Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 23:20, реферат
Цель работы – на основе анализируемых показателей сделать вывод о том, как менялась структура и численность населения и в какой степени повлияли различные показатели на эти изменения.
Другой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.
Выполняя
перераспределительную функцию, миграция
не только увеличивает численность
населения отдельных
Третья функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей. Первые относятся к постоянному населению данной территории, а вторые — к новоселам.
Функции повышения подвижности, перераспределительная и селективная проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как, например, в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, — таких, как переселение, — все функции проявляют себя в полной мере. Тем не менее во всех миграционных перемещениях сущность миграции в наибольшей мере раскрывается через ее функции.
Именно поэтому миграция в различных социально-экономических условиях выполняет специфически присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Миграция населения в социалистическом обществе осуществляется в условиях функционирования плановой экономики. Естественно, поэтому, что экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной — приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.
Социальная функция миграции населения в социалистическом обществе всецело определяется господствующими производственными отношениями. Она способствует осуществлению цели социалистического общества — повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся. Суть социальной функции миграции населения состоит в более полном удовлетворении потребностей переселенцев. Можно, конечно, возразить против этой формулировки, как, впрочем, и против любой другой. Г. С. Вечканов, например, полагает, что социальная функция должна способствовать не только удовлетворению личных интересов, но и всестороннему развитию всех членов общества. Но, во-первых, в миграциях участвуют не все члены общества, а только 4—5 %, во-вторых, по-видимому, если возрастает уровень жизни у каждого мигранта, то он повышается и у всех мигрантов и соответственно у всего населения: [9].
Миграция вследствие реализации ее социальной функции представляет собой итерационный процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.
Безусловно, формулировки экономической и социальной функций миграции должны быть корректными и в наибольшей мере отражать сущность миграции населения в социалистическом обществе. Главное - в создании условий, при которых экономическая и социальная функции находились бы в гармонии, а не в противоречии, как, например, при отставании уровня жизни населения в тех районах, где производительные силы должны развиваться наиболее высокими темпами. Поэтому миграция населения рациональна тогда, когда достигается соответствие между экономической и социальной функциями.
Вынужденная миграция - совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по независящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию (стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные действия, нарушение основных прав и свобод граждан). Понятие "беженцы" имеет устоявшееся определение в международном праве, а в российском законодательстве наряду с этим появилась категория "вынужденные переселенцы", к которой относят граждан Российской Федерации, вынужденных (или намеревающихся) покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства или на территории России вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию, в связи с обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. По официальным данным, с начала 90-х гг. из бывших союзных республик на территорию России прибыло более 5 млн. человек, но лишь 1,3 млн. были зарегистрированы как вынужденные переселенцы и беженцы и могли рассчитывать на содействие государственных органов в своем обустройстве в установленном законодательством порядке. Переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешённостью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране.
1.
Практически все принимающие
регионы России в большей или
меньшей мере подвержены
2. Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение их материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно-конфликтный потенциал в общественном сознании.
С
реальными трудностями
Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областной миграционной службы, упускающей из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам.
Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденных переселенцев "общественные приемные" (по существу, более продуктивно дублирующие функции местных отделений ФМС), где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов. Повседневная жизнь заставляет мигрантов объединять усилия, опыт и знания, а иногда и просто поделиться оптимизмом с теми, кто потерял всякую надежду.
3. Социально-экономические трудности в обустройстве вынужденных переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние государства проживания.
Не выдерживая социально-экономической нестабильности ситуации, настороженного, а порой враждебного отношения к себе, своим детям, часть прибывших в область переселенцев (12% от общего числа опрошенных) высказывают пожелание сменить место жительства, причем каждый пятый из них даже не исключает возможности вернуться обратно в ту страну, из которой они прибыли.
4. Пульсирующая миграционная активность русскоязычного населения стран Центральной Азии имеет тенденции к росту. Можно предположить, что наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев в обозримой перспективе по-прежнему будет прибывать в Россию из государств Центральной Азии.
5. Усиливается приток в исконно русские регионы России лиц других национальностей, прежде не характерных для этих местностей, что существенно влияет на этнополитическую ситуацию.
В итоге необходимо отметить, что приграничным регионам, являющимся по существу "фильтрами" миграционных потоков из ближнего зарубежья, свойственны все основные особенности, наметившиеся в развитии общероссийских процессов вынужденной миграции, причем проявляются они в наиболее острой и болезненной форме, что, в свою очередь, требует конкретного подхода к изучению и решению проблем вынужденной миграции в них.
Исследование свидетельствует, что во всей работе по приему, обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья на территории Российской Федерации преобладает формально-механический подход, ориентация на какого-то "усредненного" переселенца. Видимо, федеральную миграционную программу, аналогичные документы на более отдаленную перспективу следует дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев.
Население, являясь непосредственным участником общественного воспроизводства и потребителем товаров и услуг, как никакой другой объект статистического изучения тесно соприкасается и органически переплетается со многими другими объектами и явлениями, изучаемыми социально-экономической статистикой. Поэтому при статистическом изучении населения следует использовать не только сугубо демографические показатели, но и показатели других отраслей статистики.
Показатели образования, одним из основных показателей социальной характеристики населения является грамотность населения, которая определяется для населения в возрасте 9 лет и старше как доля (в процентах) умеющих читать и писать. Обычно этот показатель устанавливается по материалам переписей населения для городского и сельского населения, мужчин и женщин.
Наряду с этим население в возрасте 15 лет и старше распределяется по уровню образования. Уровень образования населения можно рассматривать как некий результативный показатель, и для глубокого и всестороннего его анализа необходимо использовать другую информацию о состоянии системы образования, которую характеризует такие показатели, как:
Социальная характеристика населения не будет полной без учета показателей обеспеченности населения учреждениями культуры (библиотеки, музеи, клубные учреждения, детские внешкольные учреждения, детские музыкальные, хореографические школы и др.), а также театрами, кинотеатрами и другими зрелищными предприятиями.
Кроме того, к этой группе показателей социальной характеристики населения следует отнести показатель выпуска кинофильмов (разного жанра), а также показатель выпуска книг и брошюр, журналов и газет.
Показатели заболеваемости населения и обеспечения его медицинским персоналом. Вторую большую группу показателей социальной характеристики населения составляют показатели заболеваемости населения и обеспеченности его медицинским персоналом и больничными койками: [17].
Данные о заболеваемости населения разрабатываются в соответствии с Международной классификацией болезней. При этом выделяются следующие основные группы болезней: инфекционные и паразитарные заболевания (кишечная инфекция, скарлатина, дифтерия, вирусный гепатит, сальмонелла, ветряная оспа и др.); новообразования; болезни крови и кроветворных органов; болезни нервной системы; болезни органов дыхания, пищеварения, кожи, мочеполовой системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани; врожденные аномалии (пороки развития); травмы и отравления. Особо учитываются больные с диагнозом алкоголизм и наркомания, психические расстройства, венерические болезни, активный туберкулез.