Социальная структура общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Социальная структура общества — важнейший показатель состояния, степени зрелости общественных отношений. С одной стороны, она как бы выступает (является) итогом экономического, политического и духовного развития общества. А с другой стороны, она есть не только пассивное отражение всех сторон жизни общества. Социальная структура сама активно воздействует на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Именно поэтому знания особенностей ее функционирования и развития, как свидетельствует отечественный и мировой опыт, позволяет правильно судить о состоянии, этапах, направлениях и темпах развития всего общества, воздействовать на социальные процессы в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Социальная структура общества………………………………….
3

4

1.1 Понятие социальной структуры общества………………………

4

1.2 Социальные общности и группы,
причины их образования………………………………………….


7

1.3 Социальная мобильность и маргинальность…………………….

10

Глава 2. Социализация индивида…………………………………………...

14

2.1 Сущность и содержание процесса социализации………………

14

2.2 Этапы социализации……………………………………………..

19

Заключение……………………………………………………………………

24

Список использованной литературы ……………………………………….

Работа содержит 1 файл

контр.работа.docx

— 51.71 Кб (Скачать)

К моменту завершения первичной социализации родители и ближайшее окружение ребенка уже передают ему не только значительный объем информации о мире, в котором тому предстоит жить, но также и нормы, ценности и цели своих групп и своего социального класса (во всяком случае — того класса, с которым они себя идентифицируют).

Вторичная социализация. Содержание, характер и качество вторичной социализации человека, совпадающей по времени  и содержанию с периодом получения  им формального образования, определяются уровнем подготовки педагогов, качеством  педагогических методик, условиями, в  которых протекает образовательный  процесс. А на это, в свою очередь, не может не влиять социальное происхождение, а значит, культурный и материальный уровень семьи. От этого уровня зависит, в какую школу пойдет учиться ребенок, какие книги  в каком объеме он будет читать, каким будет круг его повседневного общения, будут ли у него персональные наставники и репетиторы, сегодня — и компьютер, и т. н. Различия психометрического интеллекта детей тождественны различиям социальных статусов семей, которых они родились и воспитываются.

            Подлинное формирование интеллекта, то есть приобщение индивида  к миру научных систематизированных  знаний, начинается именно в школе.  Однако школа преследует не  только эту цель. Одна из главных  функций этапа вторичной социализации  — общая подготовка индивида  к предстоящей ему в дальнейшем  жизнедеятельности  социальных  институтах, действующих в рамках  формальных организаций.

            Как утверждают П. и Б. Бергеры, «существует идеология образования, имеющая глубокие корни в истории западной цивилизации, которая говорит о том, каким должен быть этот опыт». Предполагается, что образование передает умения и основы знаний, в которых нуждается индивид, чтобы преуспеть в этом мире. Предполагается также (и в классической традиции западного образования это более важно), что образование призвано сформировать характер и развить ум — совершенно независимо от критериев успеха в том или ином конкретном обществе. Несмотря на большое разнообразие национальных образовательных систем, они, в сущности, организованы по единому принципу: «Образовательная карьера индивида в целом структурирована следующим образом знание “упаковывается” в курсы, каждая из единиц добавляется к другим единицам, общая сумма которых представляет специфические образовательные цели (завершение того или иного учебного плана, получение той или иной степени), которые индивид предполагает достичь» .

            Бесспорно, главной функцией этапа  вторичной социализации является  интеллектуализация личности, т.  е. максимально возможное наполнение  ее тезауруса информацией, накопленной  предшествующими поколениями (причем  информацией, носящей характер  систематизированного научного  знания), выработка навыков логичного  мышления. Однако помимо этой  прямой своей функции вторичная  социализация выполняет и ряд  латентных функций, скрытых от непосредственного наблюдения. Так, можно с уверенностью утверждать, что одной из таких функций является выработка навыков функционирования в условиях формальной организации. До прихода в школу ребенок проводил все свое время в рамках неформальных малых групп — в семье, в дружеских компаниях сверстников. Для всех окружающих его он был уникальной, неповторимой личностью. Садясь  парту, он становится одним из многих, приобретая формальный статус ученика, воспитанника. Следовательно, можно утверждать, что вторичная социализация начинается еще до школы — для тех детей, которых приводят в детский сад или даже ясли. А сироты — воспитанники детских домов — оказываются вообще лишенными первичной социализации, начиная свою жизнь практически сразу со вторичной.

            Социализация зрелости. Социализация— как освоение норм и ценностей общества, в котором индивид живет, продолжается у человека практически до самой его смерти (в полном соответствии с поговоркой «век живи — век учись).

На данном этапе можно  выделить два этапа:

 Первый — это освоение роли самостоятельного экономического агента. Оба предшествующих этапа социализации — первичной и вторичной — независимо от продолжительности их по времени характеризуются тем, что физическое и культурное существование индивида материально обеспечивают другие люди — родители, воспитатели, опекуны. Завершая же вторичную социализацию, человек должен научиться самостоятельно заботиться о добыче средств для своего существования.

            Второй — обзаведение собственной  семьей. Это означает не только  го (ее) прямое участие в продолжении рода в биологическом смысле. Если на первых двух этапах своей социализации человек — лишь объект чьего-то обучающего и воспитывающего воздействия, то с наступлением третьего этапа он сам превращается в агента социализации. От него теперь требуется освоение новых ролей — мужа (жены), отца (матери), воспитателя, наставника, опекуна.

            Социализация старости. Появление  этого этапа как особой типовой  стадии жизненного цикла также  становится возможным только  в индустриальном обществе, причем  на достаточно высоких уровня его развития.

            Старость в современном обществе  означает неизбежное понижение социального статуса и в филогенезе (в сравнении с прежними обществами), и в онтогенезе (сравнительно с тем, что имело место в прежние возрастные периоды). Прежде всего, это связано с невозможностью продолжения индивидом прежней экономической активности с прежней интенсивностью. Это влечет за собой падение таких параметров экономического статуса, как активное распоряжение собственностью — у тех, кто ею обладает и место в организации труда — у наемных работников. Постепенный или резкий — в связи с выходом на пенсию — уход с рынка труда означает одновременное снижение значимости всех параметров в системе профессиональной стратификации — как для самого человека, так и для окружающих его людей. Эти потери становятся особенно чувствительными для индивида в связи с тем, что они обычно совпадают со снижением уровня доходов и состояния здоровья. Мы не говорим уже об ощущении социальной и профессиональной невостребованности, которое требует определенной психологической адаптации.

 

Заключение

 

Личность - это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность - это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом  усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального  взаимодействия.

 

Список использованной литературы

 

1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии: Программа дисциплины. - Российский университет дружбы народов, 2003. - 85 с.

2. Homo institutius. Человек институциональный / Под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 854 с.

3. Луман Н. Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004. - 232 с.

4. Михайлов В.А. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 207 с.

5. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. - 448 с.

6. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. — М.: Логос, 2007.

7. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч.пособие. - М., 2004.

 

 

 

 

1 Михайлов В.А. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. – С. 156.

2 Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. – С.256.

3 Homo institutius. Человек институциональный / Под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – С.365.

4 Homo institutius. Человек институциональный / Под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. –С. 369.

5 Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии: Программа дисциплины. - Российский университет дружбы народов, 2003. – С.13.

6 Луман Н. Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004. – С. 113.

7 Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч.пособие. - М., 2004.

 


Информация о работе Социальная структура общества