СППР с помощью хранилищ данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Рассмотреть технологии разработки и внедрения Хранилищ Данных. Подготовить этапы проекта. Выбор модели и структуры Хранилищ Данных.Рассмотреть понятие Витрины Данных. Анализ данных: OLAP. Разработать хранилище данных для врача-травмотолога. Подвести итоги.

Содержание

Введение
1 Реферат……………………………………………………………………………………...5
Зарождение концепции хранилища данных…………………………...…...5
Логическая архитектура хранилища данных……………….………………6
Физическая архитектура хранилища данных…………………………...….8
Технология разработки и внедрения Хранилища Данных………………………….....9
Этапы проекта………………………………………………………………..9
Выбор модели данных Хранилища………………………..………………11
Выбор Структуры Хранилища Данных………………………………...…14
Витрины Данных………………………………………………………...…15
Хранилище Метаданных (Репозиторий)……………………………….....18
Загрузка хранилища……………………………………………………..…20
Анализ данных: OLAP……………………………………………………..22
3 Интеллектуальный анализ данных……………………………………………….........24
4 Разработка хранилища данных для врача травматолога ………………………….…26
4.1 Постановка задачи…………………………………………………………...26
4.2 Математическая модель………………………………………………….….27
4.3 Логическая модель…………………………………………………….….....27
4.4 Практическая реализация СППР для врача травматолога…………..….29
4.5 Результаты работы…………………………………………………....…….30
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 436.24 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

2. Технология разработки  и внедрения Хранилища Данных

2.1. Этапы проекта

 

Первой фазой проекта разработки ХД является бизнес-анализ процессов  и данных предприятия. В России, несмотря на широкое распространение CASE-технологии, к бизнес-анализу и проектированию данных на концептуальном уровне не всегда относятся достаточно серьезно. Между тем относительно СППР на основе ХД можно с уверенностью утверждать, что ее разработка без подобного анализа заранее обречена на неудачу. Без ясного понимания разработчиками целей бизнеса, способов их достижения, возникающих при этом проблем и методов их решения, ресурсы, необходимые для разработки ХД, будут потрачены зря. Самым критичным из ресурсов сейчас является время, и тот, кто начал разработку СППР, не определив заранее, кто, когда, зачем и как будет принимать решения, какое влияние то или иное решение оказывает на бизнес, какие решения отнести к оперативным, а какие к стратегическим и т. д., обрекает себя на неизбежное отставание в конкурентной борьбе.

Основное назначение модели предприятия - определение и формализация данных, действительно необходимых в  процессе принятия решения. Известно два  подхода к бизнес-анализу. Первый ориентируется на описание бизнес-процессов, протекающих на предприятии, которое моделируется набором взаимосвязанных функциональных элементов. Поскольку эти процессы, как правило, хорошо известны, на первый взгляд кажется, что это самый естественный и быстрый путь бизнес-анализа. Действительно, если бизнес стабилен и внешние факторы не играют в нем решающей роли либо также стабильны, этот путь может оказаться наиболее эффективным. Второй подход основан на первичном анализе бизнес-событий. При проектировании СППР на основе ХД именно он обеспечивает наибольшую эффективность:

  • позволяет гибко модифицировать бизнес-процессы, ставя их в зависимость от бизнес-событий;
  • интегрирует данные, которые при анализе бизнес-процессов остаются скрытыми в алгоритмах обработки данных;
  • объединяет управляющие и информационные потоки;
  • наглядно показывает, какая именно информация нужна при обработке бизнес-события и в каком виде она представляется.

Иными словами, бизнес-событие является более устойчивым и более тесно  связанным с информационными  и управляющими потоками понятием, чем бизнес-процесс.

Через анализ бизнес-событий необходимо перейти к анализу данных, используемых предприятием. При этом должна быть собрана информация об используемых внешних данных и их источниках; о форматах данных, периодичности и форме их поступления; о внутренних информационных системах предприятия, их функциях и алгоритмах обработки данных, используемых при наступлении бизнес-событий. Такой анализ, как правило, производится при проектировании любой информационной системы. Особенность анализа данных при проектировании СППР на основе ИХ состоит в необходимости создания моделей представления информации. То, что в транзакционных системах является вторичным понятием, а именно состав и форма отображаемых данных, в СППР приобретает особую важность, так как нужно выявить все без исключения признаки, требуемые для менеджерского состава.

Модель представления данных является организационно-функциональным срезом модели системы, а при ее разработке последовательно изучаются:

  • распределение пользователей системы: географическое, организационное, функциональное;
  • доступ к данным: объем данных, необходимый для анализа, уровень агрегированности данных, источники данных (внешние или внутренние), описание информации, совместно используемой различными функциональными группами предприятия;
  • аналитические характеристики системы: измерения данных, основные отчеты, последовательность преобразования аналитической информации, степень предопределенности анализа, существующие или находящиеся в стадии разработки средства анализа.

При проектировании транзакционной системы  обычно строго выдерживается последовательность процессов: бизнес-анализ, концептуальная модель данных, физическая модель данных, структура интерфейса и т. п. Возврат  на предыдущий уровень происходит редко  и считается отклонением от нормального  хода выполнения проекта. В случае СППР на основе ХД нормальным считается итерационный, а иногда и параллельный, характер моделирования, при котором возврат на предыдущую стадию - обычное явление. Это связано с необходимостью выделения всех требуемых данных для произвольных запросов (ad-hoc), для чего следует составить исчерпывающий перечень необходимых данных и построить схему их связей через бизнес-события. При этом из общего массива выделяется значимая информация и выясняется потребность в дополнительных источниках данных для принятия решений.

В ходе анализа бизнес-событий необходимо также сформировать схему взаимодействия между транзакционной и аналитической системами на предприятии. Помимо того, что транзакционная система зачастую является важнейшим источником данных для хранилища, желательно задействовать один и тот же пользовательский интерфейс в ИСР и СППР. Подходы к совместному использованию этих систем определяются именно на данной фазе выполнения проекта.

Итак, по результатам анализа бизнес-процессов  и структур данных предприятия отбирается действительно значимая для бизнеса информация с учетом неопределенности будущих запросов. Следующий шаг связан с пониманием того, в каком виде и на каких аппаратных и программных платформах размещать структуру данных СППР на основе ХД.

2.2. Выбор модели  данных Хранилища

 

В самом простом варианте для  Хранилищ Данных используется та модель данных, которая лежит в основе транзакционной системы. Если, как это  часто бывает, транзакционная система  функционирует на реляционной СУБД (Oracle, Informix, Sybase и т. п.), самой сложной задачей становится выполнение запросов ad-hoc, поскольку невозможно заранее оптимизировать структуру БД так, чтобы все запросы работали эффективно.

Однако практика принятия решений  показала, что существует зависимость  между частотой запросов и степенью агрегированности данных, с которыми запросы оперируют, а именно чем более агрегированными являются данные, тем чаще запрос выполняется. Другими словами, круг пользователей, работающих с обобщенными данными, шире, чем тот, для которого нужны детальные данные. Это наблюдение легло в основу подхода к поиску и выборке данных, называемого Оперативной Аналитической Обработкой (On-line Analytical Processing, OLAP).

OLAP-системы построены на двух  базовых принципах:

  • все данные, необходимые для принятия решений, предварительно агрегированы на всех соответствующих уровнях и организованы так, чтобы обеспечить максимально быстрый доступ к ним;
  • язык манипулирования данными основан на использовании бизнес-понятий.

В основе OLAP лежит понятие гиперкуба, или многомерного куба данных, в  ячейках которого хранятся анализируемые (числовые) данные, например объемы продаж. Измерения представляют собой совокупности значений других данных, скажем названий товаров и названий месяцев года. В простейшем случае двумерного куба (квадрата) мы получаем таблицу, показывающую значения уровней продаж по товарам  и месяцам. Дальнейшее усложнение модели данных может идти по нескольким направлениям:

  • увеличение числа измерений - данные о продажах не только по месяцам и товарам, но и по регионам. В этом случае куб становится трехмерным;
  • усложнение содержимого ячейки - например нас может интересовать не только уровень продаж, но и, скажем, чистая прибыль или остаток на складе. В этом случае в ячейке будет несколько значений;
  • введение иерархии в пределах одного измерения - общее понятие ВРЕМЯ естественным образом связано с иерархией значений: год состоит из кварталов, квартал из месяцев и т. д.

Речь пока идет не о физической структуре хранения, а лишь о логической модели данных. Другими словами, определяется лишь пользовательский интерфейс модели данных. В рамках этого интерфейса вводятся следующие базовые операции:

  • поворот;
  • проекция. При проекции значения в ячейках, лежащих на оси проекции, суммируются по некоторому предопределенному закону;
  • раскрытие (drill-down). Одно из значений измерения заменяется совокупностью значений из следующего уровня иерархии измерения; соответственно заменяются значения в ячейках гиперкуба;
  • свертка (roll-up/drill-up). Операция, обратная раскрытию;
  • сечение (slice-and-dice).

В зависимости от ответа на вопрос, существует ли гиперкуб как отдельная  физическая структура или лишь как  виртуальная модель данных, различают  системы MOLAP (Multidimensional OLAP) и ROLAP (Relational OLAP). В первых гиперкуб реализуется как отдельная база данных специальной нереляционной структуры, обеспечивающая максимально эффективный по скорости доступ к данным, но требующая дополнительного ресурса памяти. MOLAP-системы весьма чувствительны к объемам хранимых данных. Поэтому данные из хранилища сначала помещаются в специальную многомерную базу (Multidimensional Data Base, MDB), а затем эффективно обрабатываются OLAP-сервером.

Одним из первых производителей таких  систем стала компания Arbor Software, выпустившая продукт Essbase. Компания Oracle предлагает систему Oracle Express, интегрированную с универсальным Oracle Server. Известны и другие производители MOLAP-систем, например SAS Institute. Однако, в отличие от Essbase, их продукты часто интегрированы в приложения, созданные для конкретных вертикальных или горизонтальных рынков, и поставляются лишь в составе этих приложений.

Для систем ROLAP гиперкуб - это лишь пользовательский интерфейс, который  эмулируется на обычной реляционной  СУБД. В этой структуре можно хранить  очень большие объемы данных, однако ее недостаток заключается в низкой и неодинаковой эффективности OLAP - операций. Опыт эксплуатации ROLAP-продуктов показал, что они больше подходят на роль интеллектуальных генераторов отчетов, чем действительно оперативных  средств анализа. Они применяются  в таких областях, как розничная  торговля, телекоммуникации, финансы, где количество данных велико, а  высокой эффективности запросов не требуется. Примерами промышленных ROLAP-систем служат MetaCube фирмы Informix и Discoverer 3.0 фирмы Oracle. На практике иногда реализуется комбинация этих подходов.

Некоторые поставщики программных  продуктов (Sybase - Sybase IQ, Teradata) поставляют более сложные решения, основанные на специальных методах хранения и индексации данных и связей между данными.

При определении программно-технологической  архитектуры Хранилища следует  иметь в виду, что система принятия решения, на какие бы визуальные средства представления она ни опиралась, должна предоставить пользователю возможность детализации информации. Руководитель предприятия, получив интегрированное представление данных и/или выводы, сделанные на его основе, может затребовать более детальные сведения, уточняющие источник данных или причины выводов. С точки зрения проектировщика СППР, это означает, что необходимо обеспечить взаимодействие СППР не только с Хранилищем Данных, но и в некоторых случаях с транзакционной системой.

2.3. Выбор структуры  Хранилища Данных

 

Несколько лет назад для Хранилищ Данных было предложено использовать схемы данных, получившие названия "звезда" и "снежинка". Суть технологии проектирования этих схем заключается  в выделении из общего объема информации собственно анализируемых данных (или  фактов) и вспомогательных данных (называемых измерениями). Необходимо, однако, отдавать себе отчет в том, что это приводит к дублированию данных в Хранилище, снижению гибкости структуры и увеличению времени  загрузки. Все это - плата за эффективный  и удобный доступ к данным, необходимый  в СППР.

Несмотря на то что предсказать, какую именно информацию и в каком виде захочет получить пользователь, работая с СППР, практически невозможно, измерения, по которым проводится анализ, достаточно стабильны. В процессе подготовки того или иного решения пользователь анализирует срез фактов по одному или нескольким измерениям. Анализ информации, исходя из понятий измерений и фактов, иногда называют многомерным моделированием данных (MultiDimensional Modelling, MDM). Таблицы фактов обычно содержат большие объемы данных, тогда как таблицы измерений стараются сделать поменьше. Этого подхода желательно придерживаться потому, что запрос по выборке из объединения таблиц выполняется быстрее, когда одна большая таблица объединяется с несколькими малыми. При практической реализации ХД небольшие таблицы измерений иногда удается целиком разместить в оперативной памяти, что резко повышает эффективность выполнения запросов.

Поскольку в Хранилищах Данных, наряду с детальными, должны храниться и  агрегированные данные, в случае "снежинки" или "звезды" появляются таблицы  агрегированных фактов (агрегатов). Подобно обычным фактам, агрегаты могут иметь измерения. Кроме того, они должны быть связаны с детальными фактами для обеспечения возможной детализации. На практике Хранилища часто включают в себя несколько таблиц фактов, связанных между собой измерениями, которые таким образом разделяются между несколькими таблицами фактов. Такая схема носит название "расширенная снежинка", и именно она, как правило, встречается в Хранилищах Данных.

Для достижения наивысшей производительности иногда используют подход, при котором  каждая "звезда" располагается  в отдельной базе данных или на отдельном сервере. Хотя такой подход приводит к увеличению размера дискового  пространства за счет дублирования разделенных  измерений, он может оказаться весьма полезным при организации Витрин Данных.

При проектировании структуры хранилища  часто возникает желание использовать как можно больше агрегатов и  за счет этого повысить производительность системы. Нетрудно подсчитать, что для  модели "звезда" с 10 измерениями  можно построить 10!=3.63 миллиона различных  агрегированных значений, размещение которых в памяти при установлении связей с соответствующими измерениями  приведет к резкому увеличению занимаемого  дискового пространства и замедлению доступа к данным. Другая крайность  состоит в использовании слишком  малого числа агрегатов, а это  может привести к необходимости  выполнять агрегирование динамически, что заметно снижает эффективность  запросов. По некоторым оценкам, при  определении оптимального количества агрегатов следует придерживаться принципа 80:20 - 80% ускорения достигается  за счет использования 20% кандидатов на агрегаты.

Информация о работе СППР с помощью хранилищ данных