Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение транспортной системы в целом. Предметом исследования – рассмотрение явлений и процессов, происходящих на транспорте с помощью системы показателей. Основные показатели транспорта будут рассмотрены на национальном уровне, в границах всей Российской Федерации и на уровне региона – Приволжского Федерального округа. На этих уровнях будут проанализированы динамика и структура деятельности данной отрасли.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения транспорта……………...4
1.1 Понятие и сущность транспорта……………………………………………..4
1.2 Классификация транспорта: категории, виды………………………………6
1.3 Источники статистической информации о транспорте…………………...11
1.4. Система статистических показателей деятельности транспорта………...12
2. Статистический анализ деятельности транспорта в Российской Федерации…………………………………………………………………..……14
2.1. Краткая характеристика современного состояния транспортной системы в РФ……………………………………………………………………………….14
2.2 Анализ динамики деятельности транспорта ………………………………17
2.3. Анализ территориальной дифференциации деятельности транспорта………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения………………………………………………………………………
В общем за рассматриваемый период можно проследить тенденцию грузооборота автомобильного транспорта к увеличению. Этот показатель вырос в 2001 году по отношению к 2000 на 7117 млн тн-км, т.е. на 4,6%, в 2002 году по отношению к 2000 возрос на 14503 млн тн-км, т.е. на 9,5%, в 2003году по отношению к 2000 вырос на 20411 млн тн-км, т.е. на 13,4%, в 2004 году по отношению к 2000 повысился на 29406 млн тн-км, т.е. на 19,2%, в 2005году по отношению к 2000 возрос на 40862 млн тн-км, т.е. на 26,8%, в 2006году по отношению к 2000 (за весь рассматриваемый период) вырос на 46031, т.е. на 30,1%.
По отношению к 2001 году грузооборот в 2002 году возрос на 7386 млн тн-км, т.е. на 4,6%,в 2003 по отношению к 2002 повысился на 5908 млн тн-км, т.е. на 3,5%, в 2004 по отношению к 2003 вырос на 8995 млн тн-км, т.е. на 5,2%, в 2005 по отношению к 2006 возрос на 11456 млн тн-км, т.е. на 6,3%, и наконец в 2005 году по отношению к 2005 г. грузооборот возрос на 5169 млн тн-км, т.е. на 2,7%.
Наибольшее изменение грузооборота по сравнению с 2000г. наблюдалось в 2005г. – на 40862 млн тн-км, т.е. на 26,8%, также в 2005г. наблюдалось наибольшее изменение грузооборота по сравнению с предыдущим годом – на 11456 млн тн-км, т.е. на 6,3%.
Наименьшее изменение грузооборота по сравнению с 2000г. наблюдалось в 2001г. – на 7117 млн тн-км, т.е. на 4,6%.Наименьшее изменение по сравнению с предыдущим годом наблюдалось в 2003г., по сравнению с 2002 на 5908 млн тн-км, т.е. на 3,5%.
Расчет средних показателей:
y = == 161067,85 млн тн-км. Среднегодовой грузооборот за период с 2000 по 2006г. составил 161067,85 млн тонн-км
Тр = •100%= 104,5%, Тп = Тр-100 = 4,5%. В среднем каждый год грузооборот увеличивался на 4,5%.
Δi = = 7671,8 млн тн-км. В среднем каждый год грузооборот увеличивался на 7671,8 млн тн-км.
Таблица №2. Анализ динамики грузооборота автомобильного транспорта всех видов деятельности по ПФО в целом[9]
Года  | Грузооборот (млн тн-км)  | Трб  | Тпрб  | Трц  | Тпрц  | Δyб (млн тн-км)  | Δyц (млн тн-км)  | 
2000  | 26357  | __  | ___  | ___  | ____  | ___  | __  | 
01  | 24186  | 0,918  | -0,082  | 0,918  | -0,082  | -2171  | -2171  | 
02  | 22486  | 0,853  | -0,147  | 0,930  | -0,070  | -3871  | -1700  | 
03  | 30252  | 1,148  | 0,148  | 1,345  | 0,345  | 3895  | 7766  | 
04  | 33425  | 1,268  | 0,268  | 1,105  | 0,105  | 7068  | 3173  | 
05  | 29668  | 1,126  | 0,126  | 0,888  | -0,112  | 3311  | -3757  | 
06  | 33531  | 1,272  | 0,272  | 1,130  | 0,130  | 7174  | 3863  | 
Итого  | 
  | 
  | 
  | 1,273  | 
  | 
  | 7174  | 
В целом общей тенденции развития грузооборота по Приволжскому Федеральному округу выявить нельзя. В 2001 году по отношению к 2000 он снизился на 2171 млн тн-км, т.е. на 8,2%, в 2002 году по отношению к 2000 продолжает снижаться на 3871 млн тн-км, т.е. на 14,7%. Затем можно заметить рост данного показателя, но также устойчивую тенденцию роста выявить достаточно сложно. В 2003г. по отношению к 2000 грузооборот вырос на 3895 млн тн-км, т.е. на 14,8%, в 2004 году по отношению к 2000 повысился на 7068 млн тн-км, т.е. на 26,8%, в 2005году по отношению к 2000 возрос на 3311, т.е. на 12,6%, в 2006г. по отношению к 2000 (за весь рассматриваемый период) вырос на 7174 млн тн-км, т.е. на 27,2%.
Похожую ситуацию можно наблюдать, рассматривая изменение грузооборота по сравнению с предыдущим, а не базисным годом. В начале мы видим снижение грузооборота: в 2002 году по отношению к 2001 году на 1700 млн тн-км, т.е. на 7%. Затем его повышение в 2003 по отношению к 2002 на 7766 млн тн-км, т.е. на 34,5%, в 2004 по отношению к 2003 на 3173 млн тн-км, т.е. на 10,5%. Затем опять следует снижение грузооборота в 2005 по отношению к 2004 на 3757 млн тн-км, т.е. на 11,2%, и наконец в 2006 году по отношению к 2005 г. грузооборот возрастает на 3863 млн тн-км, т.е. на 13%.
Наибольшее увеличение грузооборота по сравнению с 2000г. наблюдалось в 2006г. – на 7174 млн тн-км, т.е. на 27,2%, в 2005г. наблюдалось наибольшее снижение грузооборота по сравнению с предыдущим годом – на 3757 млн тн-км, т.е. на 11,2%, наибольшее увеличение наблюдалось в 2006г. по сравнению с предыдущим годом – на 3863 млн тн-км, т.е. на 13%.
Расчет средних показателей:
y = = 28557,9 млн тн-км. Среднегодовой грузооборот за период с 2000 по 2006г. составил 28557,9 млн тн-км.
Тр = •100%= 104,1%, Тпр = Тр-100 = 4,1%. В среднем каждый год грузооборот увеличивался на 4,1%.
Δi = = 1195,7 млн тонн-км. В среднем каждый год грузооборот увеличивался на 1195,7 млн тонн-км.
Таблица 3. Анализ динамики пассажирооборота автобусов общего пользования по Российской Федерации
Года  | Пассажиро- оборот(млн пассажиро-км)  | Трб  | Тпрб  | Трц  | Тпрц  | Δyб (млн пассажиро-км)  | Δyц (млн пассажиро-км)  | 
2000  | 164369  | ____  | _____  | ___  | _____  | ____  | ____  | 
01  | 154861  | 0,942  | -0,058  | 0,942  | -0,058  | -9508  | -9508  | 
02  | 149914  | 0,912  | -0,088  | 0,968  | -0,032  | -14455  | -4947  | 
03  | 138454  | 0,842  | -0,158  | 0,924  | -0,076  | -25915  | -11468  | 
04  | 129436  | 0,787  | -0,212  | 0,935  | -0,065  | -34933  | -9018  | 
05  | 96284  | 0,586  | 0,414  | 0,744  | -0,256  | -68085  | -33152  | 
06  | 84331  | 0,513  | -0,487  | 0,876  | -0,124  | -80038  | -11953  | 
Итого  | 
  | 
  | 
  | 0,513  | 
  | 
  | -80038  | 
Пассажирооборот автобусов общего пользования по Российской Федерации за период с 2000 по 2006г. имел тенденцию к снижению. В 2001 г. по отношению к 2000 этот показатель снизился на 9508 млн пассажиро-км, т.е. на 5,8%, в 2002 г. по отношению к 2000 снизился на 14455 млн пассажиро-км, т.е. на 8,8%, в 2003г. по отношению к 2000 снизился на 25915 млн пассажиро-км, т.е. на 15,8%, в 2004 г. по отношению к 2000 снизился на 34933 млн пассажиро-км, т.е. на 21,2%, в 2005г. по отношению к 2000 снизился на 68085 млн пассажиро-км, т.е. на 41,4%, за весь рассматриваемый период пассажирооборот снизился на 80038 млн пассажиро-км, т.е. на 48,7%.
По отношению к 2001 г. пассажирооборот в 2002 г. снизился на 4947 млн пассажиро-км, т.е. на 3,2%,в 2003г. по отношению к 2002 снизился на 11468 млн пассажиро-км, т.е. на 7,6%, в 2004г. по отношению к 2003 понизился на 9018 млн пассажиро-км, т.е. на 6,5%, в 2005 по отношению к 2004 уменьшился на 33152 млн пассажиро-км, т.е. на 25,6%, и наконец в 2006 г. по отношению к 2005 г. пассажирооборот снизился на 11953 млн пассажиро-км, т.е. на 12,4%.
Наибольшее снижение пассажирооборота по сравнению с 2000г. наблюдалось в 2006г. – на 80038 млн пассажиро-км, т.е. на 48,7%, в 2005г. наблюдалось наибольшее снижение пассажирооборота по сравнению с предыдущим годом – на 33152 млн пассажиро-км, т.е. на 25,6%.
Расчет средних показателей:
y = = 131092,7 млн пассажиро-км. Среднегодовой грузооборот за период с 2000 по 2006г. составил 131092,7 млн пассажиро-км.
Тр = •100%= 89,5%, Тпр = Тр-100 = -10,5%. В среднем каждый год пассажирооборот снижался на 10,5%.
Δi = = -13339,7 млн пассажиро-км. В среднем каждый год пассажирооборот снижался на 13339,7 млн пассажиро-км.
Таблица №4. Анализ динамики грузооборота автомобильного транспорта всех видов деятельности по ПФО в целом[10]
Года  | Пассажиро-оборот (млн пассажиро-км)  | Трб  | Тпрб  | Трц  | Тпрц  | Δyб (млн пассажиро-км)  | Δyц (млн пассажиро-км)  | 
2000  | 45154  | __  | __  | __  | __  | __  | __  | 
01  | 41032  | 0,909  | -0,091  | 0,909  | -0,091  | -4122  | -4122  | 
02  | 40506  | 0,898  | -0,102  | 0,987  | -0,013  | -4648  | -526  | 
03  | 35297  | 0,782  | -0,218  | 0,871  | -0,129  | -9857  | -5209  | 
04  | 32576  | 0,721  | -0,279  | 0,923  | -0,077  | -12578  | -2721  | 
05  | 20659  | 0,458  | -0,542  | 0,634  | -0,366  | -24495  | -11917  | 
06  | 18259  | 0,404  | -0,596  | 0,884  | -0,116  | -26895  | -2400  | 
Итого  | 
  | 
  | 
  | 0,404  | 
  | 
  | -26895  | 
Пассажирооборот автобусов общего пользования по ПФО за период с 2000 по 2006г. также как и в Российской Федерации в целом имел тенденцию к снижению. В 2001 году по отношению к 2000 этот показатель снизился на 4122 млн пассажиро-км, т.е. на 9,1%, в 2002 по отношению к 2000 снизился на 4648 млн пассажиро-км, т.е. на 10,2%, в 2003г. по отношению к 2000 снизился на 9857 млн пассажиро-км, т.е. на 21,8%, в 2004 году по отношению к 2000 снизился на 12578 млн пассажиро-км, т.е. на 27,9%, в 2005году по отношению к 2000 снизился на 24495 млн пассажиро-км, т.е. на 54,2%, за весь рассматриваемый период пассажирооборот снизился на 26895 млн пассажиро-км, т.е. на 59,6%.
По отношению к 2001 году пассажирооборот в 2002 году снизился на 526 млн пассажиро-км, т.е. на 1,3%, в 2003 по отношению к 2002 снизился на 5209 млн пассажиро-км, т.е. на 12,9%, в 2004 по отношению к 2003 понизился на 2721 млн пассажиро-км, т.е. на 7,7%, в 2005 по отношению к 2004 уменьшился на 11917 млн пассажиро-км, т.е. на 36,6%, и наконец в 2006 году по отношению к 2005 г. пассажирооборот снизился на 2400 млн пассажиро-км, т.е. на 11,6%.
Наибольшее снижение наблюдалось в 2006г. по отношению к 2000г. на 26895 млн пассажиро-км, т.е. на 59,6%, наименьшее – в 2001г. по отношению с 2000г. на 4122 млн пассажиро-км, т.е. на 9,1%, Наибольшее снижение по сравнению с предыдущим годом наблюдалось в 2005г., наименьшее – в 2002г.
Расчет средних показателей:
y = = 33354,7 млн пассажиро-км. Среднегодовой грузооборот за период с 2000 по 2006г. составил 33354,7 млн пассажиро-км.
Тр = •100%= 0,86%, Тпр = Тр-100 = -14%. В среднем каждый год пассажирооборот снижался на 14%.
Δi = = -26895 млн пассажиро-км. В среднем каждый год пассажирооборот снижался на 26895млн пассажиро-км.
2.3. Анализ территориальной дифференциации деятельности транспорта
В этой главе будут проанализированы такие показатели как грузооборот и пассажирооборот по областям Приволжского Федерального округа с помощью показателей вариации(R,σ²,σ, Vσ) и средних величин(y,Me, Mo) в 2006г. по сравнению с 2000г.
Анализ пассажирооборота автобусов общего пользования (млн пассажиро-км) на примере Приволжского Федерального округа за 2000г. и за 2006г[11].
Таблица №5. Пассажирооборот автобусов общего пользования на примере Приволжского Федерального округа за 2000г. и за 2006г.
2000г.  | Пассажирооборот (млн пассажиро-км)  | 20006г.  | Пассажирооборот (млн пассажиро-км)  | 
Респ. Мордовия  | 581  | Ульяновская обл.  | 334  | 
Пензенская обл.  | 1445  | Респ. Мордовия  | 443  | 
Ульяновская обл.  | 1600  | Кировская обл.  | 517  | 
Респ. Марий Эл  | 1647  | Пензенская обл.  | 578  | 
Удмуртская респ.  | 1776  | Респ. Марий Эл  | 641  | 
Кировская обл.  | 2010  | Саратовская обл.  | 
  | 
Оренбургская обл.  | 2370  | Пермский край  | 885  | 
Чувашская респ.  | 3138  | Чувашская респ.  | 890  | 
Саратовская обл.  | 3319  | Оренбургская область  | 1207  | 
Пермский край  | 3787  | Удмуртская респ.  | 1321  | 
Респ. Башкортостан  | 3900  | Самарская обл.  | 1546  | 
Самарская обл.  | 5222  | Нижегородская обл.  | 2469  | 
Респ. Татарстан  | 6137  | Респ. Татарстан  | 3084  | 
Нижегородская обл.  | 8222  | Респ. Башкортостан  | 3681  | 
По формуле простой средней арифметической найдем средний пассажирооборот по Приволжскому Федеральному округу за 2000г. и за 2006г.: y = .
Медиана(Me) – это значение признака у единицы, находящейся в середине ранжированного ряда. В нашем случае ряд состоит из четного количества признаков(14), Me рассчитывается как среднее арифметическое из величин, расположенных ближе всего к середине ряда:Me= =
Мода(Mo) – наиболее часто встречающееся значение признака, но поскольку все значение пассажирооборота встречаются только один раз, моду мы найти не можем.
Находим размах вариации как разность между наибольшим и наименьшим значением: R=Xmax-Xmin, дисперсию (σ²) найдем по формуле: σ²=.
Среднее квадратическое отклонение(σ) : σ=, коэффициет вариации: =•100%. Результаты расчетов представим в виде таблицы:
Таблица №6. Показатели вариации по пассажирообороту
Показатели вариации  | 2000г.  | 2006г.  | 
y  | 3225млн пассажиро-км  | 1304 млн пассажиро-км  | 
Me  | 2754 млн пассажиро-км  | 887,5 млн пассажиро-км  | 
R  | 7641 млн пассажиро-км  | 3347 млн пассажиро-км  | 
σ²  | 4130166,5  | 1019292  | 
σ  | 2032,3 млн пассажиро-км  | 1009,6 млн пассажиро-км  | 
63%  | 77,4%  | 
Информация о работе Статистический анализ деятельности транспорта в РФ