Социальная структура общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Социальная структура общества — важнейший показатель состояния, степени зрелости общественных отношений. С одной стороны, она как бы выступает (является) итогом экономического, политического и духовного развития общества. А с другой стороны, она есть не только пассивное отражение всех сторон жизни общества. Социальная структура сама активно воздействует на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Именно поэтому знания особенностей ее функционирования и развития, как свидетельствует отечественный и мировой опыт, позволяет правильно судить о состоянии, этапах, направлениях и темпах развития всего общества, воздействовать на социальные процессы в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Социальная структура общества………………………………….
3

4

1.1 Понятие социальной структуры общества………………………

4

1.2 Социальные общности и группы,
причины их образования………………………………………….


7

1.3 Социальная мобильность и маргинальность…………………….

10

Глава 2. Социализация индивида…………………………………………...

14

2.1 Сущность и содержание процесса социализации………………

14

2.2 Этапы социализации……………………………………………..

19

Заключение……………………………………………………………………

24

Список использованной литературы ……………………………………….

Работа содержит 1 файл

контр.работа.docx

— 51.71 Кб (Скачать)

д) индивидуальная -отдельный индивид перемещается в социальном пространстве в том или ином направлении.

Изучая структуру социальной мобильности, исследователи пришли к выводу, что на нее оказывают влияние такие факторы, как пол человека, возраст, плотность населения, уровень рождаемости в том или ином регионе. Более мобильными являются молодежь и мужчины.

В современном развивающемся  обществе перемещения по вертикали  носят не групповой, а индивидуальный характер. Поднимаются определенные личности, способные преодолеть притяжение своей социокультурной среды. Это  не просто, хотя и рабочий может  в принципе подняться до министра.

 В современном обществе передвижение по вертикали возможно. Однако этот переход всегда сложен. Если бы мобильность была свободной, то в обществе не было бы социальных страт, считал П. А. Сорокин. Оно напоминало бы здание без потолка и стен. Вместе с тем все общества стратифицированы. В них есть определенное «сито» просеивающее индивидов и позволяющее некоторым подняться вверх, оставляя других в нижних слоях. Роль сита выполняют социальные институты, регулирующие движение по вертикали, и своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, проверяющие каждого выдвиженца на прочность, на соответствие нормам той страты, в которую он перемещается.

Так, система образования  обеспечивает не только первичную социализацию личности, но и выполняет роль своеобразного  лифта, который позволяет наиболее способным подняться вверх.

Политические партии формируют  политическую элиту, институт собственности  укрепляет класс собственников, институт брака позволяет подняться  даже при отсутствии интеллектуальных способностей. Однако мало подняться. Надо закрепиться в страте т. е. принять ее образ жизни и вписаться в ее социокультурную среду, принять нормы, принципы.

Этот процесс труден, болезнен, так как требует большого психического напряжения и часто чреват нервными срывами. Человек может навсегда остаться изгоем там, куда стремится  или попал волею судьбы.

Если социальные институты  — «социальные лифты», то социокультурная  оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда вырвавшийся из низов будет обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он останется за дверью, ведущей в саму страту, что чревато нервно-психическими срывами.

Аналогичная картина может  сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное капиталом, жить в верхних слоях, человек  не способен открыть дверь в другую страту с другой социокультурой и отсюда — конфликт.

 

Маргинальность

Нахождение человека как  бы между двумя структурами называется в социологии маргинальностью.

Маргинал — это индивид, утративший свой прежний социальный статус и оказавшийся неспособным  адаптироваться к новой социокультурной  среде.

Адаптация к новым условиям нередко сопряжена с радикальной  перестройкой жизненных ориентаций. Кроме того, сама новая социальная среда имеет своего рода фильтры, осуществляющие отбор своих и отторжение чужих. Бывает так, что человек, потеряв свою социокультурную среду, не может адаптироваться в новой среде. Тогда он как бы застревает между двумя социальными слоями, между двумя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предприниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой социальной среды он чужой — «мещанин во дворянстве». Другой пример: бывший научный работник, вынужденный зарабатывать на жизнь извозом или мелким предпринимательством, тяготится своим новым положением; для него новая среда — чужая. Нередко он становится объектом насмешек и унижения со стороны менее образованных, но более приспособленных к условиям своей среды «коллег по цеху».4

Маргинальность — понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом.  Маргинал тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Особенно тяжело переживают свою маргинальность люди, вынужденные сменить вид деятельности, профессию, социокультурную среду, место жительства и др., например, беженцы.

Необходимо различать  маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. Естественная маргинальность не носит массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. Вынужденная массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.

 

2. Социализация индивида

 

2. 1 Сущность и содержание процесса социализации

 

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.5

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Человек - существо социальное. С первых дней своего существования  он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Сущность социализации состоит  в сочетании приспособления и  обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды  по отношению к человеку с его  установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями  и с реалиями социальной среды. Таким  образом, адаптация - это процесс  и результат становления индивида социальным существом. Обособление - процесс  автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность  человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что  в процессе социализации заложен  внутренний, до конца не разрешенный  конфликт между мерой адаптации  человека в обществе и степенью обособления  его в обществе.

Социализация человека в  современном мире, имея более или  менее явные особенности в  том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или  сходных характеристик.

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью  становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс  становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых  осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Ряд западных исследователей выделяют особенности различных  периодов социализации.

1. Социализация в детстве.  Здесь различают два типа социализации  ребенка: репрессивный и участвующий.  На этой стадии действуют такие  психологические механизмы, как  имитация, идентификация, чувство  стыда и вины (З. Фрейд).

2. Социализация после  детства – юношеская, когда  молодые люди видят противоречия  между своими ценностями и  ценностями взрослых. На первый  план в это время выдвигаются  отношения между ровесниками .

3. Социализация взрослых  отличается от социализации детей  несколькими моментами: социализация  взрослых скорее изменяет внешнее  поведение, в то время как  социализация детей формирует  ценностные ориентации.

Взрослые способны оценивать  нормы, а дети могут лишь их усваивать. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, тогда как социализация в детстве в большей мере имеет  дело с мотивацией.

В отечественных исследованиях  выделяются следующие стадии социализации: дотрудовая стадия, трудовая стадия и послетрудовая стадия.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не остаются неизменными. Ресоциализация означает овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации.

В процессе социализации среда  влияет на развитие личности как целенаправленно, преднамеренно, так и непреднамеренно. Проблемам формирования личности в  процессе социализации уделено значительное место в исследованиях Ч.X. Кули (теория «зеркального Я»), Дж.Г. Мида (концепция «обобщенного другого»), А. Халлера (теория «значимого другого»), З. Фрейда (психоанализ), Ж. Пиаже (теория когнитивного развития), Э. Эриксона, описавшего состояние «Я – меня», при котором значимый «другой» очень важен для развития личностного ролевого поведения.6

Социальные институты  и люди, индивидуально и группами, если они способствуют социализации, называются агентами (проводниками) социализации.

На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы агентов: институты и группы, способствующие первоначальному развитию природных  и социальных свойств (семья, ровесники), институты образования, институты  трудовой, политической, культурной, познавательней деятельности.

Следует отметить, что социализация может быть неудачной или не произойти  вовсе.

Таким образом, социализация – это процесс вхождения индивида в общественную жизнь, который играет важную роль как в жизни личности, так и общества. Она обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. В какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления и протекающие процессы. Особое значение для социализации индивида, обогащения его духовного мира имеет свободное время, которое, по замечанию К. Маркса, служит мерилом истинного богатства человека. Духовный компонент, таким образом, является определяющим в социализации индивида.

 

2.2 Этапы социализации

 

Первичная социализация. В  период первичной (детской) социализации возможности приобретения информации из социальной памяти еще во многом определяются возможностями и параметрами  биологического интеллекта: качеством  «сенсорных датчиков», временем реакции, концентрацией внимания, памятью. Однако чем больше удаляется человек  от момента своего рождения, тем  меньшую роль в этом процессе играют биологические инстинкты и тем  большее значение приобретают факторы  социального порядка. Биография индивида с момента его рождения — это фактически история его отношений с другими.

          Социальный фактор оказывается решающим при  формировании интеллекта начинающего члена общества. Продолжительность, функции и способы воспитания различны у разных народов, разных классов и в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем и среднем классе было более продолжительным, чем в рабочем классе. У обеспеченных слоев детство считалось периодом относительной беззаботности и неучастия в тяжелом труде. Типовая социальная: ситуация «неравенство возможностей — неравный старт» проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях воспитанием и развитием интеллекта младенца занимаются чуть ли не с момента его рождения, в других же не занимаются вовсе. Ко времени прихода в школу или в детский сад — т. е. к началу этапа вторичной социализации — дети уже довольно заметно различаются по уровню своего развития, умению читать и писать, по своему литературному и общекультурному багажу, по мотивации к восприятию новой информации.7

Информация о работе Социальная структура общества