Роль статистики в оценке социально – экономических и процессов в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Важным этапом в исследовании социально-экономических и политических процессов является сбор информации. Любая достоверная информация имеет в своей основе научные факты.

Содержание

1.Задачи и объект статистического наблюдения, виды и формы наблюдения

1. 1. Основные задачи статистической службы в оценке социально-экономических явлений и процессов в обществе

1.2. Роль статистики в оценке социально-экономических явлений

2. Статистические программы реформирования

2.1. Значение статистических реформ

2.2. Госкомстат России, как высший орган статистической политики

3 Мероприятия Программы по усилению финансовой статистики

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

роль статистики.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Вторая  причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий  обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить  производственные инвестиции. Очевидно,  что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий  безработицу.

     Третья. Многие госпредприятия восприняли  либерализацию цен как возможность  их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось.  Однако такое положение не может сохраняться  долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим  цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия,  продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

     Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:  ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые  имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны  глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой  форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую  структурную безработицу.

     Пятая. Наряду с приведенными выше факторами  массовой безработицы в наших условиях действуют  и репродуцирующие безработицу специфические  факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне  независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение  предприятий и по материально-техническому  снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении  общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных  предприятий оказалось на практике делом далеко не простым  и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации  военных заводов.

     В России величина совокупной безработицы  определяется исходя из количества  граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах  занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа  безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.  Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

     Реальный  недоучет и, недооценка российской безработицы  заложены  в самом механизме  действия Закона о занятости, принятого  в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать по крайней мере восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

  1. На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными  силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ.
  2. В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего  ЦЗ может превышать 80 км.
  3. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие  выходное пособие от предприятия (организации), не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных, по-видимому, исключается из официальных данных.
  4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий  нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном  положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.
  5. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование  промышленных предприятий, проведенное в июле 1993 г., показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.
  6. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.
  7. Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.
  8. В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая  тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного  налогообложения фонда оплаты труда.

     О прожиточном минимуме.

     Прожиточный минимум -  это стоимостная оценка потребительской корзины, а также  обязательные платежи и сборы.

     Федеральный закон о прожиточном минимуме 2005 года обозначил его назначение в нижеследующем:

     1. Прожиточный минимум в целом  по Российской Федерации предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования федерального бюджета.

     2. Прожиточный минимум в субъектах  Российской Федерации предназначается для:

    • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
    • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
    • формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Заработная  плата

     Заработная  плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин "труд" в широком смысле, включая оплату труда 1) рабочих в обычном понимании этого слова, (самых разных профессий); 2) Разнопрофильных специалистов - юристов, врачей, стоматологов, преподавателей и т. д. и 3) владельцев мелких предприятий - парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонту телевизоров и множество различных торговцев - за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.

     Хотя  на практике заработная плата может  принимать различную форму (премии, гонорары, комиссионные вознаграждения, месячные оклады), мы будем обозначать все это термином "заработная плата" для обозначения ставки заработной платы в единицу времени - за час, день и т. д. Это обозначение имеет определенные преимущество в том смысле, что напоминает нам о том, что ставка заработной платы есть цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда. Это также помогает четко разграничить "заработную плату" и "общие заработки" (последние зависят от ставки заработной платы и предложенного на рынке количества часов или недель услуг труда).

     Необходимо  также различать  денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т. д. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это "покупательная способность" номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Отметим, что изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 9 % при росте уровня цен на 5 % дает прирост реальной заработной платы на 4 %. Отметим также, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. Например, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время - уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата. Будем основывать наш анализ на ставках номинальной заработной платы.

 

       2. Статистические программы реформирования

       

      В течение последних 10 лет в Российской Федерации были реализованы две  крупные комплексные программы  реформирования государственной статистики, нацеленные на обеспечение перехода отечественной статистики на международные стандарты и правила, соответствующие Основным принципам официальной статистики, одобренным статистической комиссией ООН:

      1-й  принцип. Официальная статистика  представляет собой незаменимый элемент информационной системы демократического общества, обеспечивая Правительство, экономику и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. Официальные статистические данные, отвечающие требованиям практической значимости, должны составляться и предоставляться официальными органами статистики на основе беспристрастности для обеспечения права граждан на открытое получение информации.

      2-й  принцип. С целью поддержания  доверия к официальной статистике  статистическим ведомствам необходимо  принять решение о методах  и порядке сбора, обработки,  хранения и предоставления статистических данных, строго руководствуясь принципами профессионализма, включая научные принципы и профессиональную этику.

      3-й  принцип. Для обеспечения правильной трактовки данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами, установленными для источников, методов и порядка составления статистики.

      4-й  принцип. Статистические ведомства  имеют право комментировать искажения  в трактовке и использовании статистических данных.

      5-й  принцип. Для целей статистики  данные могут собираться из  любых источников информации, будь  то статистические обзоры или  данные административного характера.  Статистические ведомства должны  выбирать источники данных с учетом качества, своевременности, эффективности затрат, а также нагрузки на респондентов.

      6-й  принцип. Индивидуальные данные, собираемые статистическими ведомствами с целью составления статистики, независимо от того, касаются ли они физических или юридических лиц, должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно в целях статистики.

      7-й  принцип. Законы, нормативно-правовые документы, определяющие работу статистической системы, подлежат обнародованию.

      8-й  принцип. Координация работы статистических  ведомств в рамках государств  представляется важной для достижения  последовательности и эффективности  функционирования статистической системы.

      9-й  принцип. Использование статистическими  ведомствами каждой отдельной  страны международных концепций,  классификаций и методов способствует  достижению последовательности  и эффективности работы статистических  систем на всех официальных уровнях.

      10-й  принцип. Двустороннее и многостороннее  сотрудничество в области статистики  способствует усовершенствованию  официальных статистических систем  во всех странах. 

      Первой  Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992 – 1996 гг.) предусматривалось реформирование общеметодологических и организационных основ государственной статистики в соответствии с потребностями, возникающими при переходе к рыночной экономике и реализации Россией международных обязательств.

Информация о работе Роль статистики в оценке социально – экономических и процессов в обществе