Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть. Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг 4
1. 1. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления на макроуровне 4
1.2. Фонд потребления населением основных продуктов питания 6
1.3. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств 8
1.4. Прожиточный минимум и потребительский бюджет 19
2. Расчетная часть 22
Задание 1 22
Задание 2 29
Задание 3 31
Задание 4 32
3. Аналитическая часть 35
Заключение 38
Список литературы 39
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

курсовая статистика в. 6.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

      

      Отметим еще раз, что в задачу статистики не входит ни разработка, ни обсуждение норм потребления населением товаров  и услуг.

1.4. Прожиточный минимум и потребительский бюджет

      Одним из наиболее важных показателей статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.

      Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

      Минимальный потребительский  бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда - это гарантированный уровень минимального потребления для члена общества. Обычно минимальный потребительский бюджет включает продукты питания по наиболее низким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами.

      Существуют  следующие подходы к определению  и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

      Порядок измерения прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) включает:

  • разработку потребительской корзины, представляющей собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей;
  • определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины ( );
  • вычисление стоимости потребительской корзины на основе ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги ( );
  • формирование структуры прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;
  • нахождение величины ПМ или МПБ.

      Измерение ПМ или МПБ представляет собой  комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины - Госкомстат РФ, а определением ПМ - Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до1997г.) и 25 (с1997г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания (см. приложение 1), предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:

  • научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
  • фактического объема потребления в малоимущих семьях;
  • состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
  • объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

      По  действующей методике определения  прожиточного минимума определяется лишь минимальная продуктовая корзина  и в процентах к ней вычисляется  структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% - расходы на питание, 19,1 - на непродовольственные товары, 7,4 - на услуги, 5,2% - налоги и платежи.

      Расходы на непродуктовую часть прожиточного минимума определяются по отношению к продовольственной корзине.

      Новой методикой предусмотрен не только минимальный  набор продуктовой корзины, но и впервые разработаны минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор непродовольственных товаров представлен непродовольственными товарами индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Минимальный набор платных услуг включает жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с климатом: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым.

                                                        

 

2. Расчетная часть

Задание 1

     Имеются следующие выборочные данные (выборка 2%-ная механическая) о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов, тыс. руб.

     Таблица 1.

     Исходные  данные 

№ домохозяйства, п/п Валовой доход Число членов домохозяйства, чел. Расходы на продукты питания
35,8 1 14,9
65,1 1 22,2
22,1 1 10,2
26,3 1 12,4
78,0 2 32,2
80,0 2 33,2
92,4 2 36,8
84,0 2 34,8
164,2 2 50,4
150,0 2 48,6
137,6 2 44,4
134,0 2 46,0
82,0 2 34,2
171,0 3 61,5
140,1 3 55,8
161,4 3 61,5
203,4 3 69,6
163,5 3 59,7
113,6 3 53,1
145,5 3 57,9
89,7 3 40,2
224,0 4 80,0
202,4 4 81,2
192,0 4 74,4
138,0 4 59,2
225,0 5 90,0
292,1 5 105,0
243,0 5 89,0
280,8 6 110,2
159,0 6 69,6
 

Задание 1

Исследование  структуры совокупности.

Признак – валовой доход.

Число групп  – пять.

Решение

Интервал: h = (xmax – xmin) / n = (292,1 – 22,1) / 5 = 54 тыс. руб.

Таблица 2.

Группировка по валовому доходу 

Группы  по валовому доходу Валовой доход Число членов домохозяйства, чел. Расходы на продукты питания
22,1 – 76,1 22,1 1 10,2
26,3 1 12,4
35,8 1 14,9
65,1 1 22,2
Итого по группе (число  предприятий 4): 149,3 4 59,7
Среднее значение по группе 37,3 1 14,9
76,1 – 130,1 78 2 32,2
80 2 33,2
82 2 34,2
84 2 34,8
89,7 3 40,2
92,4 2 36,8
113,6 3 53,1
Итого по группе (число домохозяйств 7): 619,7 16 264,5
Среднее значение по группе 88,5 2,3 37,8
130,1 – 184,1 134 2 46
137,6 2 44,4
138 4 59,2
140,1 3 55,8
145,5 3 57,9
150 2 48,6
159 6 69,6
161,4 3 61,5
163,5 3 59,7
164,2 2 50,4
171 3 61,5
Итого по группе (число  домохозяйств 11): 1664,3 33 614,6
Среднее значение по группе 151,3 3 55,9
184,1 – 238,1 192 4 74,4
202,4 4 81,2
203,4 3 69,6
224 4 80
225 5 90
Итого по группе (число  домохозяйств 5): 1046,8 20 395,2
Среднее значение по группе 209,4 4,0 79,0
238,1 – 292,1 243 5 89
280,8 6 110,2
292,1 5 105
Итого по группе (число  домохозяйств 3) 815,9 16 304,2
Среднее значение по группе 272,0 5,3 101,4
По  всем домохозяйствам 4296,0 89,0 1638,2
Среднее значение по всем домохозяйствам 143,2 3,0 54,6
 
 
 

Таблица 3.

Структурная группировка по валовому доходу 

Группы  домохозяйств по валовому доходу Число домохозяйств в абсолютном выражении Число домохозяйств в % Кумулята, S
22,1 –  76,1 4 13,3% 13,3%
76,1 –  130,1 7 23,3% 36,6%
130,1 –  184,1 11 36,7% 73,3%
184,1 –  238,1 5 16,7% 90,0%
238,1 –  292,1 3 10,0% 100,0%
Итого: 30 100,0%  
 

     Мода (М)– наиболее часто встречающаяся варианта.  

Mo = xm + hm *(fm – fm-1) / ((fm – fm-1)+(fm - f m+1)) =  130,1 + 54*(36.7 – 23.3) / ((36.7 – 23.3)+ (36.7 – 16.7)) = 151,7 тыс. руб. 

     Медиана (Ме)– варианта, находящаяся в середине ряда показателей, расположенных в порядке возрастания или убывания. 

Mе = x + h * (å fi /2 – Sme-1) / fme = 130,1 + 54*(50 – 36.7) / 36.6 = 149.7 тыс. руб.

 

Средняя арифметическая рассчитывается по формуле:

Среднеквадратическое  отклонение можно вычислить как:

s = Ös2 , где - дисперсия

Коэффициент вариации:  v = s*100% / хср

Таблица 4.

Расчет  средней величины, среднего квадратического отклонения

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг