Автор: b************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ статистических методов изучения потребления.
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены следующие вопросы:
изучение понятия статистики потребления;
рассмотрение основных показателей, характеризующих потребление;
анализ состава потребительской корзины в России;
рассмотрение индексных методов изучения потребления;
изучение основных моделей потребления;
анализ динамики потребления населения и потребительских цен;
прожиточный минимум и потребительский бюджет.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…............................................................................5
1.1.Основные источники данных о потреблении населением товаров и услуг..........................................................................................................................5
1.2.Статистика потребления и ее основные показатели......................................9
1.3.Прожиточный минимум и потребительский бюджет..................................15
1.4.Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг........................................................................................................................17
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.......................................................................................21
Задание 1................................................................................................................23
Задание 2................................................................................................................27
Задание 3................................................................................................................32
Задание 4................................................................................................................33
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...........................................................................36
3.1.Постановка задачи..........................................................................................36
3.2.Методика решения задачи.............................................................................38
3.3.Технология выполнения компьютерных расчетов......................................39
3.4.Анализ результатов статистических расчетов..............................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
Существуют
следующие подходы к
Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины – Госкомстат РФ, а определением ПМ – Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. (См. Приложения). Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до 1997 г.) и 25 (с 1997 г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:
Рациональный
потребительский
бюджет отражает потребление товаров
и услуг, обеспеченность домашних хозяйств
предметами культурно-бытового и хозяйственного
назначения в соответствии с научно обоснованными
нормами и нормативами удовлетворения
рациональных (разумных) потребностей
человека. Этот социальный норматив, ориентированный
на действительную общественную полезность,
есть важнейший критерий оценки достигнутого
в обществе уровня потребления, соответствия
между сложившейся и рациональной его
структурой. Фактическая структура потребления
населения далека от рациональной.
1.4. Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг
На уровне домашних хозяйств потребление изучается на основе выборочного метода. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется в случайном порядке, отобранная часть изучается, а результаты распространяются на всю исходную совокупность. Наблюдение организуется таким образом, что эта часть отобранных единиц в уменьшенном масштабе представляет всю совокупность.
Основная задача выборочного наблюдения в экономике состоит в том, чтобы на основе характеристик выборочной совокупности получить достоверные суждения о показателях в генеральной совокупности. При этом следует иметь в виду, что при любых статистических исследованиях возникают ошибки двух видов: регистрации и репрезентативности.
По
виду различают индивидуальный, групповой
и комбинированный отбор. При
индивидуальном отборе в выборочную
совокупность отбираются отдельные
единицы генеральной
По методу отбора различают повторную и бесповторную выборки. При повторном отборе общая численность единиц генеральной совокупности в процессе выборки остается неизменной. При бесповторной выборке единица совокупности, попавшая в выборку, в генеральную совокупность не возвращается и в дальнейшем в выборке не участвует.
В практике выборочных исследований наибольшее распространение получили следующие виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная.
При выборочном наблюдении должна быть обеспечена случайность отбора единиц. Каждая единица должна иметь равную с другими возможность быть отобранной.
Конечной целью выборочного наблюдения является характеристика генеральной совокупности на основе выборочных результатов. Выборочные средние и относительные величины распространяют на генеральную совокупность с учетом предела их возможной ошибки.
Также используется метод группировок. Статистическая группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из которых характеризуется системой статистических показателей. Например, группировка промышленных предприятий по формам собственности, группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка коммерческих банков по сумме активов баланса и т. д.
Особым видом группировок является классификация, представляющая собой устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта. Классификация выступает в роли своеобразного статистического стандарта, устанавливаемого на определенный промежуток времени, например, ЕГРПО. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКПД), классификация основных фондов в промышленности, строительстве, капитальных вложений, затрат на производство и т. д.
Метод статистических группировок позволяет разрабатывать первичный статистический материал. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Расчет сводных показателей в целом по совокупности позволяет изучить ее структуру.
Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных. Этим определяется роль группировок как научной основы сводки.
Большие достижения в области применения метода группировок имеет современная отечественная статистика. Введение группировочных таблиц, содержащих показатели международной системы национальных счетов (СНС), превращает группировки (классификации) в эффективный метод анализа и вскрытия резервов в экономике.
Метод
группировок применяется для
решения задач, возникающих в
ходе научного статистического исследования:
выделение социально-
Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).
В
аналитической части
Индексы выполняют следующие основные задачи. Индексы позволяют измерять изменение сложных явлений. Например, требуется определить, насколько увеличился (или уменьшился) в данном году по сравнению с прошлым годом физический объем всей продукции предприятия. Ясно, что продукция разного вида и качества не поддается непосредственному суммированию. Для характеристики изменения таких сложных явлений во времени применяют индексы динамики. В качестве меры соизмерения (весов) разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость, трудоемкость продукции и т.д.
При помощи индексов можно характеризовать изменение во времени самых различных показателей: ВВП, реальных располагаемых денежных доходов, численности работающих, уровня безработицы, цен акций предприятий региона, себестоимости, производительности труда и т.п.
С
помощью индексов можно определить
влияние отдельных факторов на изменение
динамики сложного явления (например,
влияние изменения уровня цен
и изменения количества проданных
товаров на объем товарооборота).
Используя взаимосвязь
Индексы являются показателями сравнений не только с прошлым периодом (сравнение во времени), но и с другой территорией (сравнение в пространстве), а также с нормативами, планами, прогнозами и т.д. Например, интересно сравнить среднедушевое потребление какого-либо продукта в России и в развитых странах, а также провести сравнение с нормативом рационального питания.
Индексы бывают: индивидуальные и общие. Основным элементом индексного соотношения является индивидуальная величина, т.е. признак, изменения которого характеризует индекс. Общий индекс характеризует обобщающие результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность. Существует три формы общих индексов: агрегатная, средняя арифметическая, средняя гармоническая.
2.
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Имеются следующие выборочные данные (выборка 2 %-ная механическая) о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов, тыс. руб.:
Таблица 1
|
Задание 1
Признак – валовой доход.
Число групп – пять.
Задание 2
Связь между признаками – валовой доход и расходы на продукты питания.
Задание 3
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.
Задание 4
Потребление товаров и услуг населением района характеризуется следующими данными:
Виды товаров и услуг | Стоимость товаров и услуг в III квартале в текущих ценах, млн. руб. | Средний индекс III квартала ко II кварталу, % | |
Цен | Объема продаж в сопоставимых ценах | ||
Продовольственные товары | 432 | 110 | 95 |
Непродовольственные товары | 690 | 115 | 80 |
Платные услуги | 252 | 130 | 70 |
Определите:
1. Общий индекс цен на товары и услуги.
2. Индекс
покупательной способности
3. Общий
индекс физического объема
4. Общий индекс потребления товаров и услуг в фактических ценах.
5. Абсолютный прирост (снижения) стоимости товаров и услуг вследствие:
а) изменения цен;
б) объема продажи по каждому виду товаров и услуг.
Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг