Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа
Основными задачами и направлениями статистического изучения уровня жизни являются:
1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;
2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения;
3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;
4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке
Введение
1 Система показателей, характеризующих уровень жизни населения
2 Статистический анализ уровня жизни населения
2.1 Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни
населения
2.2 Структура расходов и доходов населения
2.3 Индексный анализ влияния факторов на объем потребления
основных товаров населением
2.4 Группировка населения по уровню среднедушевых доходов
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на уро-
вень жизни населения
3 Статистико-экономическое обоснование результатов анализа уровня
жизни населения
4 Основные мероприятия способствующие повышению уровня жизни
населения
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации
Федеральное
государственное
Учреждение
высшего профессионального
Дальневосточный государственный аграрный
университет
Финансово-экономический
институт
Кафедра
статистики и экономического анализа
Курсовая работа
по статистике
на тему: «Статистическое изучение уровня
жизни населения Амурской области»
Благовещенск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Система показателей, характеризующих уровень жизни населения 2 Статистический анализ уровня жизни населения 2.1 Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения 2.2 Структура расходов и доходов населения 2.3 Индексный анализ влияния факторов на объем потребления основных товаров населением 2.4 Группировка населения по уровню среднедушевых доходов
2.5 Корреляционно-регрессионный вень жизни населения 3 Статистико-экономическое обоснование результатов анализа уровня жизни населения 4 Основные
мероприятия способствующие населения Выводы и предложения Список использованной литературы |
3
5 13 13 20 23 27 31 39 42 49 50 |
ВВЕДЕНИЕ
Уровень жизни — многогранная и сложная категория, которая характеризует совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей прежде всего в сфере потребления и потому является важнейшей характеристикой социального прогресса. Предпосылки для повышения уровня жизни населения страны создаются соответствующим экономическим ростом, который является ресурсообразующим фактором для реализации социальных программ. В этом проявляется, прежде всего, тесная взаимосвязь между экономическим ростом и социальным прогрессом [1].
Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д.
Основными задачами и направлениями статистического изучения уровня жизни являются:
1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;
2)
оценка степени социально-
3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;
4)
выделение и характеристика
Можно выделить четыре уровня жизни населения:
1) достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
2) нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
3) бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как границы воспроизводства рабочей силы);
4) нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).
Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития. Благо народа - критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой ставится человек.
Важнейшими составляющими уровня жизни являются доходы населения и его социальное обеспечение, потребление материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время. Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга.
Возможны три аспекта изучения уровня жизни:
1)
применительно ко всему
2) к его социальным группам;
3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.
Решение задач, стоящих перед социальной статистикой, достигается на базе использования различных методов и приемов: общих и специальных статистических наблюдений, единовременных обследований и учетов, статистической и административной отчетности предприятий и организаций социальной сферы, переписей и социально-демографических обследований населения, мониторинга отдельных показателей, социологических опросов и др.
1 Система показателей, характеризующих уровень
жизнИ населения
Статистические характеристики уровня жизни основываются на достаточно широкой системе взаимосвязанных показателей, обеспечивающих его комплексную оценку. Система включает в себя блок интегральных и дифференцированных показателей, характеризующих доступность и покупательную способность доходов, неравенство в их распределении, гарантированный государством минимальный уровень обеспеченности, т.е. экономические ресурсы, которыми располагает население в целом и его отдельные социально-экономические группы для реализации своих потребностей.
Другой блок показателей, который занимает ведущее место при анализе уровня жизни, содержит агрегированные и дезагрегированные данные о личном потреблении, и прежде всего об удовлетворении основных физиологических потребностей, т.е. отражает реальные потребительские возможности населения. Демографические показатели, содержащиеся в системе, предназначены для анализа влияния уровня жизни на воспроизводство населения [1].
Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъьюктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:
1 Обобщающие показатели.
Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни. К ним относятся:
- объем валового внутреннего продукта;
- национальный доход;
- чистый национальный располагаемый доход.
Одним из существенных недостатков указанных стоимостных обобщающих показателей, используемых для анализа уровня жизни, является то, что они содержат элементы, прямо не связанные с уровнем жизни. Например, ВВП включает расходы на содержание армии, государственного аппарата и т. д. Поэтому для оценки уровня благосостояния населения предлагается использовать натуральные показатели, тесно коррелирующие с указанными макроэкономическими показателями — коэффициент младенческой смертности и ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Преимущество этих демографических показателей состоит в том, что они отражают не только количественную характеристику уровня жизни, но и качественную.
Для обобщающей характеристики благосостояния общества в статистической практике используется также индекс потребительских цен. Он характеризует изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора — динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.
Несмотря
на то, что в современной
1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении (P1);
2) достигнутый уровень образования (P2). Данный показатель P2 распадается на 2 показателя:
- P2.1 – доля учащейся молодежи (до 25 лет) в общей численности молодежи.
- P2.2 – достигнутый уровень образования в стране, для лиц старше 25 лет.
По каждому из этих показателей рассчитывается соответствующий индекс по формуле (1):
|
(1) |
где - фактическое значение соответствующего показателя в данной стране;
и - соответственно, max и min значения соответствующего показателя.
3) реальный объем ВВП на душу населения в год (P3). Для вычисления P3 в формуле(1) вместо соответствующих показателей используются натуральные логарифмы этих показателей формула (2):
|
(2) |
Индекс достигнутого уровня образования в стране (ИРЧП) рассчитывается по формуле (3):
|
(3) |
В качестве min и max значений при расчете компонентных индексов приводятся следующие показатели:
- ожидаемая продолжительность жизни (лет) – min 25, max 85.
- достигнутый уровень образования в стране (для P2.1 и P2.2) – min=0%, max=100%.
- доля реального объема ВВП на душу населения (в $) – min=100, max=40000.
- индекс человеческого развития от 0 до 1, при этом низким считается показатель менее 0,5, средним 0,5-0,8, высоким 0,8-1.
II. Доходы населения.
1.
Реальные общие доходы
2. Реальные располагаемые доходы населения.
3. Совокупные доходы населения.
4. Личные доходы населения.
5. Личные располагаемые доходы населения.
6. Денежные доходы населения.
7.
Средний доход и средняя
Информация о работе Статистическое изучение уровня жизни населения Амурской области