Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение транспортной системы в целом. Предметом исследования – рассмотрение явлений и процессов, происходящих на транспорте с помощью системы показателей. Основные показатели транспорта будут рассмотрены на национальном уровне, в границах всей Российской Федерации и на уровне региона – Приволжского Федерального округа. На этих уровнях будут проанализированы динамика и структура деятельности данной отрасли.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения транспорта……………...4
1.1 Понятие и сущность транспорта……………………………………………..4
1.2 Классификация транспорта: категории, виды………………………………6
1.3 Источники статистической информации о транспорте…………………...11
1.4. Система статистических показателей деятельности транспорта………...12
2. Статистический анализ деятельности транспорта в Российской Федерации…………………………………………………………………..……14
2.1. Краткая характеристика современного состояния транспортной системы в РФ……………………………………………………………………………….14
2.2 Анализ динамики деятельности транспорта ………………………………17
2.3. Анализ территориальной дифференциации деятельности транспорта………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения………………………………………………………………………
В 2000г. в среднем по Приволжскому Федеральному округу пассажирооборот составил 3225млн пассажиро-км, а в 2006г. 1304 млн пассажиро-км. В 2000г. одна половина областей, входящих в состав ПФО имели пассажирооборот меньше 2754 млн пассажиро-км, другая – больше этого значения. В 2006г. одна половина областей, входящих в состав ПФО имели пассажирооборот меньше 887,5 млн пассажиро-км, другая – больше этого значения. В 2000г. колебания пассажирооборота составили 7641 млн пассажиро-км, а в 2006г. - 3347 млн пассажиро-км. В среднем в 2000г. значение пассажирооборота по различным областям ПФО отличалось от его среднего значения на 2032,3 млн пассажиро-км, а в 2006г. – на 1009,6 млн пассажиро-км. Т.к. за 2000г. и за 2006г. больше 33%(63% и 77,4% соответственно), то совокупности значений пассажирооборотов за данные года можно считать неоднородными.
Пассажирооборот в 2000г. по областям ПФО можно охарактеризовать большей разбросанностью т.к. σ за 2000г. (2032,3 млн пассажиро-км)является большей величиной, чем σ за 2006г.( 1009,6 млн пассажиро-км). Также в 2000г. средний пассажирооборот по ПФО в целом был больше, чем в 20006г. (3225млн пассажиро-км по сравнению с 1304).
Анализ грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности(млн тн-км)
Расчет основных показателей вариации производится аналогично по тем же формулам, что и по пассажирообороту. Результаты расчетов запишем в таблице.
Таблица №7. Показатели вариации по грузообототу
Показатели вариации | 2000г. | 2006г. |
y | 1883 млн тн-км | 2395 млн тн-км |
Me | 1420 млн тн-км | 1927,5 млн тн-км |
R | 4167 | 5553 млн тн-км |
σ² | 1674953,6 млн тн-км² | 2903848,9 млн тн-км² |
σ | 1294,2 млн тн-км | 1704 млн тн-км |
68,7% | 71,2% |
В 2000г. в среднем по Приволжскому Федеральному округу грузооборот составил 1883 млн тн-км, а в 2006г. - 2395 млн тн-км. В 2000г. одна половина областей, входящих в состав ПФО имела грузооборот меньше 4167 млн тн-км, другая – больше этого значения. В 2006г. одна половина областей, входящих в состав ПФО имела грузооборот меньше 1927,5 млн тн-км, другая – больше этого значения. В 2000г. колебания грузооборота составили 4167 млн тн-км, а в 2006г. – 5553 млн тн-км. В среднем в 2000г. значение грузооборота по различным областям ПФО отличалось от его среднего значения на 1294,2 млн пассажиро-км, а в 2006г. – на 1704 млн тн-км. Т.к. за 2000г. и за 2006г. больше 33%(68,7% и 71,2% соответственно), то совокупности значений грузооборотов за данные года можно считать неоднородными.
Грузооборот в 2006г. по областям ПФО можно охарактеризовать большей разбросанностью т.к. σ за 2000г. (1294,2 млн тн-км)является большей величиной, чем σ за 2006г.( 1704 млн тн-км). Также в 2006г. средний грузооборот по ПФО в целом был больше, чем в 2000г. (2395 млн тн-км по сравнению с 1883).
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены особенности каждого вида транспорта, их достоинства и недостатки, проанализированы основные показатели транспорта по Российской Федерации в целом и по Приволжскому Федеральному округу, выявлены (где это было возможно) тенденции развития данных показателей. Рассмотрено современное состояние транспортной системы. Показана важность рассмотрения данной отрасли, рассмотрены основные источники информации о транспортной системе в целом.
Современное состояние транспортной системы можно охарактеризовать как неудовлетворительное: плохое состояние дорог, износ муниципального транспорта достигает 100%, выделяется недостаточно средств из бюджета. Все это требует решать возникающие проблемы как можно скорее. Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации, намеченная в Программе социально-экономического развития Российской Федерации определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие как одну из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни. Транспорт оказывает существенное влияние на формирование запасов сырья, топлива и продукции в сфере производства и потребления, на вместимость складов, размер страховых запасов. Транспорт способствует монолитности государства, повышает способность маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т.е. во времени, необходимого для восстановления их творческих и производственных способностей. Неоценимо научное значение транспорта. Потребность в совершенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки, в свою очередь, позволяет транспорту оказывать услуги населению на более высоком уровне.
Необходимым условием для повышения эффетивности функционирования транспорта является комплексное использование транспорта. Таким образом, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
Меры по повышению технического уровня транспорта должны быть дополнены и подкреплены мероприятиями организационного, экономического и административного характера, позволяющими улучшить управление перевозочным процессом и другой деятельностью транспортных предприятий, для чего предусматривается научное обеспечение разработки соответствующей нормативной правовой базы.
Реализация этих мероприятий позволит успешно решить задачи по техническому перевооружению транспорта, которые связаны с крупными капиталовложениями и требуют максимальной мобилизации и эффективного использования инвестиционных ресурсов, концентрации их на решающих направлениях.
Таким образом, проблема модернизации транспортной системы России представляет собой широкий круг взаимосвязанных технических, экономических и организационных вопросов.
Список использованной литературы
1. В.Л.Соколин. О перспективах развития Российской государственной статистики//Вопросы статистики.2005 №12
2. Горизонты транспорта: Эффективная транспортная политика/Экспертный совет Комитета СФ по промышленной политике; TechInvestLab.com. – Челябинск: Социум, 2004.
3. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений/А.Э.Горев. – 2-е изд., стер. – М.: Издаьельский центр «Академия», 2004.
4. Кононова Г.А. Экономика автомобильного транспорта. – М.: Академия, 2005.
5. Павлова Е.И. Экология транспорта: Учебник для ВУЗов. – М.: Транспорт, 2000.
6. Региональная статистика: Учебник/ Под ред.Е.В.Заровой, Г.И.Чудилина. –М.: Финансы и статистика, 2006.
7. Региональная экономика. / Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ, 2004.
8. Регионы России. Соц-эк. Показатели.2007: Стат.сб./ Росстат. – М., 2007.
9. Рос.стат.ежегодник.2007:Стат.
10. Симонов А.К. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – СПб ИВЭСЭП, Знание, 2004
11. Социальная статистика: Учебник/Под ред. чл.-кор. РАН И.И.Елисеевой. -3-е изд., перераб.и доп..- М.: Финансы и статистика, 2003.
12. Статистика автомобильного транспорта: Учебник/ Алексеева И.М., Ганченко О.И., Петрова Е.В. – М.:Издательство «Экзамен», 2005
13. Статистика транспорта / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2004
14. Т.Д.Дегтярева, О.В.Буряш. Статистический анализ транспортного комплекса региона на основе регрессионной моделей// Вопросы статистики.2003 №8
15. Экономическая статистика: Учебник – 3-е изд., перераб.и доп./ Под ред.проф. Ю.Н.Иванова. – М.: ИНФРА-М,2008.
16. www.gks.ru
Приложение
Приложение 1. [12]
Основные показатели транспорта
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км: |
|
|
|
|
|
|
|
железнодорожные пути | 86 | 86 | 86 | 85 | 85 | 85 | 85 |
в том числе | 41 | 42 | 42 | 43 | 43 | 43 | 43 |
автомобильные дороги с | 754 | 755 | 756 | 745 | 738 | 725 | 755 |
трамвайные пути | 3,0 | 3,0 | 2,9 | 2,9 | 2,8 | 2,8 | 2,8 |
троллейбусные линии | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,9 | 4,9 |
пути метрополитена | 0,40 | 0,41 | 0,41 | 0,42 | 0,42 | 0,44 | 0,44 |
внутренние водные | 85 | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 |
магистральные трубопроводы | 61 | 61 | 63 | 63 | 63 | 63 | 62 |
Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн.т: |
|
|
|
|
|
|
|
железнодорожным | 1047 | 1058 | 1084 | 1161 | 1221 | 1273 | 1312 |
автомобильным (включая | 5878 | 6125 | 6348 | 6468 | 6568 | 6685 | 6753 |
внутренним водным | 106 | 113 | 100 | 104 | 111 | 108 | 109 |
трубопроводным (нефть и | 318 | 345 | 385 | 432 | 469 | 482 | 489 |
Грузооборот транспорта общего пользования, млрд. т· км: |
|
|
|
|
|
|
|
железнодорожного | 1373 | 1434 | 1510 | 1669 | 1802 | 1858 | 1951 |
автомобильного (включая | 153 | 160 | 167 | 173 | 182 | 194 | 199 |
морского | 100 | 94 | 93 | 65 | 47 | 48 | 48 |
внутреннего водного | 65 | 76 | 73 | 71 | 78 | 71 | 58 |
трубопроводного (нефть и | 745 | 797 | 896 | 1003 | 1116 | 1156 | 1154 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек: |
|
|
|
|
|
|
|
железнодорожным | 1419 | 1306 | 1271 | 1304 | 1335 | 1339 | 1339 |
автобусным 3) | 22033 | 20883 | 19620 | 17898 | 16552 | 11297 | 9087 |
трамвайным | 7421 | 7354 | 6982 | 6321 | 5804 | 4123 | 3267 |
троллейбусным | 8759 | 8604 | 8181 | 7291 | 6680 | 4653 | 3775 |
метрополитеном | 4186 | 4205 | 4200 | 4205 | 4211 | 3574 | 3644 |
внутренним водным | 26 | 27 | 27 | 22 | 21 | 16 | 14 |
воздушным | 23 | 26 | 28 | 31 | 35 | 37 | 40 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров: |
|
|
|
|
|
|
|
железнодорожного | 167 | 158 | 153 | 158 | 164 | 172 | 178 |
автобусного 3) | 164 | 155 | 150 | 138 | 129 | 96 | 84 |
внутреннего водного | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,6 |
Приложение 2. [13]
Динамика грузооборота транспорта
| Млрд.т-км | В % к | |
соответствующему | предыдущему | ||
2008г. | |||
Январь | 422,4 | 103,5 | 96,1 |
Февраль | 405,0 | 107,2 | 95,9 |
Март | 434,8 | 104,8 | 107,4 |
I квартал | 1262,2 | 105,1 | 99,2 |
Апрель | 421,1 | 105,2 | 96,8 |
Май | 430,4 | 100,8 | 102,2 |
Июнь | 409,5 | 102,9 | 95,1 |
II квартал | 1261,1 | 102,9 | 99,9 |
I полугодие | 2523,2 | 104,0 |
|
Июль | 417,0 | 101,8 | 101,8 |
Август | 411,3 | 101,5 | 98,6 |
Сентябрь | 405,0 | 100,9 | 98,5 |
III квартал | 1233,3 | 101,4 | 97,8 |
Январь-сентябрь | 3756,5 | 103,1 |
|
Октябрь | 422,3 | 101,3 | 104,3 |
Ноябрь | 380,4 | 91,4 | 90,1 |
Декабрь | 389,2 | 88,6 | 102,3 |
IV квартал | 1191,9 | 93,6 | 96,6 |
Год | 4948,4 | 100,7 |
|
2009г. | |||
Январь | 348,9 | 82,6 | 89,6 |
Февраль | 329,5 | 81,4 | 94,4 |
Март | 361,5 | 83,1 | 109,7 |
I квартал | 1039,9 | 82,4 | 87,2 |
Информация о работе Статистический анализ деятельности транспорта в РФ