Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:00, реферат
Важным этапом в исследовании социально-экономических и политических процессов является сбор информации. Любая достоверная информация имеет в своей основе научные факты.
1.Задачи и объект статистического наблюдения, виды и формы наблюдения
1. 1. Основные задачи статистической службы в оценке социально-экономических явлений и процессов в обществе
1.2. Роль статистики в оценке социально-экономических явлений
2. Статистические программы реформирования
2.1. Значение статистических реформ
2.2. Госкомстат России, как высший орган статистической политики
3 Мероприятия Программы по усилению финансовой статистики
Заключение
Список литературы
Мероприятия
второй федеральной целевой программы
«Реформирование статистики в 1997–2000
годах» явились продолжением первого
этапа реформирования российской статистики,
завершившегося в 1996 году.
2.1.
Значение статистических
реформ
В результате реализации указанных двух программ за последние 10 лет в Российской Федерации удалось сформировать практически новую статистику, адекватную социально-экономическому состоянию общества, находящегося на переходном этапе к рыночным отношениям.
Положительные успехи были достигнуты:
Если оценивать главный итог выполнения двух программ, то он состоит в том, что удалось укрепить национальную статистическую систему и в полной мере использовать ее сильные грани, обеспечить объективность данных, активно осуществить переход на принятую в мировой практике методологию статистики и учета, оперативно организовать статистическое наблюдение за не свойственными дореформенному периоду секторами и явлениями в экономике, повысить надежность информации и укрепить к ней доверие.
Статистическая информация сегодня позволяет адекватно оценивать складывающуюся социально-экономическую ситуацию, анализировать происходящие процессы и вырабатывать управленческие решения. Обеспечено это благодаря разработке и внедрению в отечественную практику, в частности, системы национальных счетов, системы наблюдения за ценами, статистики уровня жизни населения и безработицы.
В
соответствии с международными стандартами
разработаны и введены в
Предусматривается
продолжить работы по формированию системы
показателей качества жизни населения,
имея в виду объективное отражение
всей совокупности условий жизни
различных слоев и групп
Особое значение для совершенствования статистики уровня жизни населения имеет организация национального обследования благосостояния домохозяйств и их участия в социальных программах. Результаты опросов позволят определить эффективность воздействия национальных региональных программ социальной защиты непосредственно на получателей социальной помощи, а также следить за тенденциями изменения уровня бедности. По результатам обследования будут подготовлены рекомендации по уточнению программ социальной защиты населения как по их содержанию, так и по направленности.
Методологический
арсенал дополняется более
Особо следует остановиться на проведении крупнейшей статистической работы Всероссийской переписи населения.
Всеобщая перепись населения является единственным источником сведений о численности и национальном составе страны, о владении родным языком, состоянии в браке, уровне образования, источниках средств к жизни, экономической активности, занятиях, перспективах рождаемости и т.д.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в начале 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов-Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века, что позволяет считать ее важной вехой в накоплении знаний о населении страны и рассматривать как начало нового периода российской статистики населения.
Всесоюзная перепись населения проведена в декабре 1926 г. При ее подготовке выдающиеся статистики В.Г. Жихайловский и О.А. Квитко выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения. Перепись 1926 г. отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях.
Следующие всеобщие переписи населения проводились в 1937, 1939 годах. В послевоенный период проведение переписей становится практически регулярным: 1959, 1970, 1979,1989 годы.
22
сентября 1999 г. Правительство Российской
Федерации приняло
2.2.
Госкомстат России,
как высший орган статистической
политики
По масштабам и сложности она не имеет аналогов. Достаточно сказать, что для ее осуществления надо привлечь и подготовить почти 700 тыс. человек. Материалы такой переписи составят информационную основу при реализации многих социальных программ, обеспечат надежную базу изучения социальных и демографических процессов в нашем обществе.
Важным элементом деятельности Госкомстата России является распространение статистической информации.
Госкомстат России в 1996 г. получил лицензию на осуществление издательской деятельности. Одновременно принят фирменный товарный знак официальной статистической информации Госкомстата России, который помещается на всех публикациях Госкомстата России.
В настоящее время Госкомстат России в целях более широкого информирования общественности о социально-экономических явлениях, происходящих в России, на постоянной основе взаимодействует со средствами массовой информации. Порядка шестидесяти редакций газет и журналов, информационных агентств имеют аккредитацию при Госкомстате России, среди них АО «Интерфакс», информационное агентство ИТАР–ТАСС, РИА «Новости», агентство «Рейтер», телекомпания «НТВ», газеты «Kоммерсант-Daily», «Деловой мир», «Financial Times», «Известия», «Экономическая газета».
В
«Российской газете»
Активно
внедряются современные программно-
В 1998 году Госкомстат России подключил к сети Интернет собственный Web-сервер (http://www@gks.ru). Информационные фонды для размещения на WEB-сайте Госкомстата России формируются на основе интегрированных информационных ресурсов Госкомстата России, которые периодически актуализируются. Подготовка информации осуществляется в соответствии с документами ЕЭК ООН «Стандарты для статистических метаданных в Интернет». С августа 1998 года на сервере Госкомстата России помещается информация, публикуемая в соответствии со Специальным стандартом распространения данных Международного валютного фонда. Доступ к информационным статистическим ресурсам имеют все федеральные органы государственной власти и управления.
Главная
задача, которая решается в ходе
развития статистической базы экономической
реформы, заключается в том, чтобы
наиболее полно удовлетворить
При
этом продолжается курс на построение
российской модели организации статистики,
базирующейся на использовании как прогрессивного
международного опыта в области статистической
методологии, так и сильных сторон национальной
статистической системы, – а это наличие
хорошо структурированной, разветвленной
системы сбора информации, способность
оперативной обработки колоссальных объемов статистических данных, доверие к статистическим
органам со стороны юридических и физических
лиц, рост авторитета и признание со стороны
международных организаций.
3.
Мероприятия Программы
по усилению финансовой
статистики
Мероприятия Программы по усилению финансовой статистики будут осуществляться Госкомстатом России при участии Банка России и других организаций, регулирующих финансовую сферу, по разработке классификаторов – с участием Минэкономразвития России, Госстандарта России, Минфина России и Минтруда России.
Ряд мероприятий Программы будет выполняться в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕЭС и России (TACIS), а также средств, предоставляемых международными организациями (Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и развития).
Программа
долгосрочного развития государственной
статистической системы до 2005 года
должна явиться реальным руководящим
документом, определяющим соответствующие
приоритетные направления развития системы
государственной статистики, осуществляющим
межотраслевую координацию, реализующим
в статистике достижения науки и техники,
организующим работу структурных подразделений
центрального аппарата, научно-исследовательских
организаций, территориальных органов Госкомстата России и других организаций,
ведущих научно-исследовательскую и методологическую
деятельность в области статистики.
Заключение
Интенсивная
трансформация статистического
наблюдения как на макроуровне, так
и в области новых общественно-
Общие выводы о роле десятилетней работы российской государственной системы следующие:
– реформирование отечественной экономики, ее переход на рыночные принципы функционирования потребовали организации практически новых для России направлений статистики. В сжатые сроки была внедрена система национальных счетов (а именно она позволяет рассчитывать объемы ВВП, другие макроэкономические показатели), организована статистика цен различных секторов рынка, статистика рынка труда, уровня жизни населения, финансового состояния предприятий на базе обработки их бухгалтерской отчетности, малого предпринимательства, приватизации и по ряду других направлений;
– появление новых форм хозяйствования, многообразие форм собственности, значительный рост количества хозяйствующих субъектов потребовали коренным образом изменить методологию организации статистического наблюдения, отказаться во многих случаях от сплошного метода обследования предприятий и перейти к широко используемому в мировой практике выборочному методу, базирующемуся на теории вероятностей и математической статистике;
Информация о работе Роль статистики в оценке социально – экономических и процессов в обществе