Статистика государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет — важный инструмент государственного ре¬гулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных катего¬рий населения.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 3
II. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ. 3
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 6
III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ. 11
1.2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ. 12
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ И КРЕДИТОВАНИЯ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 13
1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. 14
1.5 КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 17
IV. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 17
V. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

Budzhet.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

А. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов

Б. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения

В. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита

Г. Классификация государственного долга. Рассмотрим более подробно эти основные классификации государст­венного бюджета.

Классификация доходов и полученных официальных трансфертов

I. Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII)

II. Общие доходы (III + VI)

III. Текущие доходы (IV + V)

IV. Налоговые поступления

1. Подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала

2. Отчисления на социальное страхование

3. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу

4. Налоги на собственность

5. Внутренние налоги на товары и услуги

6. Налоги на международную торговлю и внешние операции

7. Прочие налоги

V. Неналоговые поступления

VI. Доходы от операций с капиталом

VII. Полученные официальные трансферты

В классификации доходов прежде всего выделяются налоги (или нало­жные поступления), представляющие собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи учреждениям государственного управления, и не­налоговые поступления. Налоги классифицируются по характеру базы, с которой взимается налог, либо по виду деятельности, в результате кото­рой возникает налоговое обязательство, например, импортирование про­дукции, продажа товаров и услуг, получение доходов.

Текущие неналоговые поступления группируются по их характеру (доходы от собственности, выручка от реализации и комиссионные сборы, Штрафы или частные пожертвования).

Доходы от операций с капиталом включают доходы от продажи различных видов капитальных активов и добровольные взносы на капитальные вложения из негосударственных источников.                

Официальные трансферты классифицируются в соответствии с их источниками (отечественные или зарубежные), а также по их назначению (для текущих расходов или капиталовложений).                 

Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения проводится по двум основным признакам: назначение или функция, с  выполнением которой связаны расходы, и экономическая характеристика операций, при проведении которых осуществляются эти расходы.     

1.2          Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом погашения.           

1. Государственные услуги общего характера.              

2. Оборона.                                            

3. Общественный порядок и безопасность.                 

4. Образование.                                          

5. Здравоохранение.                                        

6. Социальное страхование и социальное обеспечение.         

7. Жилищно-коммунальное хозяйство.                     

8.Организация отдыха и деятельность в сферах культуры и религии.

9. Топливно-энергетический комплекс.                      

10. Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота.

11. Горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые (за исключением топлива); обрабатывающая промышленность; строительство.

12. Транспорт и связь.                                     

13. Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью. 

14. Расходы, не отнесенные к основным группам.            

В функциональной классификации расходов бюджета можно выделить четыре категории:                                         

I.                    Государственные услуги общего назначения.

Это общая бюджетная деятельность, общая кадровая политика, центральные закупки и снабжение, внешние отношения, оборона, общественный порядок и государственная безопасность.                  

II.                  Общественные и социальные услуги.

К ним относятся образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, коммунальное обслуживание, санэпидемстанции, организация отдыха и культурная деятельность.

III.               Государственные услуги, связанные с экономической деятельности.

Сюда включаются государственные расходы на регулирование и обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности. Эта категория отражает такие государственные задачи, как экономически развитие, урегулирование диспропорций регионального масштаба, создание новых рабочих мест.

IV. Прочие функции

Эта группа включает выплаты процентов и расходы, связанные с га­рантией государственного долга, а также трансферты общего характера, передаваемые другим государственным учреждениям.

1.3          Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом погашения

Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения в со­ответствии с экономическими характеристиками этих двух категорий оп­ределяет те виды операций, которые используются учреждениями госу­дарственного управления для выполнения ими своих функций, а также воздействие, оказываемое в результате их деятельности на функциониро­вание рынков товаров и услуг и финансовых рынков и на распределение доходов в остальной части экономики.

Государственные расходы и кредитование за вычетом погашения клас­сифицируются в соответствии с экономическим характером операций: в зависимости от того, является ли данная операция возмездной или безвоз­мездной, на какие цели предназначены расходы (текущие или капиталь­ные), с указанием видов полученных товаров и услуг, а также секторов или подсекторов, получивших трансферты. Обычно экономическая классифи­кация используется для определения характера деятельности учреждений государственного управления и их воздействия на экономику страны. Прин­ципиальная схема экономической классификации приведена ниже.

I. Общие расходы и кредитование минус погашение (II + V)

II. Общие расходы (III + IV)     

III. Текущие расходы

1. Расходы на товары и услуги

2. Выплаты процентов

3. Субсидии и другие текущие трансфертные платежи

IV. Капитальные расходы

4. Приобретение основного капитала

5. Приобретение товаров для создания запасов

6. Приобретение земли и нематериальных активов

7. Капитальные трансферты

V. Кредитование минус погашение

8. Внутреннее кредитование

9. Внешнее кредитование

Текущие расходы включают возмездные платежи, за исключением пла­тежей за капитальные активы или товары и услуги, которые предназначе­ны для создания капитальных активов, а также любые безвозмездные пла­тежи, предназначенные для приобретения их получателем капитальных активов, компенсации потерь, связанных с разрушением или поврежде­нием капитальных активов, или увеличения финансового капитала полу­чателя таких платежей.

Под капитальными расходами понимаются платежи с целью приобре­тения капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, земли, нематериальных активов либо безвозмездные платежи, пе­редаваемые их получателям с целью приобретения ими подобных акти­вов, компенсации убытков, понесенных п связи с разрушением или по­вреждением основных фондов, либо для увеличения финансового капи­тала получателя таких трансфертов.

В рубрике «Кредитование минус погашение» учитывается кредитная де­ятельность только тех государстве иных учреждений, фонды которых пол­ностью формируются за счет государственных средств. В данную катего­рию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм погашенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата соб­ственного капитала.

1.4          Классификация операций финансирования бюджетного дефицита.

Международным валютным фондом рекомендуются две классифика­ции операций финансирования[6] бюджетного дефицита: по типу креди­тора и по типу долгового обязательства.

По типу кредитора. Кредиторы или владельцы долговых обязательств классифицируются по принципу однородности экономического поведе­ния, что позволяет получить информацию о вероятном воздействии на экономику. Схема классификации операций финансирования бюджетного де­фицита по типу кредитора имеет следующий вид:

I. Общее финансирование (II + III).

II. Внутреннее финансирование.                               

1. От других частей сектора государственного управления.

2. От органов денежно-кредитного регулирования.                  

3. От депозитных банков.                                       

4. Прочее внутреннее финансирование.                          

5. Корректировки.                                             

III. Внешнее финансирование.                                

6. От международных организаций экономического развития.

7. От зарубежных учреждений управления.                        

8. Прочее внешнее заимствование.                              

9. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью.

Классификация операций финансирования (см. табл.4) составлена таким образом, чтобы показать источники получения финансовых средств, необходимых для покрытия дефицита сектора государственного управления, а также использование тех средств, которые образовались в результате превыше­ния доходов над расходами.

 

 

 

Таблица 4. Источники покрытия дефицита федерального       бюджета Российской Федерации.

 

 

1995

1996[7]

1997

1998[1]

трлн. руб.

В процентах к ВВП

трлн. руб.

В процентах к ВВП

трлн. руб.

В процентах к ВВП

трлн. руб.

В процентах к ВВП

Общее финансирование - всего

43,1

2,8

74,3

3,5

93,2

3,7

86,5

3,2

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

внутренее:

19,7

1,3

41

1,9

39,7

1,6

-3,7

 

из него:

 

 

 

 

 

 

 

 

кредиты Банка России

-1,2

 

-0,2

 

-0,6

 

-

-

изменение остатков средств бюджета на счетах Банка России

-2,8

 

4,7

0,2

-2,9

 

-30,8

 

государственные краткосрочные обязательства

24,7

1,6

38,1

1,8

36,4

1,5

-57,0

-

облигации федеральных займов

-

-

-

-

-0,1

-

85,9

3,2

казначейские обязательства

-0,8

 

-7,2

 

 

 

 

 

облигации государственного сберегательного займа

2,0

0,1

6,3

0,3

5,1

0,2

1,5

0,1

прочие государственные ценные бумаги

-2,2

 

-0,7

 

1,8

0,1

-3,3

 

внешнее:

23,4

1,5

33,3

1,6

53,5

2,1

90,2

3,3

из него:

 

 

 

 

 

 

 

 

кредиты международных финансовых организаций

29,5

1,9

22,5

1,1

25

1,0

12,2

0,4

кредиты Правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, Предоставленные Российской Федерации

-6,1

 

10,8

0,5

28,5

1,1

78,0

2,9

 

По внутреннему финансированию показываются все операции финансирования, осуществляемые учреждениями государственного управления и резидентами данной страны, к которым относятся частные лица, предприятия, учреждения управления или дру­гие экономические единицы. Торговля государственными ценными бу­магами, осуществляемая между резидентами и нерезидентами, также мо­жет оказывать влияние на объем внутреннего финансирования. Во внут­реннее финансирование включаются изменения государственных резер­вов национальной валюты, депозитов, хранимых в финансовых учрежде­ниях, которые являются резидентами данной страны, и объема ценных бумаг, выпущенных резидентами и используемых учреждениями управ­ления с целью управления ликвидностью.

По внешнему финансированию учитываются все операции финансирова­ния, осуществляемые учреждениями государственного управления и частны­ми лицами, предприятиями, международными организациями и другими эко­номическими единицами, не являющимися резидентами данной экономики. Сюда же относится торговля (между резидентами и нерезидентами) государ­ственными ценными бумагами. Во внешнем финансировании отражаются все изменения в государственных резервах иностранной валюты, в объеме депо­зитов, депонированных в финансовых учреждениях — нерезидентах, а также в резервах ценных бумаг, выпущенных организациями-нерезидентами и исполь­зуемых учреждениями для управления ликвидностью, которые являются ре­зультатом финансовых сделок, а не стоимостных переоценок.

По типу долгового обязательства. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу долгового обязательства позволяет по­лучить информацию о способах, используемых государственными учрежде­ниями для финансирования своего дефицита или распределения финансо­вых ресурсов, образовавшихся в результате превышения их доходов над рас­ходами. Общая схема такой классификации включает следующие рубрики:

I. Общее финансирование (II + III).

II. Внутреннее финансирование.

1. Долгосрочные облигации.

2. Краткосрочные облигации и векселя.

3. Долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям.

4. Краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям.

5. Прочие обязательства.

6. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью.

III. Внешнее финансирование.

7. Долгосрочные облигации.

8. Краткосрочные облигации и векселя.

9. Долгосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям.

Информация о работе Статистика государственного бюджета