутивным  называется признак, который характеризует свойство, качество данного явления и не имеет количественного выражения.

При группировке  по атрибутивным (качественным) признакам  статистическая совокупность распределяется на столько групп, сколько разновидностей имеет признак (по полу — на две группы, по национальному составу — на столько групп, сколько имеется национальностей, и т.д.).

Если атрибутивный признак имеет большое количество разновидностей (профессии, наименование выпускаемой продукции, оборудования, товаров и т.д.), то для обоснованного объединения их в группы разрабатываются номенклатуры и классификации. Номенклатура — это твердо установленный полный подробный перечень отдельных видов изучаемой совокупности. Например, номенклатура перевозимых грузов, экспортируемых и импортируемых товаров, запасных частей, номенклатура болезней статистики здравоохранения и т.д., содержащие тысячи и десятки тысяч наименований. Достаточно сказать, что российский рынок непродовольственных товаров насчитывает 450 тысяч наименований и 1,5 миллиона разновидностей. От номенклатуры отличают классификацию. Классификация — это закрепленное, обычно твердо установленное распределение явлений и объектов на определенные классы, разряды, группы со сложной группировкой, предусматривающие общие и частные итоги. Например, классификация отраслей и производств в промышленности, оборудования, промышленных основных фондов, посевных площадей, скота по видам, профессий и т.д.

     В ряде стран города выделяются по признаку минимальной численности населения — населенные пункты, в которых проживают не менее 2,5 тыс. человек (США), или иной численности. Такая количественная граница, принятая для классификации, называется в статистике цензом. В самом определении ценза немало условного, т.е. в конечном счете субъективного. Это особенно ярко можно проиллюстрировать как раз цензом отнесения населенных пунктов к городам, который колеблется от нескольких сот до десятков тысяч. Но принятый ценз является вполне объективным

Информация о работе Статистика на предприятии