Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 17:02, курсовая работа
Целью написание курсовой работы является проанализировать социально-экономическое положение Волгоградской области с использованием основных статистических методов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные экономические показатели и провести их анализ;
рассмотреть основные социальные показатели и провести их анализ.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1 Общая характеристика региона..........................................................6
1.1. Географическое положение…………..………………...…….………...6
1.2. Административно-территориальное деление……………..….…....….6
1.3. Хозяйственная специализация городов и районов………………….10
Глава 2. Анализ социально-экономического положения Волгоградской
области..............................................................................................................11
2.1. Демография……………………………………………………………..11
2.2. Статистика рынка труда, занятости и безработицы ……..………….17
2.3. Статистика уровня жизни……………………..……………...………..20
2.4. Экономические показатели Волгоградской области………..…...…..30
Заключение…………………………………………………………………39
Список использованной литературы..……………………….……………41
Приложение…………………………..……………………………………..42
По данным таблицы 12 индекс промышленного производства в регионе уменьшался до 2009 год и составил 88,1% от уровня 2008 года, что ниже, чем в среднем по России (90,5%). Однако по этому показателю область находилась на 10-ом месте среди субъектов Южного федерального округа. Но в 2010 году ситуация существенно изменилась, индекс промышленного производства составил уже 106,6% от уровня 2009 года.
Индексы производства по отдельным видам представлены в таблице 13:
Таблица 13. Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности (в процентах к предыдущему году)
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Добыча полезных ископаемых | 98,1 | 99,5 | 99,5 | 100,4 | 91,9 | 99,5 |
из
нее:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
98,1 | 99,5 | 99,3 | 99,9 | 93,4 | 99,3 |
добыча
полезных ископаемых,
кроме топливно-энергетических |
94,9 | 95,4 | 129,5 | 115,4 | 60,0 | 115,2 |
Обрабатывающие производства | 105,8 | 105,6 | 103,1 | 99,2 | 84,9 | 108,5 |
из
них:
производство кокса и нефтепродуктов |
100,5 | 103,5 | 100,7 | 111,2 | 103,5 | 97,5 |
химическое производство | 105,7 | 103,3 | 100,3 | 100,6 | 96,8 | 107,1 |
металлургическое
производство и
производство готовых металлических изделий |
119,4 | 100,9 | 105,2 | 89,9 | 79,3 | 144,4 |
Производство
и распределение
электроэнергии, газа и воды |
102,5 | 93,3 | 105,4 | 93,1 | 96,4 | 97,8 |
Из данной таблицы мы также можем видеть, что индексы производства в каждой отдельной отрасли также понижались до 2009 года. Особенно сильно кризисная ситуация сказалась на добыче полезных ископаемых, которые не относятся к топливно-энергетическим, хотя индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды даже вырос в 2009 по сравнению с 2008. Но в 2010 г. мы наблюдаем рост по всем показателям за исключением объема добычи нефти. Он сократился от уровня 2009 года на 0,6%
Волгоградская область – один из крупнейших в России производителей продукции сельского хозяйства. Природно-климатические условия позволяют ей не только удовлетворять свои внутренние потребности, но и оказывать достаточно сильное влияние на формирование продовольственного рынка России. Природно-климатические условия и ресурсы определяют область как крупного производителя зерна, в том числе твердых и сильных сортов пшеницы, подсолнечника, горчицы, овоще-бахчевых культур.
В сельском хозяйстве области создается более 12% валового регионального продукта.
Для анализа данных по сельскому хозяйству региона необходимо разъяснить ряд понятий.
Хозяйства всех категорий - это сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели и хозяйства населения.
В
категорию “
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Индивидуальный предприниматель - гражданин (физическое лицо), зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К хозяйствам населения относятся личные подсобные хозяйства населения, другие индивидуальные хозяйства граждан в сельских и городских поселениях и садоводческие, огороднические, животноводческие, дачные некоммерческие объединения граждан.
Продукция сельского хозяйства представляет собой сумму данных об объеме продукции растениеводства и животноводства всех сельхозпроизводителей, включая хозяйства индивидуального сектора (хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели) в стоимостной оценке по фактически действовавшим ценам.
Данные
по продукции сельского хозяйства
в Волгоградской области
Таблица 14. Продукция сельского хозяйства (все категории хозяйств),
в фактически действовавших ценах; млн. рублей
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Продукция сельского хозяйства | 33063,5 | 32958,5 | 39369,9 | 53308,1 | 70712,4 | 65697,7 |
в
том числе:
растениеводство |
22386,0 | 19586,5 | 23724,4 | 36798,5 | 50751,3 | 41863,8 |
животноводство | 10677,5 | 13372,0 | 15645,5 | 16509,6 | 19961,1 | 23833,9 |
Отсюда мы можем видеть, что в кризисный и посткризисный период сельскохозяйственное производство в отличие от промышленного производства менее подвержено стагнации в условиях снижения покупательской способности населения. В силу этого АПК выступил в качестве одного из локомотивов посткризисного развития экономики Волгоградской области. В 2010 году она заняла лидирующую позицию в округе по индексу сельскохозяйственного производства (87,7%).
Также
нужно отметить, что ведущую роль
в структуре продукции
Оборот розничной торговли Волгоградской области в январе-ноябре 2010 г. составил 215,8 млрд. рублей, что в товарной массе на 11,2% больше, чем в январе-ноябре 2009г.
Оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме.
Оборот розничной торговли (оборот общественного питания) включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу населению товаров (кулинарной продукции) через собственные торговые заведения (заведения общественного питания), или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.
Удельный вес Волгоградской области в обороте Российской Федерации остается постоянным (1,4%) в течение последних 6 лет. Оборот розничной торговли на душу населения, хотя и увеличивается, но остается ниже среднего общероссийского уровня (приложение 5).
Индекс физического объема реализации в области достаточно высок и очень часто превышает средний показатель по Российской Федерации. Несмотря на то, что в следствие кризиса оборот розничной торговли уменьшился, он все же оставался выше общероссийского показателя.
Ведущую роль в структуре оборота розничной торговли играют крупные и средние предприятия и организации, а также индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка (приложение 5).
В январе – ноябре 2010 г. оборот оптовой торговли предприятий и организаций всех видов экономической деятельности сложился в сумме 205,0 млрд. рублей, что к соответствующему периоду 2009 г. составило 96,5%.
К оптовой торговле относится отгрузка (передача) на сторону товаров собственного производства или товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи), кроме продажи населению, которая относится к розничной торговле.
Таблица 15. Оборот оптовой торговли
(по полному кругу организаций; млн. рублей)
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||
Оборот оптовой торговли – всего | 124519,5 | 145542,6 | 168132,9 | 232426,5 | 304088,0 | 246627,6 | |
в % к предыдущему
году (в сопоставимых ценах)
в том числе: |
117,0 | 102,3 | 105,3 | 125,5 | 109,3 | 96,8 | |
организации оптовой торговли | 96448,9 | 120440,2 | 142183,0 | 193038,0 | 254896,0 | 203624,8 | |
в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | 126,2 | 109,3 | 107,6 | 123,3 | 110,3 | 95,4 | |
неоптовые организации | 28070,6 | 25102,4 | 25949,9 | 39388,5 | 49192,0 | 43002,8 | |
в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | 93,5 | 78,3 | 94,2 | 137,8 | 104,3 | 104,4 |
Показатели оборота оптовой торговли в Волгоградской области были высоки в 2007 году (125, 5%), затем произошло снижение до уровня 96,8% в 2009 году. В 2010 году ситуация по данном показателю не стабилизировалась и он составил 96,4%.
Ключевая роль в структуре оборота оптовой торговли принадлежит организациям оптовой торговли (2009г. – 82,6%).
Таким
образом, кризисная ситуация существенно
отразилась на всей экономике Волгоградской
области , но сейчас ситуация идет на улучшение.