Статистика государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет — важный инструмент государственного ре¬гулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных катего¬рий населения.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 3
II. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ. 3
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 6
III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ. 11
1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ. 12
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 13
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 14
1.5 КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 17
IV. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 17
V. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

Budzhet.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

Таблица 5. Расходы консолидированного бюджета Российской  Федерации на социально-культурные мероприятия в 1998 г.

 

 

млрд. руб.

В процентах к итогу

Расходы - всего

238,9

100,0

в том числе на:

 

 

образование

97,0

40,6

культуру и искусство

10,1

4,2

средства массовой информации

2,9

1,2

здравоохранение и физическую культуру

64,4

27,0

социальную политику

64,5

27,0

 

Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Так, в настоящее вре­мя среди подобных функций государства наиболее актуальными являют­ся обеспечение конверсии военного производства, содействие структур­ной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. От­дельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответству­ющая функция государства перестает быть основной.

Функциональная классификация дополняется экономической класси­фикацией расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов:

1.     текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процен­тов, субсидии и текущие трансферты);

2.     капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, со­здание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нема­териальных активов, капитальные трансферты);

3.     предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются фи­нансовые требования по отношению к другим экономическим единицам либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предпри­ятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).

В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классифика­ции является перечень прямых получателей средств из федерального бю­джета. Этот перечень содержит около 100 адресов и несколько десятков наименований программ. Выделены все федеральные министерства и на­иболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Пре­зидента и правительства.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета об­разует второй уровень ведомственной классификации и отражает финан­сирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и под­разделам функциональной классификации расходов бюджетов Россий­ской Федерации.

Третий уровень ведомственной классификации расходов федерально­го бюджета детализирует направления финансирования по целевым ста­тьям и по прямым получателям средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть.

 

В этой части я хотела бы более подробно и более наглядно рассмотреть расчет и динамику одних из основных показателей статистики государственного бюджета Российской Федерации. Для этого выбрала два основных показателя: доходы и расходы консолидированного бюджета. В основе этих наблюдений лежит период с 1993 по 1998 года.

Но для начала хотелось бы сделать общий анализ показателей государственного бюджета: доходов, расходов бюджета, дефицита бюджета, задолжностей по налоговым платежам и объем внутреннего государственного долга. Возьмем данные по этим показателям только за 1998 год.

 

Таблица 6.Основные показатели состояния бюджетной системы Российской Федерации в 1998 г.

(на конец периода; миллиардов рублей)

 

 

1 квартал

1 полугодие

9 месяцев

Год

Доходы консолидированного бюджета

120,3

274,5

418,6

657,1

Расходы консолидированного бюджета

144,8

331,7

488,3

753,0

Дефицит консолидированного бюджета

24,5

57,2

69,7

95,9

Задолжность по налоговым платежам

191,4

228,0

254,0

259,0

Объем государственного внутреннего долга

415,7

436,0

385,8

385,.8

 

 

Из приведенных данных видно, что в 1998 г. доходы консолидированного бюджета в течение указанных периодов росли в геометрической прогрессии. С начала года доходы выросли почти в 6 раз (с 120,3млрд. руб. до 657,1 млрд. руб.).

Но как только мы посмотрим на показатели расходов бюджета за тот же период, то сделаем вывод, что расходы превышают доходы в начале года на 24,5 млрд. руб., а уже к концу года на 95,9 млрд. руб. Эти наблюдения отражены в таблице как показатель дефицита консолидированного бюджета.

Одним из основных и актуальных показателей статистики государственного бюджета является объем государственного долга (государственный долг). В первом полугодии наблюдался рост объема государственного долга (с 415,7 млрд. руб. до 436,0 млрд. руб.), но уже во втором полугодии идет значительное снижения объема долга и стабильность его значения в течение 3 месяцев (с 436,0 млрд. руб. до 385,8 млрд. руб.). 

Для того чтобы иметь более точную информацию о самых основных статистических показателях бюджета РФ – доходах и расходах бюджета – необходимо рассмотреть их на примере периода с 1993 по 1998 год.

 

 

Таблица 7. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1993-1998 гг.

( в фактически действовавших ценах; триллионов рублей;1998 г. - млрд. руб.)

 

Год

Доходы

трлн. руб.

Абсолютный прирост, трлн.руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютная величина 1% прироста,трлн. руб.

Пункты роста,%

постоянная база

переменная база

постоянная база

переменная база

постоянная база

переменная база

1993

49,73

 

 

 

 

 

 

 

 

1994

172,38

122,65

122,65

346,63

346,63

246,63

246,63

0,50

246,63

1995

437,0

387,27

264,6

878,75

253,51

778,75

153,51

1,72

532,12

1996

558,5

508,77

121,5

1123,06

127,80

1023,06

27,80

4,37

244,31

1997

711,6

661,87

153,1

1430,93

127,41

1330,93

27,41

5,59

307,87

1998

657,1

607,37

-54,5

1321,34

92,34

1221,34

-7,66

7,12

-109,59

Итого

2586,31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При расчете показателей использовались следующие формулы:

 

1)      Абсолютный прирост (базисный) , где – любой уровень, ­­–  первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 1993 г.).

2)      Абсолютный прирост (цепной)  , где – любой уровень, ­­–  предшествующий уровень ряда.

3)      Средний абсолютный прирост , где ­­–  первый уровень ряда,

­­– последний уровень ряда, n – количество уровней.

                 657,1 – 49,73

         У =           6-1             =  121,47 трлн. руб.

4)      Коэффициент роста (базисный) , где – любой уровень, ­­–  первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 1993 г.).

 

 

 

К1=172,38  = 3,5                        К3=  558,5  = 11,2

      49,73                                            49,73

 

К2= 437,0  = 8,8                               К4=14,3

                     49,73                                   К5=13,2


                                

5) Коэффициент роста (цепной) , где – любой уровень, ­­–     предшествующий уровень ряда.

 

К1=3,5              К4= 711,6  = 1,3

К2=  437,0   = 2,5                           558,5 

                   172,38 

            К3=  558,5  = 1,3                      К5= 0,92

             437,0  

 

6)      Средний коэффициент роста , где ­­–  первый уровень ряда, ­­– последний уровень ряда, n – количество уровней ряда.

           

К р= 6-1   657,1  =  1,68

                          49,73

     

7)      Темп роста   % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).

8)      Темп прироста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).

9)   Абсолютное значение одного процента прироста.

 

Вывод из таблицы 7.

 

Из приведенных данных видно, что доходы бюджета за рассматриваемый период постоянно росли: от 49,73 трлн. рублей (в фактически действовавших ценах) в 1993 г. до 657,1 млрд. руб. в 1998 году. Проведенные подсчеты показали, что, хотя прирост доходов бюджета происходил из года в год (базисные показатели абсолютного прироста постоянно увеличиваются), он шел неравномерно: после прироста в 122,65 трлн. рублей в 1994 году и резкого увеличения прироста в 1995 г. (264,6 трлн. руб.) последовал спад – доходы в 1996 году по сравнению с 1995 г. приросли всего на 121,5 трлн. рублей.  В 1997 г. наблюдается стабилизация в значении абсолютного прироста доходов бюджета (данный показатель составил 153,1 трлн. руб.), а в 1998 г. последовало  очень резкое уменьшение соответствующего цепного показателя, показывающий отрицательный прирост доходов     (- 54,5 млрд. руб.). В среднем же прирост стоимости экспорта за год составил 121,47 трлн. руб. (в фактически действовавших ценах).

Информация о работе Статистика государственного бюджета