Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа
Государственный бюджет — важный инструмент государственного ре¬гулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных катего¬рий населения.
I. ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 3
II. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ. 3
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 6
III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ. 11
1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ. 12
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 13
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 14
1.5 КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 17
IV. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 17
V. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31
Таблица 5. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия в 1998 г.
| млрд. руб. | В процентах к итогу |
Расходы - всего | 238,9 | 100,0 |
в том числе на: |
|
|
образование | 97,0 | 40,6 |
культуру и искусство | 10,1 | 4,2 |
средства массовой информации | 2,9 | 1,2 |
здравоохранение и физическую культуру | 64,4 | 27,0 |
социальную политику | 64,5 | 27,0 |
Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Так, в настоящее время среди подобных функций государства наиболее актуальными являются обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. Отдельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответствующая функция государства перестает быть основной.
Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов:
1. текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты);
2. капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);
3. предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).
В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит около 100 адресов и несколько десятков наименований программ. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств.
Практическая часть.
В этой части я хотела бы более подробно и более наглядно рассмотреть расчет и динамику одних из основных показателей статистики государственного бюджета Российской Федерации. Для этого выбрала два основных показателя: доходы и расходы консолидированного бюджета. В основе этих наблюдений лежит период с 1993 по 1998 года.
Но для начала хотелось бы сделать общий анализ показателей государственного бюджета: доходов, расходов бюджета, дефицита бюджета, задолжностей по налоговым платежам и объем внутреннего государственного долга. Возьмем данные по этим показателям только за 1998 год.
Таблица 6.Основные показатели состояния бюджетной системы Российской Федерации в 1998 г.
(на конец периода; миллиардов рублей)
| 1 квартал | 1 полугодие | 9 месяцев | Год |
Доходы консолидированного бюджета | 120,3 | 274,5 | 418,6 | 657,1 |
Расходы консолидированного бюджета | 144,8 | 331,7 | 488,3 | 753,0 |
Дефицит консолидированного бюджета | 24,5 | 57,2 | 69,7 | 95,9 |
Задолжность по налоговым платежам | 191,4 | 228,0 | 254,0 | 259,0 |
Объем государственного внутреннего долга | 415,7 | 436,0 | 385,8 | 385,.8 |
Из приведенных данных видно, что в 1998 г. доходы консолидированного бюджета в течение указанных периодов росли в геометрической прогрессии. С начала года доходы выросли почти в 6 раз (с 120,3млрд. руб. до 657,1 млрд. руб.).
Но как только мы посмотрим на показатели расходов бюджета за тот же период, то сделаем вывод, что расходы превышают доходы в начале года на 24,5 млрд. руб., а уже к концу года на 95,9 млрд. руб. Эти наблюдения отражены в таблице как показатель дефицита консолидированного бюджета.
Одним из основных и актуальных показателей статистики государственного бюджета является объем государственного долга (государственный долг). В первом полугодии наблюдался рост объема государственного долга (с 415,7 млрд. руб. до 436,0 млрд. руб.), но уже во втором полугодии идет значительное снижения объема долга и стабильность его значения в течение 3 месяцев (с 436,0 млрд. руб. до 385,8 млрд. руб.).
Для того чтобы иметь более точную информацию о самых основных статистических показателях бюджета РФ – доходах и расходах бюджета – необходимо рассмотреть их на примере периода с 1993 по 1998 год.
Таблица 7. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1993-1998 гг.
( в фактически действовавших ценах; триллионов рублей;1998 г. - млрд. руб.)
Год | Доходы трлн. руб. | Абсолютный прирост, трлн.руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютная величина 1% прироста,трлн. руб. | Пункты роста,% | |||
постоянная база | переменная база | постоянная база | переменная база | постоянная база | переменная база | ||||
1993 | 49,73 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1994 | 172,38 | 122,65 | 122,65 | 346,63 | 346,63 | 246,63 | 246,63 | 0,50 | 246,63 |
1995 | 437,0 | 387,27 | 264,6 | 878,75 | 253,51 | 778,75 | 153,51 | 1,72 | 532,12 |
1996 | 558,5 | 508,77 | 121,5 | 1123,06 | 127,80 | 1023,06 | 27,80 | 4,37 | 244,31 |
1997 | 711,6 | 661,87 | 153,1 | 1430,93 | 127,41 | 1330,93 | 27,41 | 5,59 | 307,87 |
1998 | 657,1 | 607,37 | -54,5 | 1321,34 | 92,34 | 1221,34 | -7,66 | 7,12 | -109,59 |
Итого | 2586,31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
При расчете показателей использовались следующие формулы:
1) Абсолютный прирост (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 1993 г.).
2) Абсолютный прирост (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
3) Средний абсолютный прирост , где – первый уровень ряда,
– последний уровень ряда, n – количество уровней.
657,1 – 49,73
У = 6-1 = 121,47 трлн. руб.
4) Коэффициент роста (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 1993 г.).
К1=172,38 = 3,5 К3= 558,5 = 11,2
49,73
К2= 437,0 = 8,8 К4=14,3
49,73
5) Коэффициент роста (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
К1=3,5 К4= 711,6 = 1,3
К2= 437,0 = 2,5 558,5
172,38
К3= 558,5 = 1,3 К5= 0,92
437,0
6) Средний коэффициент роста , где – первый уровень ряда, – последний уровень ряда, n – количество уровней ряда.
К р= 6-1 657,1 = 1,68
49,73
7) Темп роста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).
8) Темп прироста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).
9) Абсолютное значение одного процента прироста.
Вывод из таблицы 7.
Из приведенных данных видно, что доходы бюджета за рассматриваемый период постоянно росли: от 49,73 трлн. рублей (в фактически действовавших ценах) в 1993 г. до 657,1 млрд. руб. в 1998 году. Проведенные подсчеты показали, что, хотя прирост доходов бюджета происходил из года в год (базисные показатели абсолютного прироста постоянно увеличиваются), он шел неравномерно: после прироста в 122,65 трлн. рублей в 1994 году и резкого увеличения прироста в 1995 г. (264,6 трлн. руб.) последовал спад – доходы в 1996 году по сравнению с 1995 г. приросли всего на 121,5 трлн. рублей. В 1997 г. наблюдается стабилизация в значении абсолютного прироста доходов бюджета (данный показатель составил 153,1 трлн. руб.), а в 1998 г. последовало очень резкое уменьшение соответствующего цепного показателя, показывающий отрицательный прирост доходов (- 54,5 млрд. руб.). В среднем же прирост стоимости экспорта за год составил 121,47 трлн. руб. (в фактически действовавших ценах).