Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение транспортной системы в целом. Предметом исследования – рассмотрение явлений и процессов, происходящих на транспорте с помощью системы показателей. Основные показатели транспорта будут рассмотрены на национальном уровне, в границах всей Российской Федерации и на уровне региона – Приволжского Федерального округа. На этих уровнях будут проанализированы динамика и структура деятельности данной отрасли.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения транспорта……………...4
1.1 Понятие и сущность транспорта……………………………………………..4
1.2 Классификация транспорта: категории, виды………………………………6
1.3 Источники статистической информации о транспорте…………………...11
1.4. Система статистических показателей деятельности транспорта………...12
2. Статистический анализ деятельности транспорта в Российской Федерации…………………………………………………………………..……14
2.1. Краткая характеристика современного состояния транспортной системы в РФ……………………………………………………………………………….14
2.2 Анализ динамики деятельности транспорта ………………………………17
2.3. Анализ территориальной дифференциации деятельности транспорта………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения………………………………………………………………………
Преимущества воздушного транспорта:
- высокая скорость доставки пассажиров;
- маневренность в организации пассажирских перевозок;
-большая беспосадочная дальность полета;
-кратчайшие расстояния перевозок;
- экономия времени;
- достаточно высокая культура обслуживания.
Минус воздушного транспорта заключается в его дороговизне. Этот вид транспорта используется в основном для пассажирских транспортировок, поэтому его доля в общем грузообороте достаточно небольшая.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт – один из видов транспорта, предназначенный для транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа с мест добычи в районы их потребления и переработки. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного.
К преимуществам этого вида транспорта по сравнению с доставкой нефти, нефтепродуктов и газа другими видами транспорта относятся: сравнительно небольшие расстояния, обеспечение сохранности нефти и нефтепродуктов благодаря полной герметизации процесса транспортировки, полная автоматизация операций, меньшие капиталовложения и расход металла, высокий уровень производительности труда, непрерывность процесса и др.
Недостатки данного вида транспорта в том, что существует узкая специализация трубопроводов и необходимость наличия устойчивого и достаточного по величине потока грузов.
1.3. Источники статистической информации о транспорте
Основной источник данных статистики транспорта - сплошной текущий учёт и основанная на нём периодическая отчётность транспортных предприятий, а также специального статистического обследования сплошного и несплошного характера (например, ежегодная перепись вагонов, обследование скорости доставки грузов)[3].
При изучении наиболее массового вида транспорта - автомобильного, а также других видов транспорта, где получает развитие малое предпринимательство, в целях снижения отчетной нагрузки на хозяйствующие субъекты, используется один из видов несплошного наблюдения - метод основного массива (цензовый). Статистическая информация предоставляется компаниями, занятыми исследованиями и разработками, консалтинговыми фирмами.
В последнее время проблема распределения по регионам объемов выполненных работ (услуг) межрегиональными компаниями транспорта и связи приобрела особую остроту ввиду использования данных об этих объемах при расчетах валового регионального продукта. Поэтому планируется разработать методологию
статистического наблюдения за деятельностью межрегиональных компаний и проведение пилотных обследований на железнодорожном, воздушном и трубопроводном транспорте, а также в области связи.
1.4. Система показателей деятельности транспорта
Каждый вид транспорта характеризуется собственной системой показателей, однако, многие из них являются общими для всех видов. Условно показатели можно разделить на следующие группы:[4]
*показатели перевозочной работы:
- грузооборот. Исчисляется как сумма произведений веса перевезенного за отдельные ездки груза в тоннах на путь в километрах. Единицей измерения является тонно-киллометр.
-пассажирооборот транспорта общего пользования. Исчисляется суммированием произведений числа пассажиров каждой перевозки на расстояние перевозки в километрах. Единицей измерения является пассажирокилометр (перемещение пассажиров на 1 км).
-объем перевозок грузов, т. Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена договором перевозки.
-объем перевозок пассажиров, чел. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиропосадка.
٭показатели материально-технической базы:
- протяженность сетей путей сообщения, км;
-густота сетей путей сообщения, т.е. протяженность сети путей сообщения, отнесенная к единице площади территории;
-суммарная грузоподъемность, или тоннаж, транспортных единиц, т;
-пропускная способность элементов транспортной сети, транспортных единиц в час или сутки;
-провозная способность элементов транспортной сети, тонн в час или сутки;
*показатели эксплуатационной работы:
- средняя дальность перевозок, км;
-скорость доставки грузов, км/ч;
-среднесуточный пробег, км/сут.;
* показатели экономической эффективности и финансовые:
-себестоимость перевозки;
-фондоотдача;
-расходы;
-рентабельность.
2. Статистический анализ деятельности транспорта в Российской Федерации
2.1. Краткая характеристика современного состояния транспортной системы в РФ
В целом ситуация на транспорте в настоящее время достаточно нестабильная. Медленными темпами начинает увеличиваться грузооборот автомобильного транспорта (205849 млн тн-км в 2007г. по сравнению с 198766 млн тн-км в 2006г.). Увеличивается густота автомобильных дорог общего пользования (37 км на 1000м² в 2007г. по сравнению с 32 в 2003г.). Хотя при этом удельный вес автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием снижается. Снижается показатель пассажирооборота для автобусов общего пользования (77850 млн пассажиро-км в 2007г. по сравнению с 138454 в 2003г.) [5], т.к. много городских автобусных маршрутов ликвидировано, практически нет таксомоторных парков. Снижается и количество автобусов. Износ муниципального транспорта во многих городах России может достигать 100%[6].
Авиатранспорт, железнодорожный, междугородний автомобильный, речной и морской также снижают свой пассажирооборот: в 2003 г. перевезли на 5,5 млрд. пассажиров меньше, чем в предыдущие годы. Это прямые потери рынка транспортных услуг из-за снижения покупательной способности населения.
Хотя Россия занимает второе место в мире по протяженности железных дорог, но почти втрое отстает от США, где протяженность "железки" - 212 тыс. км. Достаточно резко упала мобильность населения в межрегиональном сообщении. В России низка плотность путей сообщения, что самым непосредственным образом влияет на такие показатели, как доступность к транспортной инфраструктуре, возможность выбора наиболее экономичного вида транспорта для доставки грузов и пассажиров. 10% россиян не имеют круглогодичного доступа к опорной сети автодорог. Средняя мобильность российских граждан в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах.
Вызывает большую озабоченность состояние основных фондов. Уровень износа локомотивного хозяйства превысил 65%, вагонного - 63%, верхнего строения пути - 70%. Это заставляет одновременно решать объемные проблемы ремонта, создания новых видов технологического оборудования.
Современное состояние грузового автомобильного парка в России признается не отвечающим требованиям. Ощущается явный недостаток в грузовиках грузоподъемностью до 2 т (16% против необходимых 24%), 5-8 т (17% против 20%), более 8 т (13% против 17-18%).
При этом на транспорте ощущается кадровый голод. Всего 7-8% трудоспособного населения задействовано обслуживанием парка подвижного состава. Для сравнения в США этот показатель примерно в два раза выше.
При этом, доля транспортных средств эксплуатируемых сверх нормативного срока службы составляет по автобусам до 40%, троллейбусам - 40%, трамваям - 36%, вагонам метрополитена – 5-6%. Это ухудшает и без того невысокое качество перевозки пассажиров.
Неудовлетворительное техническое состояние парка общественного транспорта, высокая транспортная подвижность населения, неравномерность пассажиропотока по времени суток, укрупнение городов с одновременным их расширением - делает нормальную работу городского транспорта трудной, но крайне необходимой задачей. При этом участие государства в области транспорта просто необходимо. Государство осуществляет регулирование путем принятия законов и нормативных правовых актов, общих для всей транспортной системы, независимо от видов транспорта, территориального распределения, прибыльности или убыточности отдельных предприятий и отраслей. Например, 24 декабря 2002 года был принят федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ», где указывается, что государство осуществляет государственный контроль за деятельностью физических и юридических лиц на железнодорожном транспорте, в том числе в части безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Также государство пытается ввести более четкие и прозрачные процедуры регулирования автомобильного транспорта. Есть попытки разработки новой нормативной базы в авиации.
Выделяются значительные средства для восстановления транспортной системы. Например, в 2003г. Москва выделила более 11 млрд рублей (более 4% бюджета города) на покрытие убытков от работы общественного транспорта[7]. Другие субъекты выделяют из бюджетов еще больше средств на покрытие убытков в сфере транспортных перевозок.
Также начинают строиться платные дороги для поступления средств в бюджет. 5 августа 2003г. правительство Московской области объявило о начале строительства в 2004г. первой платной дороги Москва-Ногинск. Также 17 апреля 2003г. был одобрен проект о начале строительства нового нефтепровода из Западной Сибири и Тимано-Печорского региона в город Мурманск. Появляются новые автобусы общего пользования.
В целом можно увидеть какие-то позитивные тенденции в работе транспортной системы, но они остаются достаточно неуверенными и слабыми, поскольку требуют достаточного финансирования из бюджета и единства в государственном регулировании.
2.2. Анализ динамики деятельности транспорта
Для того чтобы проследить развитие деятельности транспорта во времени, проанализировать закономерности и выявить тенденцию в деятельности этой отрасли, используются показатели динамики.
Темп роста (Тр) – это отношение данного уровня к предыдущему, если рассчитывается цепной темп роста (Трц), или базисному, если темп роста базисный (Трб).
Темп прироста (Тпр) рассчитывается как Тр-100%, также бывает цепной (Тпрц) и базисный (Тпрб).
Абсолютный прирост () – определяется как разность уровней ряда, характеризует размер увеличения или уменьшения изучаемого явления. По аналогии с предыдущими показателями выделяют абсолютный прирост базисный(Δyб) и цепной(Δyц).
Также рассчитывается средний уровень ряда, средние темпы роста и прироста, средний абсолютный прирост.
Средний уровень ряда для интервальных рядов с равными промежутками рассчитывается по формуле простой средней арифметической: y = , где n-число уровней.
Средний темп роста находится по формуле средней геометрической:
Тр = .100, средний темп прироста: Тп = Тр-100.
Средний абсолютный прирост рассчитывается как средняя арифметическая простая из абсолютных приростов уровней ряда:
Δi = , или Δi =.
Данные показатели динамики будут рассчитаны по грузообороту и пассажирообороту для Российской Федерации в целом, для Приволжского Федерального Округа и для Самарской области. Результаты вычислений будут оформлены в соответствующие таблицы.
Таблица 1. Анализ динамики грузооборота автомобильного транспорта всех видов деятельности по Российской Федерации в целом[8]
Года | Грузооборот (млн тн-км) | Трб | Тпрб | Трц | Тпрц | Δyб (млн тн-км) | Δyц (млн тн-км) |
2000 | 152735 | __ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
2001 | 159852 | 1,046 | 0,046 | 1,046 | 0,046 | 7117 | 7117 |
2002 | 167238 | 1,095 | 0,095 | 1,046 | 1,046 | 14503 | 7386 |
2003 | 173146 | 1,134 | 0,134 | 1,035 | 0,035 | 20411 | 5908 |
2004 | 182141 | 1,192 | 0,192 | 1,052 | 0,052 | 29406 | 8995 |
2005 | 193597 | 1,268 | 0,268 | 1,063 | 0,063 | 40862 | 11456 |
2006 | 198766 | 1,301 | 0,301 | 1,027 | 0,027 | 46031 | 5169 |
Итого |
|
|
| 1,301 |
|
| 46031 |
Информация о работе Статистический анализ деятельности транспорта в РФ