Статистика государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.

Содержание

Введение 3
I. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) 4
1.1. Задачи экономической статистики и области применения ее данных 4
1.2. Понятие «национальное счетоводство» и история становления современной СНС 6
1.3. Принципы составления счетов СНС 9
1.4. Производственный метод расчета ВВП 12
II. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОАО «ТАТНЕФТЬ») 15
2.1. Состояние и развитие нефтегазодобывающей промышленности РФ на современном этапе 15
2.2. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий в рыночных условиях (деятельность предприятия) 17
2.3. Динамика технико-экономических показателей предприятия за 2 года 20
III. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 22
3.1. Задачи статистики государственного бюджета 22
3.2. Основные концепции, определения и показатели 23
3.3. Бюджетная классификация 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

статистика курсовая.doc

— 769.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ 

Кафедра: «Экономика предприятий» 

Курсовая  работа

 

на  тему «СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА»

по  курсу «Статистика» 
 

                Выполнил  студент  КарташевР.Г.

                                       (Ф.И.О.)

                Группы __69-81_______________

                          (номер группы)

                Факультета: _Экономика труда__     

                «Допустить  к защите»:

                Руководитель  курсовой работы:

                Доцент  кафедры Экономики  предприятий     Каптелинина Е.А.

                   (должность, Ф.И.О. , подпись руководителя)

                «27» марта 2011г. 
                 
                 
                 

Альметьевск 2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Государственный бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

    • общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
    • структуру доходов государственного бюджета;
    • структуру расходов государственного бюджета;
    • источники финансирования бюджетного дефицита;
    • размеры государственного внутреннего долга;
    • эффективность проведения государством фискальной политики;
    • влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

    Практическая  статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.

I. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС)

1.1. Задачи экономической статистики и области применения ее данных

     Статистика  в современных условиях перехода к рыночной экономике обеспечивает государственные органы всех уровней  информационно-аналитическими материалами, на основе которых вырабатывается налоговая  и ценовая политика, принимаются меры по стимулированию или ограничению развития рынка и отдельных его элементов, обеспечивается социальная защита населения и т.п.

     Коммерческие  подразделения и специализированные маркетинговые фирмы, наряду с обязательной статистической отчетностью, формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием, всеми доступными способами изучают конкурентов по всем параметрам.

     Статистические  органы на коммерческой основе предоставляют  организациям (фирмам) ряд интересующих их сведений (образующих, например, маркетинговую среду; демографические данные потребителей, индексы цен, индексы стоимости жизни и др.); готовят и продают клиентам статистическую информацию, прогнозы, оценки и т.п. в форме печатных изданий, компьютерных дисков, а также путем телефонного переключения с использованием персональных ЭВМ.

     Основными задачами социально-экономической  статистики в условиях рыночной экономики  являются систематическое описание и анализ следующих социально-экономических  явлений и процессов:

     - численность и структура населения страны, его распределение по регионам; наиболее важные показатели воспроизводства населения (показатели рождаемости, смертности, естественного прироста и т.д.);

     - экономические ресурсы страны, их структура и динамика, распределение по отраслям и секторам экономики, эффективность их использования;

     - основные результаты экономического процесса, размеры и структура произведенного продукта; темпы экономического роста; использование произведенного продукта на накопление и потребление; пропорции между отраслями и секторами экономики и др.;

     - результаты производства в основных отраслях экономики; производство наиболее важных товаров (услуг);

     - распределение доходов: первичное и вторичное распределение; формирование конечных доходов и их использование; дифференциация при распределении доходов между различными группами населения и т.д.;

     - инфляция и факторы, влияющие на нее;

     - занятость населения и безработица; факторы, влияющие на показатели занятости населения и безработицы;

     - уровень жизни населения, его динамика; основные факторы, влияющие на уровень благосостояния населения; потребление товаров и услуг; доходы и сбережения; имущество домашних хозяйств; финансовые активы домашних хозяйств и т.д.

     - развитие социальной сферы; образование; здравоохранение; взаимосвязи между показателями развития социальной сферы и экономического роста;

     - состояние здоровья населения (заболеваемость, смертность, средняя продолжительность жизни);

     - жилищно-коммунальное хозяйство и услуги, размеры и структура жилищного фонда и т.п.;

     - инвестиционный процесс; объем инвестиций и их структура; источники финансирования и их эффективность;

     - функционирование финансовой системы: государственный бюджет; финансовые операции, осуществляемые различными секторами экономики; денежная масса в обращении; объем предоставляемых кредитов; финансовая задолженность; операции страховых компаний; фондовый рынок; операции с ценными бумагами и т.д.;

     - внешнеэкономические связи; определение потребности внешнеэкономического заимствования; структура и динамика золотовалютных резервов и т.д.;

     - развитие науки и техники; влияние научно-технического прогресса на экономический рост;

     - состояние окружающей среды и меры по ее защите; расходы на защиту окружающей среды (экология);

     - производственно-технологические связи между отраслями экономики; зависимость между конечным спросом и производством продукции в важнейших отраслях экономики на основе модели межотраслевого баланса;

     - наиболее важные качественные характеристики развития экономики: производительность труда, эффективность использования основных фондов и других экономических ресурсов;

     - характеристики хозяйствующих субъектов.

1.2. Понятие «национальное счетоводство»  и история становления современной  СНС

 

     Национальное счетоводство — система ведения первичного, оперативного бухгалтерского учета и статистики, охватывающая все виды экономической деятельности, основанная на единстве методологических принципов и завершаемая на макроуровне и на уровне секторов построением системы национальных счетов (СНС), которая описывает наиболее важные и общие аспекты экономического развития (производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода, формирование национального богатства). Термин введен голландским экономистом Эд. ван Клиффом в нач. 1940-х гг.; в начале 1950-х гг. ООН принята стандартная система национальных счетов. 

     Впервые попытка создания системы показателей  для характеристики и анализа  макроэкономики была предпринята в  СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.

     Согласно  марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг(оборона, образование, управление и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.

     СНС основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых  домашними хозяйками по приготовлению  пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей. В отличие от марксистской экономической концепции в СНС земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

     Первые  разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.

     В 1953году экономическими организациями  ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.

     Система национальных счетов Российской Федерации(СНС  РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее  время СНС РФ адаптируется к новым  международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.

     Суть  СНС сводится к формированию системы  обобщающих показателей развития экономики  на различных стадиях воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства( стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.

     Счет  представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление  их использования. В каждом счете  соблюдается равенство между  объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального отсутствия этого  равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи.

     Счет  товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется  величинами тех или иных процессов  за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты  заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления.

     Система национальных счетов завершается построением  балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.

1.3. Принципы составления счетов  СНС

Информация о работе Статистика государственного бюджета