Статистический анализ розничной торговли Республики Карелии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе полученных теоретических знаний в области статистики построить систему статистических показателей статистики рынка, то есть приобрести практические навыки статистического анализа информации.
Задачи исследования:
Характеристика розничной торговли Карелии;
Анализ динамики оборота розничной торговли;
Определение основной тенденции оборота розничной торговли;
Выявление зависимости между размером оборота розничной торговли на душу населения и среднедушевым денежным доходом;

Содержание

Реферат...............................................................................................................3
Введение……………………………………………………………………….4
1. Понятие розничной торговли и ее состояние по России и региону………...5
2. Распределение оборота розничной торговли за 3 последних года………...12
2.1.по регионам России………………………………………………………..12
2.2.по товарной структуре…………………………………………………….13
2.3.по формам собственности…………………………………….…………..14
3. Анализ динамики оборота розничной торговли (5 лет)……………………17
4. Методы определения основной тенденции оборота розничной торговли на душу населения (10 лет)………………………………………………………...20
4.1.методом скользящей средней…………………………………………….20
4.2.методом аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя…………………………………………………………………………...22
5. Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером оборота розничной торговли на душу населения и среднедушевым денежным доходом…………………………………………………………………………...28
6. Дисперсионный анализ, выявленной в группировке взаимосвязи………...32
7. Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий зависимость между среднедушевым денежным доходом и оборотом розничной торговли на душу населения…………………………………………………………………………35
Выводы и предложения…………………………………………………….39
Список литературных источников……………………………………….41
Приложения…………………………………..……………………………...42

Работа содержит 1 файл

Копия Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (2).docx

— 941.92 Кб (Скачать)

      Анализ  таблицы 13 и рисунка 8 показывает, что  полученное распределение не удовлетворяет  правилам построения группировок. Следовательно, нужно сделать перегруппировку, для этого изменим границы. 

      Таблица 14 – Распределение оборота на душу населения оп размеру среднедушевого денежного дохода

Интервалы значений оборота розничной торговли, руб. Число лет
7101,5 –  7670,3 3
7670,3– 10945,56 4
10945,56 – 12867,6 3
Итого 10

      Изобразим распределение графически.

      

      Рис. 9. Распределение лет по размеру среднедушевого денежного дохода

      Анализ  таблицы 14 и рисунка 9 показывает, что полученное распределение удовлетворяет правилам построения группировок. На основе распределения выполним дальнейший анализ и группировку.

      Таблица 15 – Группировка лет по размеру  среднедушевого денежного дохода

Группы  лет по среднедушевому денежному  доходу Год Среднедушевой денежный доход, руб. Оборот розничной торговли на душу населения, руб.
I. 7101,5 – 7670,3 1999

2000

2001

7101,50

7222,4

7670,3

42265,29

41176,12

44711,71

Итого по I группе 3 21994,2 128153,12
II. 7670,3– 10945,56 2002

2003

2004

2005

8984,1

9472,7

9872,7

10854,9

50776,39

53509,31

58424,99

62978,94

Итого по II группе 4 39184,4 225689,63
III. 10945,56 – 12867,6 2006

2007

2008

12241,0

12867,6

12228,6

69652,43

76163,38

73685,00

Итого по III группе 3 37337,2 219500,81
Всего 10 98515,8 573343,56

      Таблица 16 – Зависимость между размером оборота розничной торговли на душу населения и среднедушевым денежным доходом

Группы  лет по среднедушевому денежному  доходу Число лет В среднем  на один год
Денежный  доход, руб. Оборот розничной  торговли, руб.
I. 7101,5 – 7670,3 3 7331,40 42717,71
II. 7670,3– 10945,56 4 9796,10 56422,41
III. 10945,56 – 12867,6 3 12445,73 73166,94
Итого в среднем 10 9851,58 57334,36

      В результате группировки выявлена прямая корреляционная зависимость оборота  розничной торговли от денежного  дохода, т.е. с увеличением денежного  дохода увеличивается оборот розничной торговли.

 

       6. ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ, ВЫЯВЛЕННОЙ В ГРУППИРОВКЕ ВЗАИМОСВЯЗИ  

     Дисперсионный анализ применяется для исследования влияния одной или нескольких качественных переменных (факторов) на одну зависимую количественную переменную.

     Основной  целью дисперсионного анализа является исследование значимости различия между средними с помощью сравнения (анализа) дисперсий. Разделение общей дисперсии на несколько источников, позволяет сравнить дисперсию, вызванную различием между группами, с дисперсией, вызванной внутригрупповой изменчивостью. При истинности нулевой гипотезы, оценка дисперсии, связанной с внутригрупповой изменчивостью, должна быть близкой к оценке межгрупповой дисперсии [6].

     Сущность  дисперсионного анализа заключается  в расчленении общей дисперсии  изучаемого признака на отдельные компоненты, обусловленные влиянием конкретных факторов, и проверке гипотез о значимости влияния этих факторов на исследуемый признак. Сравнивая компоненты дисперсии друг с другом посредством F—критерия Фишера, можно определить, какая доля общей вариативности результативного признака обусловлена действием регулируемых факторов.

     Дисперсионный анализ используют, если зависимая  переменная измеряется в шкале отношений, интервалов или порядка, а влияющие переменные имеют нечисловую природу (шкала наименований) [8].

     Целью дисперсионного анализа: установить существенность влияния фактора х на формирование значений признака у по результатам аналитической группировки. Задача: установить существенность различий между групповыми средними значениями признака у, найденными в результате группировки.

     Вычислим  среднее значение оборота розничной  торговли по каждой группе и по совокупности в целом по формуле (34).

      128153,12/3=42717,71                                                             (34)

      225689,63/4=56422,41

       219500,81/3=73166,94

      =57334,356. 
 
 
 
 
 

     Таблица 17 – Расчет общей дисперсии оборота  розничной торговли

7101,5 – 7670,3 7670,3– 10945,56 10945,56 –  12867,6
годы Оборот розничной торговли, руб.
годы Оборот розничной торговли, руб.
годы Оборот розничной торговли, руб.
1999 42265,29 227076750,1 2002 50776,39 43006918,1 2006 69652,43 151734947,1
2000 41176,12 261088590,6 2003 53509,31 14630976,9 2007 76163,38 354532144,8
2001 44711,71 159331192,0 2004 58424,99 1189482,5 2008 73685,00 267343559,2
      2005 62978,94 31861328,5      
128153,12 647496532,8
225689,63 90688706,0
219500,81 773610651,1

     По  результатам аналитической группировки  вычислим общую дисперсию (σ2) остаточную (σ2ост) и факторную () дисперсии оборота розничной торговли.

     Общая дисперсия вычисляется по формуле (35):

(647496532,8+90688706,0+773610651,1)/10=1511795890    (35)

     Факторная дисперсия вычисляется по формуле (36):

      ((42717,71-57334,356)2*3+(56422,41-57334,356)2*4+ +(73166,94-57334,356)2*3)/10=(640939020,868+3326582,028+752012148,351)/ /10=139627775,125                                                                                              (36)

     Остаточная  дисперсия вычисляется по формуле (37):

                                                                                           (37)

               σ21=6557219,58/3=2185739,862;

     σ22=87362105,70/4=21840526,43;

     σ23=21598819,40/3=7199606,47.

     σ2ост=(2185739,86*3+21840526,43*4+7199606,47*3)/10=11551814,47

     Проверим  выполнимость правила сложения дисперсий:

     σ2=+ σ2ост=139627775,125+11551814,47=1511795890   

     Правило сложения дисперсий выполняется!

     Сформулируем  проверяемую гипотезу:

     Н0123;

     Различия  между средним объёмом оборота розничной торговли несущественны, т.е. ими можно пренебречь и принять равными нулю. Влияние размера среднедушевого дохода на оборот розничной торговли не существеннее, чем влияние всех остальных факторов, т.е. ими можно пренебречь и принять равными нулю.

     Н1 – альтернативная гипотеза:

     Н1=ȳ1≠ȳ2≠ȳ3;

     Различия  между средним объёмом оборота  розничной торговли существенны. Влияние размера среднедушевого дохода на объем платных услуг существеннее влияния всех остальных факторов.

      Рассчитаем  коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение:

       *100%=139627775,125/151179589*100%=92,4%                        (38)

      На 92,4% вариация оборота розничной торговли на душу населения обусловлена влиянием среднедушевых денежных доходов  и на 7,6% влиянием всех остальных  факторов.

       0,961                                                                                             (39)

      Можно сделать вывод о том, что между  среднедушевым денежным доходом  и  оборотом розничной торговли на душу населения наблюдается тесная корреляционная зависимость.

      - вероятность того, что будет  опровергнута справедливая гипотеза.

     Вычислим  показатели девиации:

     dфакт= =139627775,125/(3-1)=69813887,56;                                     (40)

     dост= =11551814,47/(10-3)=1650259,21;                                            (41)

     Вычислим  расчетное значение F – критерия, как отношение большей девиации к меньшей:

     Fрасч=69813887,56/1650259,21=42,3.

     Найдём  табличное значение F – критерия по таблице Фишера:

     Fкрит=F0,05;2;7=4,76;

     Fрасч> Fкрит.

     Расчетное значение намного превышает табличное  значение, поэтому существует связь  между рассматриваемыми признаками. Эта связь является надежной и  статистически значимой. 
 
 
 
 
 
 
 

     7. КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ, ВЫЯВЛЯЮЩИЙ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ СРЕДНЕДУШЕВЫМ ДЕНЕЖНЫМ ДОХОДОМ И ОБОРОТОМ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ 

     Корреляционно-регрессионный  анализ является одним из наиболее распространенных математических методов, используемых в анализе хозяйственной деятельности предприятия.

     Корреляционно-регрессионный  анализ применяется в тех случаях, когда между анализируемыми показателями нет строгой зависимости и полного соответствия, т. е. нет функциональной зависимости.

Информация о работе Статистический анализ розничной торговли Республики Карелии