Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:39, курсовая работа
Выделяют четыре градации уровня жизни: достаток – потребление благ, позволяющее обеспечить всестороннее развитие человека; нормальный уровень жизни – рациональное потребление, которое обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил; бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности; нищета – минимальное потребление, позволяющее поддерживать лишь жизнеспособность человека.
Введение
Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии – стр. 3
1.1Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты – стр. 3
Показатели качества жизни – стр. 6
1.3 Критерии качества жизни – стр. 8
1.4 Задачи изучения качества жизни – стр. 10
Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны – стр. 12
Статистические показатели, характеризующие уровень жизни населения. Занятость и безработица - стр. 14
Доходы населения и благосостояние – стр. 14
Статистика доходов населения и характеристика денежных доходов – стр. 16
Статистика жилищных условий – стр. 20
Заключение – стр. 22
Список использованной литературы – стр. 25
Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность начисленного населения.
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в июле 2008г. составила 63250 тенге и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,3%, в январе-июле - 58490 тенге и на 18% соответственно.
Наибольший размер заработной платы в июле 2008г. сложился у работников финансовой деятельности в сумме 132 400 тенге, что превышает среднереспубликанский уровень в 2 раза, горнодобывающей промышленности - соответственно, 110 000 тенге (в 1,7 раза), в сфере осуществления операций с недвижимостью – 98 900тенге (в 1,6 раза)
Индекс реальной заработной платы в июле 2008г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 98,6%, в январе-июле - 98,9%.
Повышение оплаты труда наемных работников отмечается во всех видах экономической деятельности. Так, рост заработной платы в июле 2008г., относительно аналогичного месяца 2007г., наблюдается у работников сельского хозяйства - на 34,2%, транспорта и связи - 23,8%, торговли - на 23,7%, в сфере операций с недвижимостью - на 23,3%, промышленности - на 20,1%
Наибольший размер заработной платы в июле 2008г. сложился у работников финансовой деятельности в сумме 132 400 тенге, что превышает среднереспубликанский уровень в 2 раза, горнодобывающей промышленности - соответственно, 110 000 тенге (в 1,7 раза), в сфере осуществления операций с недвижимостью – 98 900тенге (в 1,6 раза), транспорта и связи – 86 300 тенге (в 1,4 раза). Оплата труда в образовании составила 38066 тенге, что ниже, чем в среднем по республике на 39,8%, здравоохранении - соответственно, 37614 тенге и на 39% ниже, чем в среднем по республике. Несмотря на относительное увеличение заработной платы в отчетном периоде самая низкая заработная плата отмечается у работников сельского хозяйства - 29838 тенге.
В региональном разрезе наиболее высокая заработная плата сохраняется в Атырауской области – 118 388 тенге (в 1,9 раза превышает среднюю заработную плату по стране), Мангистауской области – 100 668 тенге (в 1,6 раза), г. Астане - 93627 тенге (в 1,5 раза), в г. Алматы – 90 459 тенге (1,4 раза). В Жамбылской области ее величина составила 40 098 тенге, Северо-Казахстанская области – 42 004тенге, Акмолинской – 43 791 тенге, что на 31-37% ниже среднего уровня по стране.
В России минимальная заработная плата находится на уровне 20 000 рублей, в Латвии составляет 160 латов (363 доллара). С 1 января 2009 года она поднимется до 180 латов (409 долларов). Согласно статистическим данным, в Латвии минимальная зарплата — одна из самых низких среди стран Евросоюза. По мнению экспертов, низкая зарплата, в том числе и минимальная, является основным фактором, побуждающим жителей Латвии отправляться на заработки в другие страны. В Эстонии минимальная заработная плата составляет 194 лата (440 долларов), в Литве — 162 лата (368 долларов).
Надо отметить, что прибалтийские стран в отличие от Казахстана и России не имеют огромные поступления от сырьевых ресурсов, а минимальная заработная плата существенно выше, чем в России и тем более выше, чем в Казахстане.
Сейчас в Латвии минимальная заработная плата составляет 160 латов (363 доллара), а почасовая оплата труда — 0,962 лата (2,18 долларов).
По
оценкам ООН, часовая заработная
плата ниже 3 долларов в час (или
порядка 500 долларов в месяц) является
предельной. Она выталкивает работника
за пороговую черту его
Номинальный денежный доход казахстанцев, в І квартале 2008 года 28 136 тенге в 123,21 % к соответствующему периоду предыдущего года, 99,61% к предыдущему кварталу. Реальный денежный доход 103,8% к соответствующему периоду предыдущего года, в 95,81%к предыдущему кварталу, что означает о снижение покупательной способности населения и уровня жизни.
Практика
других стран показывает, что именно
в периоды интенсивного роста
экономики сокращается разрыв между
бедными и богатыми. Но в последние
годы в Казахстане показатели разрыва
доходов 10% наиболее 10% наименее обеспеченного
населения страны практически не
меняются. По данным статистиков, это
соотношение у нас уже
Рекордные
цены на сырьевые товары еще больше
обогатили казахстанских
Официальную
заработную плату Нурсултана Назарбаева,
к сожалению, пока узнать не удалось,
но можно предположить, что в пределах
его коллег России и Беларуси, у
первого немного больше 25 000 долларов,
а у второго 27 500 долларов в месяц.
У Виктора Ющенко 12 300 долларов в месяц,
но имеется информация, что в прошлом году
была 227 000 долларов за аналогичный период.
Если взять высокопоставленных чиновников,
то глава Фонда устойчивого развития «Казына»
зарабатывает в месяц не менее 5 000 долларов,
примерно такая же заработная плата у
министров, акимов, руководителей государственных
компаний. Хотя у этих специалистов заработная
плата может доходить и до 10 000 долларов,
но все равно разница между 5 000 долларами
и среднемесячной заработной платой по
стране составила более чем 9 раз.7
2.3
Статистика жилищных
условий
Жилище, включенное в систему коммунального обслуживания населения, образует среду обитания человека и является важной составляющей качества его жизни. Статистика жилищных условий и коммунального обслуживания изучает наличие, состав и состояние жилищного фонда, его благоустройство, производственную деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, услугами канализации, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов. Источниками данных служат формы государственного статистического наблюдения, ведомственная статистическая отчетность, переписи и микропереписи и специальные обследования населения.
Жилищные
условия характеризуются
Оборудование
жилищного фонда включает в себя
водопровод, канализацию, центральное
отопление, ванны (душ), газ сетевой
и сжиженный при наличии
Статистика коммунального обслуживания изучает деятельность коммунальных предприятий и служб по предоставлению коммунальных услуг водоснабжения, канализации, теплоснабжения и гостиниц. Источником данных являются формы государственного статистического наблюдения. Система коммунального обслуживания населения характеризуется следующими основными статистическими показателями.
Протяженность уличной водопроводной сети, под которой понимается сеть трубопроводов, уложенных вдоль улиц, проездов и набережных. Производственная мощность водопровода определяется максимальным количеством воды, которое может быть подано в сеть за сутки. Обеспеченность населения централизованным водоснабжением – среднесуточный отпуск воды на одного жителя.
Протяженность
уличной канализационной сети, под
которой понимаются трубопроводы, уложенные
вдоль улиц, проездов и набережных.
Пропускная способность очистных сооружений
характеризуется количеством
Протяженность тепловых сетей определяется длиной трассы канала с уложенными в ней двумя трубопроводами. Тепловая мощность отопительных котельных установок определяется суммой номинальных мощностей всех установленных в них котлов.
Общая
площадь гостиниц – площадь всех
их номеров и подсобных помещений.
Единовременная вместимость гостиниц
– число установленных
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем.8
Проблема
качества жизни является приоритетной
для решения социально –
Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.
В
соответствии с концепцией качества
жизни сформулированы основные социально
– экономические цели развития страны
– обеспечение надлежащего уровня
и качества жизни населения и
всестороннее развитие личности. Население
рассматривается как
На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов.
Государственное
регулирование экономики
Основная
задача государства состоит в
том, чтобы удерживать «золотую середину»
в сфере влияния на рыночную экономику,
давать возможность развиваться
малым предприятиям, устранить повышенное
налогооблажение граждан с
В
целом, трудно переоценить роль государства
в экономике. Оно создаёт условия
для экономической
Мониторинг качества жизни и развития человека – инструмент государственного регулирования
Измерение уровня
жизни (благосостояния, качества жизни)
и тем более оценка и сопоставление
– процесс достаточно условный.
Понятно, что измерить адекватно
уровень жизни как отдельного
человека, так и населения –
гораздо более сложная задача,
чем, допустим, выпуск промышленной продукции.
О возможности прямого
Следует
понимать, что это всего лишь система
показателей, которая может дать
некоторое представление об определенных
сторонах человеческой жизнедеятельности
и служить информацией для
принятия решений в области
Негативные тенденции последнего десятилетия – рост бедности, преступности, коррупции и т.д. в тех масштабах, в которых они возникли в нашей стране, не являются неизбежным следствием экономического реформирования. Более эффективное государственное управление и регулирование могли бы обеспечить проведение реформ с меньшими издержками. Регулирование понимается при этом как установление норм и правил, сохраняющих преимущества конкуренции рынка, но обязывающих соблюдать при этом интересы человека. «Регулирование не сводится к одному лишь управлению. Оно представляет собой структуру норм, институтов и установившейся практики, которые ограничивают спектр допустимого поведения отдельных лиц, организаций и компаний и стимулируют их».