Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Анализируя данные учета и отчетности, статистика решает в этой области следующие задачи:
Изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменений статей затрат на динамику себестоимости;
Анализирует факторы, влияющие на динамику себестоимости;
Выявляет резервы дальнейшего снижения себестоимости и повышения экономической эффективности производства;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы статистики себестоимости продукции 6
1.1. Понятие и экономическое содержание себестоимости 6
1.2. Классификация затрат, формирующих себестоимость 9
1.3. Система показателей себестоимости продукции 15
2. Статистико-экономический анализ себестоимости продукции 18
2.1. Характеристика структуры затрат на производство продукции 18
2.2. Индексы себестоимости товарной продукции 22
3. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического
развития предприятия 24
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

статистика себестоимости продукции.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение   3

1. Теоретические основы статистики себестоимости продукции  6

      1.1. Понятие и экономическое содержание себестоимости  6

   1.2. Классификация затрат, формирующих себестоимость  9

   1.3. Система показателей себестоимости продукции  15

2. Статистико-экономический анализ себестоимости продукции  18

      2.1. Характеристика структуры затрат на производство продукции  18

      2.2. Индексы себестоимости товарной продукции  22

3. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического

развития предприятия  24

Заключение   27

Список используемой литературы  29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

      В  настоящее  время  в  России  развивается  производство, а вместе с ним рынок и экономика  страны. Если  раньше, в начале девяностых годов, при дефиците товаров, не стояла  остро проблема  реализации  продукции,  то  сегодня  можно  сказать,  что  она   существует.  В  процессе  наполнения  рынка  товарами  и  услугами  растет  конкуренция,  что  заставляет  каждого  участника  рынка  бороться  за  свое  место.  В  конкуренции  побеждает  тот,  у  кого  выше  качество  и  ниже  цена  на  продукцию  или  услугу.  Именно  эти  два  основных  фактора  влияют  на  исход  рыночной  борьбы.  Способы  улучшения  этих  факторов  как  раз  и  заключены  в  себестоимость.

      Большинство  коммерческих  предприятий,  прежде  чем  начать  свое  производство,  в  качестве  основной  цели  ставят  получение  прибыли.  Прибыль  предприятия  во  многом  зависит  от  вида  продукции  и  затрат  на ее  производство.  Цена  продукта  на  рынке  есть  следствие взаимодействия  спроса  и  предложения.  Под  воздействием законов  рыночного  ценообразования,  в  условиях  свободной  конкуренции,  цена  продукции  не  может  быть  выше  или  ниже  по  желанию производителя  или  покупателя – она  выравнивается автоматически.  Другое  дело – затраты,  формирующие себестоимость продукции.  Они могут возрастать или снижаться в зависимости от  объема  потребляемых  трудовых  и материальных  ресурсов,  уровня  техники,  организации производства  и  других  факторов.  Естественно,  чем  выше  затраты,  тем  ниже  прибыль.  То  есть  между  этими  показателями  существует  обратная  функциональная  связь.  Следовательно  производитель  располагает  множеством  рычагов  снижения  затрат,  которые  он  может  привести  в  действие  при  умелом  управлении.

      Изучение  себестоимости  продукции  позволяет  дать  более  правильную  оценку  уровню  показателей  прибыли  и  рентабельности,  достигнутому  на  предприятии.  В  обобщенном смысле  себестоимость  продукции  отражает  все  стороны  хозяйственной  деятельности  предприятия,  ее  достижения    и  недостатки.  Можно  отметить,  что  себестоимость  применяется  для  исчисления  национального  дохода  в  масштабах  страны,  является  одним  из  основных  факторов формирования  прибыли,  является  одной  из  основных  частей  хозяйственной  деятельности  и,  соответственно, одним  из  важнейших  элементов  управления.  Себестоимость  продукции  неразрывно  связана  со  всеми  показателями  хозяйственной  деятельности  предприятия, и они  получают  в  ней  свое  отражение.

      Анализируя  данные  учета  и  отчетности,  статистика  решает  в  этой  области  следующие  задачи:

  1. Изучает  структуру  себестоимости  по  видам  затрат  и  выявляет  влияние  изменений  статей  затрат  на  динамику  себестоимости;
  2. Анализирует  факторы,  влияющие  на  динамику  себестоимости;
  3. Выявляет  резервы  дальнейшего  снижения себестоимости и повышения экономической эффективности производства;

     Но  для  того,  чтобы решать поставленные  выше  задачи  статистики себестоимости, необходимо  иметь  четкое  знание  теоретического  и  практического  содержания  себестоимости,  как  экономической  категории  и  как  инструмента, средства воздействия  на  развитие  хозяйственной деятельности.

     Успех  фирмы  зависит  от  формирования  себестоимости  по  нескольким  причинам:

  1. Затраты  на  производство  изделия  выступают  важнейшим  элементом  при  определении  справедливой  и  конкурентно способной  продажной  цены;
  2. Информация  о  себестоимости  продукции  лежит  в  основе  прогнозирования  и  управления производством  и  затратами;
  3. Знание  себестоимости  необходимо  для  определения  рентабельности  отдельных  видов  продукции  и  производства  в  целом,  определения  оптовых  цен  на  продукцию,  осуществление  внутрипроизводственного  хозрасчета.

     В  себестоимости  продукции  отражаются  достижения  и  недостатки  в  любой  области хозяйственной  деятельности  предприятия.  Важность  этого  показателя  особенно  усиливается  в  связи  с  увеличение  объема  производства  и  непрерывным  его  ростом,  так  как  при этом  снижение  одного  из  элементов  затрат  себестоимости  приводит  к  росту  конкурентоспособности  и  рентабельности  продукции.

      Целью данной  курсовой  работы  является  определение  резервов  снижения  себестоимости  продукции  на  предприятии  на  основе  статистико-экономического  анализа  показателей  себестоимости  и  использования  статистических  методов  и  их  исчислении.  Выявление  возможностей повышения  эффективности  использования  материальных, трудовых  и  других  ресурсов  в  процессе  производства  и  сбыта  продукции должно опираться  на  комплексные  работы  предприятия:  изучение  технического  и организационного  уровня  производства,  использование  производственных  мощностей  и  основных  фондов, сырья  и  материалов, хозяйственных  связей.

      В  процессе  работы  был  использован  индексный  метод, проведен  анализ  себестоимости по калькуляционным  статьям, анализ  затрат  на  рубль  товарной  продукции.

      Объектом  исследования  является  статистико-экономический анализ себестоимости  продукции. Предметом  исследования  является  изучение  структуры себестоимости по  видам затрат, выявление изменения структуры себестоимости, характеристика динамики себестоимости продукции,  исследование  факторов,  определяющих  уровень  и  динамику  себестоимости, выявление возможности ее снижения.  
 
 

1. Теоретические основы  статистики себестоимости  продукции 

1.1 Понятие и экономическое  содержание себестоимости

     В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как можно определить прибыль? Или для формирования отпускной цены разве можно обойтись без себестоимости? Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

     В экономической литературе часто  встречается определение, которое  достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости:

     Себестоимость - это выраженные в стоимостной  форме текущие затраты предприятия  на производство и реализацию продукции (работ, услуг).  

     В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992г. № 552, себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

     При планировании, учете и калькулировании  себестоимости продукции предприятие  имеет право суммировать в  себестоимость также и иные произведенные  им расходы и платежи, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы «законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в дальнейшем являются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированы предприятию потребителем его продукции.

     Условно себестоимость выпускаемой предприятием продукции можно рассматривать  с экономических и юридических  позиций. В экономическом ракурсе  себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых  издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами. В юридическом разрезе себестоимость произведенных предприятием расходов нужно учитывать только тогда когда это дозволяет законодательство.

     Как экономическая категория себестоимость  продукции выполняет ряд важнейших  функций:

1. Учет  и контроль всех затрат на  выпуск и реализацию продукции;

2. База  для формирования оптовой цены  на продукцию предприятия и  определения прибыли и рентабельности;

3. Экономическое  обоснование целесообразности вложения  реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

4. Определение  оптимальных размеров предприятия;

5. Экономическое  обоснование и принятие любых  управленческих решений и др.

     Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные:

1.непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);

2.с обслуживанием производственного процесса и его управлением;

3.с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;

4.с затратами на ремонт основных производственных фондов;

5.с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;

6.с расходами на реализацию продукции. 

     Причем  следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующим законодательством норм или превышают их. То есть эти компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли.

     В отечественной теории и практике в зависимости от объекта, для  которого определяются затраты, различают  следующие виды себестоимости:

• Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.

     Полная  производственная себестоимость – это общая сумма прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.

     Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.

• Индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при изготовлении уникального оборудования.

• Средняя себестоимость - данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.  

Информация о работе Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия