Статистика государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет — важный инструмент государственного ре¬гулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных катего¬рий населения.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 3
II. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ. 3
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 6
III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ. 11
1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ. 12
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 13
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 14
1.5 КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 17
IV. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 17
V. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

Budzhet.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

10. Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям

11. Прочие обязательства

12. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управлений ликвидностью

Данные о поступлениях от размещения каждого типа долгового обязательства отражают фактически полученные средства, т. е. цену эмиссии. Например, поступления от продажи векселей должны равняться номинальной стоимости за вычетом скидки. Тогда погашение долговых обязательств должно отражать фактические платежи в счет погашения задолженности, производимые учреждениями управления. В этом случае  погашении векселей скидку следует показывать как процент, уплачиваемый при погашении, т. е. как статью расходов, а не финансирования. При этом оставшаяся часть суммы отражается как погашение долга. 

В рассматриваемой классификации различаются заимствование в форме ссуд, не предназначенных для обращения, и заимствование в форме ценных бумаг. Проводится разграничение между краткосрочным заимствованием и долгосрочным заимствованием (до года и свыше года), предусмотрена отдельная категория для прочих обязательств. Следует обратить внимание на то, что в отличие отданных о финансировании по типу кредитора на итоговые показатели финансирования, осуществляемого за счет каждого типа долговых обязательств, не влияют операции с ценными бумагам, совершаемые различными кредиторами, являющимися их владельцами.

1.5          Классификация государственного долга.

Статистика государственного долга должна охватывать сектор государственного управления в целом, центральное правительство, территориально органы управления, местные органы управления. Данные о долге показывают общую сумму обязательств государственного управления, не уменьшенную на величину их требований к другим секторам экономики. Государственный долг статистически определяется суммарными признанными прямыми обязательствами учреждений управления перед другими секторами экономики или остальными странами мира, которые обслуживаются посредством выплаты процентов и/или погашения основной суммы долга. Кроме того, необходимо отразить бессрочные обязательства, по которым выплачиваются только проценты, но не платежи в счет погашения основной суммы долга, а также любые беспроцентные обязательства, если только остается силе требование о выплате основной суммы долга.                  

Наиболее важной классификацией государственного долга являете классификация по типу держателей долговых обязательств, т. е. по тип кредитора:

I. Общая сумма долга (II + III).

II. Внутренний долг.

1. Другим частям сектора государственного управления.

2. Органам денежно-кредитного регулирования.

3. Депозитным банкам.

4. Прочая внутренняя задолженность.

5. Корректировка, связанная с различиями в стоимостных оценках.

III. Внешний долг.

6. Международным организациям развития.

7. Зарубежным учреждениям управления.

8. Прочая внешняя задолженность.

9. Корректировка, связанная с различиями в стоимостных оценках.

Во избежание повторного счета итоговые величины (внутренний долг другим частям сектора государственного управления или отдельные его позиции) не должны включать долговые обязательства, владельцами кото­рых являются те части сектора государственного управления, отдельные его уровни или весь сектор в целом, данные о долге которых уже включены в таблицу. Рекомендуется иметь ряд справочных статей (например, внутрен­ний долг, погашаемый в иностранной валюте, внешний долг, погашаемый в национальной валюте, и др.). Дополнительными классификациями госу­дарственного долга могут быть классификации непогашенного долга по секторам и подсекторам экономики, по типу долгового обязательства (вну­тренний или внешний; в форме ценных бумаг или в форме ссуд, не предназначенных для обращения; краткосрочный или долгосрочный).

IV.                  Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации.

 

Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регла­ментация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств — обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представ­ляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство фи­нансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений го­сударственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации реализуются Законом «О бюджетной классификации Рос­сийской Федерации», принятом Государственной Думой 7 июня 1996 г. В дореформенный период государственная статистика финансов отражала нерыночные отношения и сложившуюся структуру управления центра­лизованно планируемой экономики. Одним из важнейших отличий дей­ствовавшей схемы государственного бюджета в республиках бывшего СССР от международных стандартов являлась трактовка заимствования. В международных стандартах заимствование не рассматривается как часть доходов государственного бюджета. Таким образом, соотношение доходов и расходов, дефицита (или профицита) государственного бюджета отражалось по другой методологии, чем это было принято в международ­ных стандартах, поэтому полученные данные не были сопоставимы с аналогичными показателями, исчисленными в соответствии с международными стандартами по статистике государственных финансов, в свою очередь скоординированной с СНС.                               

Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности, Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, с учетом российской специфики. В соответствии с Законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» бюджетная классификация включает:                    

       классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;    

       функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;           

       классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации;                            

       классификацию источников внешнего финансирования дефицита; федерального бюджета;

       классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;                   

       классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;                                

       ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Новая классификация претерпела ряд принципиальных изменений к трактовке как доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны, вступившей на путь реформирования экономики. Бюджетная классификация расширена за счет показателей, применяемых при составлении и использовании бюджета. В ней наряду с блоками «Доходы» и «Расходы» появились новые блоки: «Финансирование бюджета» и «Государственный долг». Всего в составе бюджетной классификации Российской Федерации 12 блоков, из них 11 — классификации расходов бюджетов, 1 — классификация доходов.                             

Определение доходной и расходной части бюджета в основном соответствует требованиям международных стандартов, что позволяет в явной форме трактовать категорию бюджетного дефицита. Введены категории налоговых и неналоговых доходов. Международная функциональная  бюджетная классификация расходов адаптирована к современным российским условиям и особенностям государственного управления. В частности, изменения в классификации обусловлены необходимостью осуществления контроля за привлечением заемных средств, золотовалютными резервами, совокупными долговыми обязательствами государства, по­явлением новых расходов, трансфертных отношений с административ­ными территориями. Укрупненная классификация статей доходов государ­ственного бюджета приведена ниже.

Налоговые доходы:

1.        Налоги на прибыль (доход), прирост капитала.

2.        Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы.

3.        Налоги на совокупный доход.

4.        Налоги на имущество.

5.        Платежи за пользование природными ресурсами.

6.        Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

7.        Прочие налоги, пошлины и сборы

Неналоговые поступления.

8.        Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности.

9.        Доходы от реализации государственных запасов.

10.    Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

11.    Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.

12.    Административные платежи и сборы.

13.    Штрафные санкции, возмещение ущерба.

14.    Доходы от внешнеэкономической деятельности.

15.    Прочие неналоговые доходы.

9. Безвозмездные перечисления:

а) нерезидентов и бюджетов других уровней;

б) государственных внебюджетных фондов;

в) государственных организаций;

г) наднациональных организаций;

д) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

10. Доходы целевых бюджетных фондов.

Группировка доходной части российского бюджета на налоговые и не­налоговые поступления свидетельствует о сближении отечественной клас­сификации с международными стандартами. В соответствии с междуна­родными рекомендациями под налоговыми доходами понимаются обя­зательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за на­рушения налогового законодательства; к неналоговым доходам — госу­дарственные доходы, поступление которых связано с тем, что государст­во владеет собственностью, предприятиями, финансовыми или немате­риальными активами, а также фактическая прибыль ведомственных пред­приятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пре­делы сектора государственного управления. Доходы данной группы мо­гут принимать форму лизинговых платежей и др.

Следует иметь в виду, что российская классификация допускает откло­нения от международных стандартов. Так, согласно международным стандартам доходы должны распределяться на общие доходы и полученные официальные трансферты, а в свою очередь общие доходы — на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. В действующей бюджетной классификации категория неналоговых доходов охватывает как текущие доходы, так и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе «Налоговые доходы», что не соответствует международным стандартам. До 1 января 1999 г. поступле­ния от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, включались в доходную часть бюджета, а не рассматривались в качестве источника финансирования дефицита бюджета, как предусматривается международными стандартами.

Расходы в новой бюджетной классификации распределяются в соот­ветствии с международными рекомендациями по функциональному, эко­номическому и ведомственному принципам группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического эта­па направления деятельности государства вытекают из его основных функ­ций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение основных функций го­сударства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).

V.                     Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации 

              

1.        Государственное управление и местное самоуправление.     

2.        Судебная власть.                                             

3. Международная деятельность.                              

4. Национальная оборона.

5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности. 

6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническо­му прогрессу.

7. Промышленность, энергетика и строительство.

8. Сельское хозяйство и рыболовство.

9. Охрана природной среды, гидрометеорология, картография и гео­дезия.

10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.

11. Развитие рыночной инфраструктуры.

12. Жилищно-коммунальное хозяйство.

13. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуа­ций и стихийных бедствий.

14. Образование.

15. Культура, искусство и кинематография.

16. Средства массовой информации.

17. Здравоохранение и физическая культура.

18. Социальная политика.

19. Обслуживание государственного долга.

20. Пополнение государственных запасов и резервов.

21. Финансовая помощь бюджетам других уровней.

22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение меж­дународных договоров.

23. Мобилизационная подготовка экономики.

24. Прочие расходы.

25. Целевые бюджетные фонды.

Для большей части государственных расходов можно однозначно оп­ределить, к какой из функций государства они относятся (см. табл.5).

 

Информация о работе Статистика государственного бюджета