Статистические методы анализа прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение статистических методов анализа прибыли и рентабельности предприятия, расчета их показателей и применение их на практики.
Для достижения поставленной цели в теоретической части курсовой работы дается обширное определение предмету и задачам статистики финансов предприятия, раскрыты понятия прибыли и рентабельности.
Расчетная часть включает в себя задачу, которая состоит из четырех заданий. В задаче дается анализ эффективности деятельности предприятия одной из отраслей экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2 – 3
Теоретическая часть…………………………………….4
Показатели прибыли………………………………...4 – 8
Показатели рентабельности………………………..9 – 12
Статистические методы изучения финансовых результатов деятельности предприятия…………………………13 – 14
Расчетная часть………………………………………….15 – 28
Аналитическая часть……………………………………29 – 33
Заключение………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………….35

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 475.12 Кб (Скачать)

 где: q0, q1 – количество продукции соответственно в базисном и отчётном периоде, выраженное в физических единицах измерения (кг, т, л, шт);

z0, z1 – себестоимость единицы продукции соответственно в базисном и отчётном периоде;

 p0, p1 – цены на продукцию, услуги соответственно в базисном и отчётном периоде.

 Результаты факторного анализа прибыли от реализации продукции позволяют выявить основные пути повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

 Таким образом, важность тщательного анализа результативной деятельности предприятий обусловлена необходимостью принятия адекватных управленческих решений для успешного функционирования в условиях рынка. 
 
 
 
 

    1. Показатели  рентабельности

 Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. Для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможности сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли, который принято называть рентабельностью.

 Рентабельность - представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

 При его  помощи можно оценить эффективность  управления предприятием, так как  получение высокой прибыли и  достаточного уровня доходности  во многом зависит от правильности  и рациональности принимаемых  управленческих решений. Поэтому  рентабельность можно рассматривать  как один из критериев качества  управления.

 Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 Принято различать  следующие показатели рентабельности:

Общая рентабельность предприятия определяется по формуле:

                     R= Пб / Ф,

где Пб – балансовая прибыль (убыток); 

Ф – среднегодовая  стоимость основных производственных средств,                             нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Если R > 1, то предприятие считается рентабельным, если R < 1- убыточным, если R = 1 предприятие считается безубыточным.

 Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств). Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, т.к. он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции. Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и др. ценным бумагам.

 Повышению рентабельности способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения её себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.  В мировой практике в условиях рыночной экономики показателем, близким по содержанию к рентабельности предприятий, является норма прибыли – отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу.

 Рентабельность реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности и рассчитывается как отношение прибыли (Пр) полученной от реализации продукции, к затратам на её производство: 

r = Пр / Z,

где Пр – прибыль  от реализации продукции (работ, услуг);

Z – затраты на производство продукции (полная ее себестоимость).

 Уровень рентабельности продукции показывает прирост средств, которые получены в изучаемом периоде в результате эффективности текущих затрат и зависит от цен на сырьё, качества продукции, производительности труда, материальных и др. затрат на производство.

Средний уровень  рентабельности можно представить  как сумму произведений рентабельности отдельных видов продукции и  структуры затрат на реализованную  продукцию:

r = Σ ri•di , где

ri - уровень рентабельности отдельных видов продукции;

di - удельный вес затрат на производство и реализацию отдельного вида продукции.

 Использование  индексного метода анализа позволяет  определить меру влияния каждого  фактора на изменение суммы  прибыли.

  Абсолютный прирост  суммы прибыли  – в текущем периоде по сравнению с базисным (∆Пб) обусловлен:

изменением  общей рентабельности предприятия:

RПб = (R1 – R0)Z0 ,

изменением  суммы затрат:

ZПб = (Z1 – Z0)R0 ,

где R1, R0 – общая рентабельность предприятия в отчетном и базисных периодах соответственно;

Z1, Z0 – выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость) в отчетном и базисном периодах соответственно.

∆Пб = ∆RПб + ∆ZПб.

  Рентабельность капитала характеризует деловую активность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредством показателя общей оборачиваемости (возврата) капитала:

                  Ок = В/К , 

где В – выручка  от реализации продукции (работ, услуг);

К – капитал  предприятия (основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения). 

 Общая оборачиваемость капитала характеризует число кругооборотов имущества предприятия за определенный период (год, квартал) или показывает объём выручки от реализации продукции, приходящийся на один рубль капитала предприятия. Из формулы видно, что увеличение числа оборотов ведёт либо к росту выпуска продукции на 1 рубль имущества предприятия, либо к тому, что на этот же объём продукции требуется затратить меньше капитала.

 Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции. Нормальным значением для этого коэффициента считается 1:1.

 Анализируя показатели прибыли и рентабельности, статистика даёт не только общую оценку их размера, но и характеризует их изменение под влиянием отдельных факторов.

 Относительное изменение среднего уровня рентабельности продукции определяется системой индексов:

    • Индекс переменного состава: Ir = r1/r0 = (∑r1s1/∑s1) / (∑r0s0/∑s0) =∑r1d1/∑r0d0
    • Индекс постоянного состава: Iпс = (∑r1s1/∑s1) / (∑r0s1/∑s1) =∑r1s1/∑r0s1 =∑r1d1/∑r0d1
    • Индекс структурных сдвигов: Id = (∑r0s1/∑s1) / (∑r0s0/∑s0) =∑r0d1/∑r0d0

 Абсолютное изменение среднего уровня рентабельности продукции определяется по формуле: Dr = ∑r1d1- ∑r0d0

и обусловлено  влиянием следующих факторов: 

1) рентабельности  отдельных видов продукции: Dr = ∑r1d1- ∑r0d1 

2) структуры  затрат на производство и реализацию  продукции: Dd = ∑r0d1- ∑r0d0

где:  r0, r1 – рентабельность отдельных видов продукции в отчётном и базисном периодах;

s0, s1 – затраты на производство и реализацию продукции в отчётном и базисном периодах;

d0, d1- удельный вес затрат на производство отдельных видов продукции в общем их объёме  в отчётном и базисном периодах.

      

    1. Статистические  методы изучения финансовых результатов деятельности предприятия

  Основные положения статистических наблюдений. Особенность предмета статистики финансов проявляется в том, что, основываясь на общем методе познания статистики, она разрабатывает свои особые методы исследования. При изучении количественной стороны массовых общественных явлений и процессов в области финансов и их качественных особенностей статистика финансов использует специфические приемы, которые образуют статистическую методологию. Как и во всяком статистическом исследовании, в статистике финансов имеются три последовательные стадии: статистическое наблюдение, то есть сбор первичного статистического материала; сводка результатов наблюдения в определенные совокупности; анализ полученных материалов.

  На первой стадии статистического исследования применяется статистическое наблюдение, позволяющее учесть каждый единичный факт и индивидуальные значения, присущих ему признаков, собрать первичный статистический материал в области финансов. Для этой стадии характерен метод массовых наблюдений, так как статистика финансов изучает закономерности, которые возникают в массовых явлениях и процессах.

  Метод аналитической группировки. Собранный в процессе статистического наблюдения материал представляет собой разрозненные первичные сведения об отдельных единицах изучаемого явления. В этом виде материал еще не дает достаточно точных представлений о величинах показателе и о существе их связей с другими данными. Для того чтобы выявить взаимосвязь между этими показателями, применяется один из самых распространенных методов в статистике – метод аналитической группировки. Он дает возможность установить различные социально экономические типы явлений путем выделения характерных групп и подгрупп по существенным признакам и подсчета итогов по каждой из них.

  Метод обобщающих показателей. На третьей стадии статистического исследования финансовых результатов полученный сводный  обобщенный материал анализируется, выявляются тенденции, закономерности и связи в изучаемых фактах, дается характеристика из типичных черт. Для этого применяется метод обобщающих показателей (мода, медиана). В изучении явлений и процессов в области финансов применяются также методы оценки вариации признаков и динамики явлений, дисперсионного и корреляционного анализа. Широко используются в статистике финансов предприятий балансовый метод, дающий возможность раскрыть процесс воспроизводства финансовых ресурсов, а также показать пополнение и использование.

 Среди разнообразия методов изучения финансовых результатов деятельности предприятия выделяют также индексный метод. Индексом в статистике называют относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом). Основным элементом индексного отношения является индексируемая величина- значение признака статистической совокупности, изменение которой является объектом изучения. С помощью индексов решаются следующие основные задачи:

  • Они позволяют измерять изменение сложных явлений. Для характеристики изменения сложных явлений во времени применяют индексы динамики. В качестве меры соизмерения применяют цену, себестоимость, трудоёмкость продукции и т.д.
  • С помощью индексов можно определить влияние отдельных факторов на изменение динамики сложного явления (например, влияние изменения уровня цен и изменения количества проданных товаров на объём товарооборота).
  • Индексы являются показателями сравнений не только с прошлым периодом (сравнение во времени), но и с другой территорией (сравнение в пространстве), а также с нормативами, планами, прогнозами и т.д.
 

    II. Расчетная часть

 Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчетном году (выборка 20%-ная механическая), млн. руб.:

№ предприятия п/п
Выручка от продажи  продукции Затраты на производство и реализацию продукции № предприятия  п/п Выручка от продажи  продукции Затраты на производство и реализацию продукции
1 36,45 30,255 16 36,936 31,026
2 23,4 20,124 17 53,392 42,714
3 46,540 38,163 18 41,0 33,62
4 59,752 47,204 19 55,680 43,987
5 41,415 33,546 20 18,2 15,652
6 26,86 22,831 21 31,8 26,394
7 79,2 60,984 22 39,204 32,539
8 54,720 43,776 23 57,128 45,702
9 40,424 33,148 24 28,44 23,89
10 30,21 25,376 25 43,344 35,542
11 42,418 34,359 26 70,720 54,454
12 64,575 51,014 27 41,832 34,302
13 51,612 41,806 28 69,345 54,089
14 35,42 29,753 29 35,903 30,159
15 14,4 12,528 30 50,220 40,678

Информация о работе Статистические методы анализа прибыли и рентабельности предприятия