Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства - служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.

Содержание

1. Введение 3
2. Теоретическая часть 5
2.1. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления населением товаров и услуг 5
2. 2. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств 13
3. Расчетная часть 23
Задание 1. Исследование структуры совокупности. 25
Задание 2. Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и измерение ее тесноты. 28
Задание 3. Применение выборочного метода в финансово-экономических задачах. 35
Задание 4. Использование индексного метода в финансво-экономических задачах 36
4. Аналитическая часть 41
1. Постановка задачи 41
2. Методика решения задачи 42
3. Технология выполнения компьютерных расчетов 42
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 43
5. Заключение 45
Список использованной литературы 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Работа содержит 1 файл

135.doc

— 735.00 Кб (Скачать)

    Источник: Российский статистический ежегодник.— М. 1999. — С. 167. 

    Как видно из табл. 1, душевое потребление основных продуктов питания в стране за 5 лет резко сократилось (исключение составляет только картофель и хлебные продукты), и по этому показателю Россия оказалась отставшей на много лет. По некоторым продуктам потребление не отвечает не только рациональным, но даже минимальным нормам (это мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, фрукты и ягоды, овощи и бахчевые).

    Сократилась и общая калорийность питания: с 3085 ккал в 1990 г. до 2275 ккал в 1998 г. Снизилось суточное потребление белков, жиров и углеводов, ощущается недостаток большинства витаминов и ряда минеральных веществ, низкий уровень в продуктах питания пищевых волокон.

    При значительном сокращении среднедушевого потребления продовольственных  товаров в стране за последние  годы оно существенно дифференцируется по группам домохозяйств с разными доходами, это видно из сравнения потребления основных продуктов питания в домашних хозяйствах двух крайних децильных (10%-ных) групп - 1-й группы с наименьшими денежными доходами и 10-й группы с наибольшими доходами.

    По  этим группам в расчете на одного члена домохозяйства за 1996 г. получены соответственно следующие данные:

                / //

    Продовольственные товары группа группа

    Мясо и мясопродукты, кг  2,9 5,7

    Молоко и  молочные продукты, л  15,5 24,8

    Яйца, шт         11  18

    Рыба и рыбопродукты, кг  0,5 1,1

    Сахар и кондитерские изделия, фрукты, кг  1,8 26

    Картофель, кг  8,9 9,9

    Хлебные продукты, кг  7,3 8,6

   Сравнение фактического потребления отдельных  товаров с нормативным позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.

       Коэффициент   удовлетворения   потребности   в   i-м   товаре

   имеет вид:

   

где:

- фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

- нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения;

    Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Ку.п.о) определяется в агрегатной форме:

,

где:

p - цена товара;

q - количество фактически потребленных товаров;

s - количество фактически потребленных услуг;

t - фактический тариф за определенную услугу;

qH - норматив потребления определенного товара на душу населения;

sH - норматив потребления определенного вида услуг на душу населения;

- средняя численность населения за период.

   Разность  числителя и знаменателя этого  показателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем.

  Динамика  общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления;

  • общего потребления i-го товара:

    где:

    , - объемы потребления i – го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;

  • среднедушевого потребления i-го товара:

    

    где:

     , - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах, соответственно;

  • разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственно общего и среднедушевого потребления i-го товара:

    ;

  Статистика  услуг позволяет определить как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка (в первую очередь - рыночных услуг).

  Потребление населением услуг измеряется так же, как и товаров. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов-t) на услуги в отчетном и базисном периодах в результате использования сопоставимой (базисной) цены или применения метода дефлятирования.

   Динамика  общего потребления населением товаров  и услуг характеризуется агрегатным индексом объема потребления:

    

    где:

    q1,q0, s1, s0 - количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;

    po, to - цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде.

  Для изучения динамики потребления отдельных  групп товаров или услуг применяется средний гармонический индекс физического объема следующего вида:

  

где ip - индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги.

  Для изучения зависимости объема потребления  от дохода в социальной статистике на практике используется коэффициент эластичности потребления от изменения дохода, который показывает, насколько процентов возрастает (или снижается) потребление товаров и услуг при росте дохода на 1% (формула А. Маршалла):

   

где:

    x, у - начальные доход и потребление;

     - их приращения за некоторый период (или при переходе от одной группы к другой).

    Если  коэффициент эластичности отрицательный, то с ростом доходов потребление «малоценных» (низкого качества) товаров уменьшается.

    Если  Кэ>1, то потребление растет быстрее доходов.

    Если  Кэ=1, то между доходом и потреблением существует пропорциональная зависимость.

 

Выборочный метод исследования потребления  населением товаров и услуг.

Сначала необходимо изучение генеральной совокупности, в частности оценка ее гомогенности (однородности), ее стратификация по основным признакам и определение необходимой численности домохозяйств по одной из наиболее подходящих формул численности выборки.

Также, можно использовать метод случайной бесповторной выборки. Формула численности отбора при этом такова:

где:

n- число единиц, которые следует отобрать для обследования;

    t - коэффициент доверия, вычисляемый по таблицам в зависимости от вероятности, с которой можно гарантировать, что предельная ошибка не превысит t-кратную среднюю ошибку (при вероятности 0,990 он равен 3, а при вероятности 0,999 - 3,28, чаще всего опираются на вероятность 0,954, при которой г составляет 2);

    - выборочная дисперсия (ее обычно определяют на основе эксперимента, пробного обследования или же по аналогам);

 - предельная (задаваемая) ошибка выборки;

N - численность генеральной (изучаемой) совокупности.

В целях  повышения однородности изучаемой  совокупности и большей точности расчета совокупность стратифицируют, разбивают на ряд групп по какому-то признаку. Формула численности выборки отличается от предыдущей только тем, что выборочная дисперсия заменяется средней из внутригрупповых дисперсий . Однако в этом случае целесообразно вести отбор по каждой группе пропорционально дифференциации признака ( ). Тогда формула численности выборки (по каждой группе) значительно упрощается:

,

где:

К - число i-х групп населения;

Ni - численность i-й группы населения;

- среднеквадратическое отклонение  признака в i-й группе. 

  В механической выборке численность  выборки определяется путем установления пропорции отбора: делением совокупности на объем выборки; если пропорция отбора дробная величина надо взять ближайшее целое число. Затем по списку единиц отбирается каждая единица, взятая через промежуток, равный порции отбора.

   В целях ускорения процесса исследования и удешевления сбора материалов целесообразно использовать методы малой выборки. Малой выборкой считается отбор единиц численностью менее 20 (т.е. n < 20).

   Средняя ошибка малой выборки исчисляется  по формуле:

где:

     - среднее квадратическое отклонение малой выборки, которое исчисляется по формуле:

где:

- среднее квадратическое отклонение малой выборки;

    - среднее квадратическое отклонение обычной выборки;

x- независимые случайные величины (характеристики изучаемых величин);

- средняя величина малой выборки;

п – численность выборки.

    Предельная  ошибка выборки определяется по следующей  формуле:

где:

t - нормированное отклонение (t), или коэффициент доверия, определяется по таблице вероятностей Стьюдента. 

    2. 2. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств

    На  уровне домашних хозяйств потребление  изучается на основе выборочного  обследования их бюджетов. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки.

    Потребительские расходы охватывают все текущие  расходы на товары и услуги независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги в потребительские расходы не включаются.

    В программе обследования расходы продуктов питания содержат потребление хлеба и круп, мяса и рыбы, животных жиров и растительного масла, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов и овощей, сахара и кондитерских изделий, безалкогольных напитков и пр. Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости.

    Натуральные показатели вычисляются в среднем на душу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг