Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:06, курсовая работа
В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие аспекты:
1) Источники данных и задачи социальной статистики;
2) характеристика доходов населения, их виды;
3) основные показатели и методы их расчета;
Введение………………………………………………………………………..3
1. Статистика доходов и расходов населения……………..……………………4
1.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения………………………………………………………..4
1.2. Виды доходов и методы их расчета…………………………...…………5
1.3. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств……………………………………………………………....……8
1.4. Программа наблюдения и основные показатели доходов и расходов населения по выборке домашних хозяйств………………………...…..9
1.5. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)……………………………………..……..10
1.6. Дифференциация доходов………………………………………….…...10
1.7. Методы измерения и система показателей уровня и распространения бедности……………………………………….……...14
2. Практическая часть……………………………………………...…………...17
Список литературы………………………………………………………….29
1.4. Программа наблюдения и основные показатели доходов и
расходов населения по выборке домашних хозяйств
На основе обследования бюджетов домашних хозяйств рассчитывается и публикуется система показателей, включающая:
Денежный доход домохозяйства, представляющий собой объём денежных средств, которыми располагало домохозяйство для обеспечения своих расходов и создание сбережений без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов;
Стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
Валовой доход домашних хозяйств, состоящий из суммы денежных доходов и стоимости натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
Денежные расходы домохозяйств, обобщающие потребительские расходы, и расходы не связанные с потреблением;
Расходы на конечное потребление, состоящие из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств.
По каждому домохозяйству вычисляется уровень среднедушевого денежного дохода на душу населения, равный делению денежного дохода домохозяйства на число наличных членов семьи.
С целью изучения дифференциации стоится распределение населения по уровню среднедушевого денежного дохода, валового доходов и располагаемых ресурсов. В российской статистике по показателю среднедушевого дохода выделяются интервалы, кратные 200 и 400 рублей. В статистике зарубежных стран шкала доходов строится на интервалах, кратных среднедушевому показателю (у):0,5у; у;2у; 3у и т.д. Моделирование распределения населения по среднедушевому денежному доходу позволяет распространить результаты выборочного обследование на всё население России или отдельных субъектов РФ.
1.5. Модели распределения населения по среднедушевому
Распределение населения по среднедушевому денежному доходу имеет правостороннюю асимметрию и может быть одномодальным или бимодальным. В России бимодальное распределение появилось в области высоких денежных доходов, что свидетельствует о дифференциации среди высокодоходных групп населения. При образовании и стабилизации ''среднего класса'' бимодальность в распределении населения по доходу исчезает.
В настоящее время в России ведётся поиск оптимальной модели для математического описания распределения населения по среднедушевому доходу в условиях переходной и рыночной экономики. Госкомстатом России строится логарифмически нормальная модель (ЛНМ). Однако имеются примеры использования других моделей: динамической модели, основанной на уравнении Фоккера-Бланка, ''смеси'' из двух бета-распределений, гамма-распределение, кривая Роджерса и др.
1.6. Дифференциация доходов
Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет и т.д.) В статистике бюджетов домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход на одного члена домохозяйства. Среди работающих за основу берётся среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики (без работников, занятых неполные рабочий день или неделю, и учеников). Для изучения дифференциации доходов и потребления населения проводятся перегруппировки домохозяйств:
- По децильным группам - выделяются десять групп, в каждой группе по 10% домохозяйств;
- По квинтильным группам - пять групп, в каждой группе по 5% населения;
- По покупательской способности населения - по группам, кратным величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25 (или из 31) наименований продуктов питания.
По каждой выделенной группе вычисляются: средний денежный доход, его состав; средний потребительский расход и его структура; средний размер потребления на душу населения продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (в расчёте на 100 домохозяйств); показатель покупательской способности денежных доходов (денежных доход, делённый на среднюю цену покупки данного товара).
На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические характеристики:
1. Обобщающие показатели распределения: модальное значение дохода, медианное значение дохода и средний доход.
2. Показатели структуры распределения дохода: квартильный уровень дохода (нижний и верхний), децильный и другие возможные уровни дохода (нижние и верхние), доля квартильных, децильных и других групп населения (домохозяйств) по уровню дохода в денежном доходе общества, средний доход по выделенным группам населения.
3. Коэффициенты дифференциации доходов населения, устанавливающие размер повышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.
К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов. При их расчёте используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини). Они относятся к системе оценок, известной как методология Парето- Лоренца – Джини, широко используемой в зарубежной социальной статистике. Итальянский статист и социолог В.Парето (1848-1923) обобщил данные некоторых стран и установил, что между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, названная законом Парето. Американский статистик и экономист О.Лоренц (1876-1959) развил этот закон, предложив его графическое изображение в виде кривой, получившей название ''кривая Лоренца''.
Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации по группам. На графике Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарные доли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Отрезки прямых, соединяющие точки, соответствующие накопленным частостям и нарастающим процентам дохода, образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца). Чем больше эта линия отличается от диагонали (чем больше её вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация. Очевидно, в конкретных случаях нельзя ожидать ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства в распределении доходов среди населения. Коэффициент Лоренца как относительная характеристика неравенства в распределении доходов
|y1-x1|+|y2-x2|+|y3-x3|+….+|yn
L= 2 = 2
где yi - доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;
xi - доля населения, принадлежащая к i-й социальной группе в общей численности населения;
n- число социальных групп.
Экстремальные значения коэффициента Лоренца: L =0 в случае полного равенства в распределении доходов; L =1- при полном неравенстве.
Об относительном неравенстве в распределении доходов может свидетельствовать доля площади отклонения от равномерного распределения (абсолютного равенства, т.е. площади сегмента, образуемого кривой Лоренца и диагональю квадрата, в половине площади этого квадрата).
Коэффициент концентрации доходов Джини показывает распределение всей суммы доходов населения между его отдельными группами и определяется по формуле
n n
G=1-2∑xicum yi+∑xiyi
i=1 i=1
где cum yi -кумулятивная доля дохода.
Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение G к 1, тем выше уровень неравенства (концентрации) в распределении совокупного дохода; чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства.
Коэффициент Джини по России составил: в 1995 г. – 0,381; в 1996 г. – 0,387, в 1997 г. – 0,401, в 1998 г. – 0,379, в 1999 г. - 0,400, в 2000 г. – 0,399[1]. Общее повышение коэффициента в период с 1992 по 1999 гг. свидетельствует об усилении неравенства в распределении совокупного дохода в обществе.
1.7. Методы измерения и система показателей уровня и распространения бедности
Для измерения уровня бедности устанавливается порог денежных доходов, ниже которого лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой минимальными потребностями. Различают следующие методы измерения бедности населения:
абсолютный, исходя из совокупной стоимости оценки прожиточного минимума, который определяется нормативным методом с помощью научно обоснованных нормативов потребления;
относительный, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения минимального потребительского бюджета (МПБ) статистическим методом.
субъективный, основанный на обследовании общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов;
качественный, при котором учитывается не только величина дохода, но и фактическое положение людей в общей системе производства и распределения;
интегральный, обобщающий в едином показателе ряд статистических характеристик, определяющих нищету населения (индексы нищеты населения: ИНН-1 и ИНН-2).
Российская государственная статистика рассчитывает и публикует следующие показатели уровня и распространения низких доходов, получаемые на основе выборки бюджетов домашних хозяйств, и среднедушевого денежного дохода по балансу денежных доходов и расходов населения, а также величины прожиточного минимума:
долю (численность) населения с доходами ниже прожиточного минимума
1 Umin -2
F(Umin)=2π ∫ e dt,
−∞
In(Cmin)−Inμ0
где Umin= σin x
Здесь Cmin- величина прожиточного минимума (ПМ); In- натуральный логариф; μο-среднедушевой денежный доход по балансу денежных доходов и расходов населения.
1 In μ0=In μ−2 (σIn x)2
N
∑ [In(xi)]2−N*(In x0)2
i=1
σ2In x=N; In x0=N
Величины σin x, In x0, In xi определяются по выборке бюджетов домашних хозяйств (параметры ЛНМ).
дефицит дохода, определяемого как суммарное значение доходов населения, не достигающих величины прожиточного минимума:
∆=Cmin*F(Umin)*Np−Smin*μ*Np
где Np - общая численность населения; Smin- доля суммарного дохода, которая приходится на население с доходами ниже прожиточного минимума
индексы глубины и остроты бедности вычисляются по индивидуальным данным выборки бюджетов домашних хозяйств.
Проанализируем доходы и расходы населения в период с 2000 по 2001 год с помощью статистических показателей в расчетной части курсовой работы.
Резюме
Социальная статистика отличается от других отраслей статистики не только своим особым предметом и объектом исследования. Её своеобразие состоит и в особых каналах получения исходной информации, и в применении специальных приёмов обработки и обобщении этой информации, и в особых путях практического использования результатов анализа. Всё это подтверждает необходимость выделения социальной статистики в отдельное направление учётно- статистических работ, в рамках которого решаются комплексные задачи социальной статистики.
Прежде всего, это всестороннее и глубокое изучение состояния и развития экономики страны, различных социальных процессов, происходящих в ней, их закономерностей, путем сбора, обработки, анализа и обобщения данных о них. На современном этапе рыночных отношений можно выделить такие основные задачи: на базе современной системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности завершить создание модели государственной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений; усилить интегрирующие функции органов государственной статистики в общем процессе информационного отображения общественных явлений в стране; сформировать единую методологическую основу для отраслевых систем статистической информации; обеспечить высокую оперативность и максимальную достоверность статистических данных; повысить программно-технологический и технический уровень системы.