Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение транспортной системы в целом. Предметом исследования – рассмотрение явлений и процессов, происходящих на транспорте с помощью системы показателей. Основные показатели транспорта будут рассмотрены на национальном уровне, в границах всей Российской Федерации и на уровне региона – Приволжского Федерального округа. На этих уровнях будут проанализированы динамика и структура деятельности данной отрасли.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения транспорта……………...4
1.1 Понятие и сущность транспорта……………………………………………..4
1.2 Классификация транспорта: категории, виды………………………………6
1.3 Источники статистической информации о транспорте…………………...11
1.4. Система статистических показателей деятельности транспорта………...12
2. Статистический анализ деятельности транспорта в Российской Федерации…………………………………………………………………..……14
2.1. Краткая характеристика современного состояния транспортной системы в РФ……………………………………………………………………………….14
2.2 Анализ динамики деятельности транспорта ………………………………17
2.3. Анализ территориальной дифференциации деятельности транспорта………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения………………………………………………………………………
В общем за рассматриваемый период можно проследить тенденцию грузооборота автомобильного транспорта к увеличению. Этот показатель вырос в 2001 году по отношению к 2000 на 7117 млн тн-км, т.е. на 4,6%, в 2002 году по отношению к 2000 возрос на 14503 млн тн-км, т.е. на 9,5%, в 2003году по отношению к 2000 вырос на 20411 млн тн-км, т.е. на 13,4%, в 2004 году по отношению к 2000 повысился на 29406 млн тн-км, т.е. на 19,2%, в 2005году по отношению к 2000 возрос на 40862 млн тн-км, т.е. на 26,8%, в 2006году по отношению к 2000 (за весь рассматриваемый период) вырос на 46031, т.е. на 30,1%.
По отношению к 2001 году грузооборот в 2002 году возрос на 7386 млн тн-км, т.е. на 4,6%,в 2003 по отношению к 2002 повысился на 5908 млн тн-км, т.е. на 3,5%, в 2004 по отношению к 2003 вырос на 8995 млн тн-км, т.е. на 5,2%, в 2005 по отношению к 2006 возрос на 11456 млн тн-км, т.е. на 6,3%, и наконец в 2005 году по отношению к 2005 г. грузооборот возрос на 5169 млн тн-км, т.е. на 2,7%.
Наибольшее изменение грузооборота по сравнению с 2000г. наблюдалось в 2005г. – на 40862 млн тн-км, т.е. на 26,8%, также в 2005г. наблюдалось наибольшее изменение грузооборота по сравнению с предыдущим годом – на 11456 млн тн-км, т.е. на 6,3%.
Наименьшее изменение грузооборота по сравнению с 2000г. наблюдалось в 2001г. – на 7117 млн тн-км, т.е. на 4,6%.Наименьшее изменение по сравнению с предыдущим годом наблюдалось в 2003г., по сравнению с 2002 на 5908 млн тн-км, т.е. на 3,5%.
Расчет средних показателей:
y = == 161067,85 млн тн-км. Среднегодовой грузооборот за период с 2000 по 2006г. составил 161067,85 млн тонн-км
Тр = •100%= 104,5%, Тп = Тр-100 = 4,5%. В среднем каждый год грузооборот увеличивался на 4,5%.
Δi = = 7671,8 млн тн-км. В среднем каждый год грузооборот увеличивался на 7671,8 млн тн-км.
Таблица №2. Анализ динамики грузооборота автомобильного транспорта всех видов деятельности по ПФО в целом[9]
Года | Грузооборот (млн тн-км) | Трб | Тпрб | Трц | Тпрц | Δyб (млн тн-км) | Δyц (млн тн-км) |
2000 | 26357 | __ | ___ | ___ | ____ | ___ | __ |
01 | 24186 | 0,918 | -0,082 | 0,918 | -0,082 | -2171 | -2171 |
02 | 22486 | 0,853 | -0,147 | 0,930 | -0,070 | -3871 | -1700 |
03 | 30252 | 1,148 | 0,148 | 1,345 | 0,345 | 3895 | 7766 |
04 | 33425 | 1,268 | 0,268 | 1,105 | 0,105 | 7068 | 3173 |
05 | 29668 | 1,126 | 0,126 | 0,888 | -0,112 | 3311 | -3757 |
06 | 33531 | 1,272 | 0,272 | 1,130 | 0,130 | 7174 | 3863 |
Итого |
|
|
| 1,273 |
|
| 7174 |
В целом общей тенденции развития грузооборота по Приволжскому Федеральному округу выявить нельзя. В 2001 году по отношению к 2000 он снизился на 2171 млн тн-км, т.е. на 8,2%, в 2002 году по отношению к 2000 продолжает снижаться на 3871 млн тн-км, т.е. на 14,7%. Затем можно заметить рост данного показателя, но также устойчивую тенденцию роста выявить достаточно сложно. В 2003г. по отношению к 2000 грузооборот вырос на 3895 млн тн-км, т.е. на 14,8%, в 2004 году по отношению к 2000 повысился на 7068 млн тн-км, т.е. на 26,8%, в 2005году по отношению к 2000 возрос на 3311, т.е. на 12,6%, в 2006г. по отношению к 2000 (за весь рассматриваемый период) вырос на 7174 млн тн-км, т.е. на 27,2%.
Похожую ситуацию можно наблюдать, рассматривая изменение грузооборота по сравнению с предыдущим, а не базисным годом. В начале мы видим снижение грузооборота: в 2002 году по отношению к 2001 году на 1700 млн тн-км, т.е. на 7%. Затем его повышение в 2003 по отношению к 2002 на 7766 млн тн-км, т.е. на 34,5%, в 2004 по отношению к 2003 на 3173 млн тн-км, т.е. на 10,5%. Затем опять следует снижение грузооборота в 2005 по отношению к 2004 на 3757 млн тн-км, т.е. на 11,2%, и наконец в 2006 году по отношению к 2005 г. грузооборот возрастает на 3863 млн тн-км, т.е. на 13%.
Наибольшее увеличение грузооборота по сравнению с 2000г. наблюдалось в 2006г. – на 7174 млн тн-км, т.е. на 27,2%, в 2005г. наблюдалось наибольшее снижение грузооборота по сравнению с предыдущим годом – на 3757 млн тн-км, т.е. на 11,2%, наибольшее увеличение наблюдалось в 2006г. по сравнению с предыдущим годом – на 3863 млн тн-км, т.е. на 13%.
Расчет средних показателей:
y = = 28557,9 млн тн-км. Среднегодовой грузооборот за период с 2000 по 2006г. составил 28557,9 млн тн-км.
Тр = •100%= 104,1%, Тпр = Тр-100 = 4,1%. В среднем каждый год грузооборот увеличивался на 4,1%.
Δi = = 1195,7 млн тонн-км. В среднем каждый год грузооборот увеличивался на 1195,7 млн тонн-км.
Таблица 3. Анализ динамики пассажирооборота автобусов общего пользования по Российской Федерации
Года | Пассажиро- оборот(млн пассажиро-км) | Трб | Тпрб | Трц | Тпрц | Δyб (млн пассажиро-км) | Δyц (млн пассажиро-км) |
2000 | 164369 | ____ | _____ | ___ | _____ | ____ | ____ |
01 | 154861 | 0,942 | -0,058 | 0,942 | -0,058 | -9508 | -9508 |
02 | 149914 | 0,912 | -0,088 | 0,968 | -0,032 | -14455 | -4947 |
03 | 138454 | 0,842 | -0,158 | 0,924 | -0,076 | -25915 | -11468 |
04 | 129436 | 0,787 | -0,212 | 0,935 | -0,065 | -34933 | -9018 |
05 | 96284 | 0,586 | 0,414 | 0,744 | -0,256 | -68085 | -33152 |
06 | 84331 | 0,513 | -0,487 | 0,876 | -0,124 | -80038 | -11953 |
Итого |
|
|
| 0,513 |
|
| -80038 |
Пассажирооборот автобусов общего пользования по Российской Федерации за период с 2000 по 2006г. имел тенденцию к снижению. В 2001 г. по отношению к 2000 этот показатель снизился на 9508 млн пассажиро-км, т.е. на 5,8%, в 2002 г. по отношению к 2000 снизился на 14455 млн пассажиро-км, т.е. на 8,8%, в 2003г. по отношению к 2000 снизился на 25915 млн пассажиро-км, т.е. на 15,8%, в 2004 г. по отношению к 2000 снизился на 34933 млн пассажиро-км, т.е. на 21,2%, в 2005г. по отношению к 2000 снизился на 68085 млн пассажиро-км, т.е. на 41,4%, за весь рассматриваемый период пассажирооборот снизился на 80038 млн пассажиро-км, т.е. на 48,7%.
По отношению к 2001 г. пассажирооборот в 2002 г. снизился на 4947 млн пассажиро-км, т.е. на 3,2%,в 2003г. по отношению к 2002 снизился на 11468 млн пассажиро-км, т.е. на 7,6%, в 2004г. по отношению к 2003 понизился на 9018 млн пассажиро-км, т.е. на 6,5%, в 2005 по отношению к 2004 уменьшился на 33152 млн пассажиро-км, т.е. на 25,6%, и наконец в 2006 г. по отношению к 2005 г. пассажирооборот снизился на 11953 млн пассажиро-км, т.е. на 12,4%.
Наибольшее снижение пассажирооборота по сравнению с 2000г. наблюдалось в 2006г. – на 80038 млн пассажиро-км, т.е. на 48,7%, в 2005г. наблюдалось наибольшее снижение пассажирооборота по сравнению с предыдущим годом – на 33152 млн пассажиро-км, т.е. на 25,6%.
Расчет средних показателей:
y = = 131092,7 млн пассажиро-км. Среднегодовой грузооборот за период с 2000 по 2006г. составил 131092,7 млн пассажиро-км.
Тр = •100%= 89,5%, Тпр = Тр-100 = -10,5%. В среднем каждый год пассажирооборот снижался на 10,5%.
Δi = = -13339,7 млн пассажиро-км. В среднем каждый год пассажирооборот снижался на 13339,7 млн пассажиро-км.
Таблица №4. Анализ динамики грузооборота автомобильного транспорта всех видов деятельности по ПФО в целом[10]
Года | Пассажиро-оборот (млн пассажиро-км) | Трб | Тпрб | Трц | Тпрц | Δyб (млн пассажиро-км) | Δyц (млн пассажиро-км) |
2000 | 45154 | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
01 | 41032 | 0,909 | -0,091 | 0,909 | -0,091 | -4122 | -4122 |
02 | 40506 | 0,898 | -0,102 | 0,987 | -0,013 | -4648 | -526 |
03 | 35297 | 0,782 | -0,218 | 0,871 | -0,129 | -9857 | -5209 |
04 | 32576 | 0,721 | -0,279 | 0,923 | -0,077 | -12578 | -2721 |
05 | 20659 | 0,458 | -0,542 | 0,634 | -0,366 | -24495 | -11917 |
06 | 18259 | 0,404 | -0,596 | 0,884 | -0,116 | -26895 | -2400 |
Итого |
|
|
| 0,404 |
|
| -26895 |
Пассажирооборот автобусов общего пользования по ПФО за период с 2000 по 2006г. также как и в Российской Федерации в целом имел тенденцию к снижению. В 2001 году по отношению к 2000 этот показатель снизился на 4122 млн пассажиро-км, т.е. на 9,1%, в 2002 по отношению к 2000 снизился на 4648 млн пассажиро-км, т.е. на 10,2%, в 2003г. по отношению к 2000 снизился на 9857 млн пассажиро-км, т.е. на 21,8%, в 2004 году по отношению к 2000 снизился на 12578 млн пассажиро-км, т.е. на 27,9%, в 2005году по отношению к 2000 снизился на 24495 млн пассажиро-км, т.е. на 54,2%, за весь рассматриваемый период пассажирооборот снизился на 26895 млн пассажиро-км, т.е. на 59,6%.
По отношению к 2001 году пассажирооборот в 2002 году снизился на 526 млн пассажиро-км, т.е. на 1,3%, в 2003 по отношению к 2002 снизился на 5209 млн пассажиро-км, т.е. на 12,9%, в 2004 по отношению к 2003 понизился на 2721 млн пассажиро-км, т.е. на 7,7%, в 2005 по отношению к 2004 уменьшился на 11917 млн пассажиро-км, т.е. на 36,6%, и наконец в 2006 году по отношению к 2005 г. пассажирооборот снизился на 2400 млн пассажиро-км, т.е. на 11,6%.
Наибольшее снижение наблюдалось в 2006г. по отношению к 2000г. на 26895 млн пассажиро-км, т.е. на 59,6%, наименьшее – в 2001г. по отношению с 2000г. на 4122 млн пассажиро-км, т.е. на 9,1%, Наибольшее снижение по сравнению с предыдущим годом наблюдалось в 2005г., наименьшее – в 2002г.
Расчет средних показателей:
y = = 33354,7 млн пассажиро-км. Среднегодовой грузооборот за период с 2000 по 2006г. составил 33354,7 млн пассажиро-км.
Тр = •100%= 0,86%, Тпр = Тр-100 = -14%. В среднем каждый год пассажирооборот снижался на 14%.
Δi = = -26895 млн пассажиро-км. В среднем каждый год пассажирооборот снижался на 26895млн пассажиро-км.
2.3. Анализ территориальной дифференциации деятельности транспорта
В этой главе будут проанализированы такие показатели как грузооборот и пассажирооборот по областям Приволжского Федерального округа с помощью показателей вариации(R,σ²,σ, Vσ) и средних величин(y,Me, Mo) в 2006г. по сравнению с 2000г.
Анализ пассажирооборота автобусов общего пользования (млн пассажиро-км) на примере Приволжского Федерального округа за 2000г. и за 2006г[11].
Таблица №5. Пассажирооборот автобусов общего пользования на примере Приволжского Федерального округа за 2000г. и за 2006г.
2000г. | Пассажирооборот (млн пассажиро-км) | 20006г. | Пассажирооборот (млн пассажиро-км) |
Респ. Мордовия | 581 | Ульяновская обл. | 334 |
Пензенская обл. | 1445 | Респ. Мордовия | 443 |
Ульяновская обл. | 1600 | Кировская обл. | 517 |
Респ. Марий Эл | 1647 | Пензенская обл. | 578 |
Удмуртская респ. | 1776 | Респ. Марий Эл | 641 |
Кировская обл. | 2010 | Саратовская обл. |
|
Оренбургская обл. | 2370 | Пермский край | 885 |
Чувашская респ. | 3138 | Чувашская респ. | 890 |
Саратовская обл. | 3319 | Оренбургская область | 1207 |
Пермский край | 3787 | Удмуртская респ. | 1321 |
Респ. Башкортостан | 3900 | Самарская обл. | 1546 |
Самарская обл. | 5222 | Нижегородская обл. | 2469 |
Респ. Татарстан | 6137 | Респ. Татарстан | 3084 |
Нижегородская обл. | 8222 | Респ. Башкортостан | 3681 |
По формуле простой средней арифметической найдем средний пассажирооборот по Приволжскому Федеральному округу за 2000г. и за 2006г.: y = .
Медиана(Me) – это значение признака у единицы, находящейся в середине ранжированного ряда. В нашем случае ряд состоит из четного количества признаков(14), Me рассчитывается как среднее арифметическое из величин, расположенных ближе всего к середине ряда:Me= =
Мода(Mo) – наиболее часто встречающееся значение признака, но поскольку все значение пассажирооборота встречаются только один раз, моду мы найти не можем.
Находим размах вариации как разность между наибольшим и наименьшим значением: R=Xmax-Xmin, дисперсию (σ²) найдем по формуле: σ²=.
Среднее квадратическое отклонение(σ) : σ=, коэффициет вариации: =•100%. Результаты расчетов представим в виде таблицы:
Таблица №6. Показатели вариации по пассажирообороту
Показатели вариации | 2000г. | 2006г. |
y | 3225млн пассажиро-км | 1304 млн пассажиро-км |
Me | 2754 млн пассажиро-км | 887,5 млн пассажиро-км |
R | 7641 млн пассажиро-км | 3347 млн пассажиро-км |
σ² | 4130166,5 | 1019292 |
σ | 2032,3 млн пассажиро-км | 1009,6 млн пассажиро-км |
63% | 77,4% |
Информация о работе Статистический анализ деятельности транспорта в РФ