Роль статистики в оценке социально – экономических и процессов в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Важным этапом в исследовании социально-экономических и политических процессов является сбор информации. Любая достоверная информация имеет в своей основе научные факты.

Содержание

1.Задачи и объект статистического наблюдения, виды и формы наблюдения

1. 1. Основные задачи статистической службы в оценке социально-экономических явлений и процессов в обществе

1.2. Роль статистики в оценке социально-экономических явлений

2. Статистические программы реформирования

2.1. Значение статистических реформ

2.2. Госкомстат России, как высший орган статистической политики

3 Мероприятия Программы по усилению финансовой статистики

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

роль статистики.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

      Корреспондентский способ предполагает рассылку статистическими  и другими органами управления специально разработанных бланков и инструкций по их заполнению хозяйствующим субъектам или специально выделенным лицам - корреспондентам для изучения определенного вопроса. Сведения поступают в установленные сроки по почте, телеграфом или доставляются нарочным. Способ не требует особых затрат, но качество информации зависит от уровня знаний и степени подготовки корреспондентов.

      Документированная запись - основная форма статистического  наблюдения является основным источником расчета статистических показателей. 
 
 

      1. 1. Основные задачи статистической службы в оценке социально-экономических явлений и процессов в обществе 

      Основной  задачей национальной статистической службы является распространение официальных статистических данных об экономическом, социальном и демографическом положении в стране.

      Особенности переходного периода повышают требования к информации с точки зрения ее оперативности, что в условиях России, принимая во внимание ее территорию и уровень развития коммуникаций, обуславливает повышенные требования к официальной статистике.

      Официальная статистическая деятельность в любой  стране не может рассматриваться  в отрыве от процессов интеграции статистиков разных стран в международное сообщество, вырабатывающее статистические стандарты и рекомендации для национальных статистических служб и организующее обмен между ними статистическими данными. Достижение прогресса в России должно положительно сказаться на улучшении имиджа страны и достижении «прозрачности» социально-экономической ситуации для международных организаций, иностранных правительств и инвесторов.

      Прекращение существования в начале 90-х годов  СССР, создание суверенного российского  государства, ориентированного на демократизацию общества и развитие рыночной экономики, потребовало реформирования российской статистики, ее адаптации к новым общественно-политическим и социально-экономическим условиям, перехода на принятые в международной практике статистические стандарты. 
 
 
 
 
 

      1.2. Роль статистики  в оценке социально-экономических  явлений 

      Статистика  учитывает такие социально-экономические  аспекты, как безработица, прожиточный  минимум, ставку заработной платы. Эти  процессы общества оказывают наибольшее значение на процессы в обществе.

     Безработица.

     Осуществляемый  в России в настоящее время  переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

     Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений  на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

     Массовая  бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

     Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

     Экономисты  изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства.

     Переход к рыночной экономике неизбежно  привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение  межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.   Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

     Наиболее  угрожающим фактором роста безработицы  и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях, в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

     Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.

     В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое  понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

     Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.  Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

     Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

     Среди множества проблем, встающих перед  любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется. Сегодня (а точнее, наверное, еще вчера) для России приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий.

     Однако, прежде всего, следует сказать о  характере кризиса, порождающего безработицу в российских условиях. Это не циклический кризис, известный из экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по себе» выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой существует только фрикционная и ограниченная  структурная безработица. В России массовая безработица порождается  трансформационным экономическим  кризисом. Он отражает глубокие противоречия  условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

     Отсюда  следует, что выход из этого кризиса  может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве.  Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства.

     Успех реформ в России в решающей  мере зависит оттого, сумеет ли народное хозяйство страны вписаться в систему мирохозяйственных  связей, эффективно найти свое место в системе международного разделения труда. Если страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, ее обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную  продукцию; конкурентоспособную  и на мировых рынках, и, тем более, на своем  собственном внутреннем рынке, причем не опирающемся на искусственные и не могущие быть долговечными в рыночной экономике подпорки в виде взвинченных таможенных,  лицензионных и иных барьеров. Иначе говоря, путь к подлинной экономической  стабилизации и, в частности, к предотвращению условий появления массовой  безработицы лежит через повышение производительности труда, снижение трудо- и зарплатоемкости, оптимизацию численности персонала.

     Среди конкретных причин, обусловливающих  сокращение занятости трудоспособного  населения в России, можно отметить следующие:

     Первая  причина коренится в том, что  характерной чертой советской экономики  являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий.  В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении  с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,  препятствовало росту производительности  труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно  завышала издержки производства с вытекающим  отсюда ослаблением конкурентоспособности  производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал  широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

     В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические  ведомства  и директора советских предприятий  руководствовались укоренившимся догматом экономической теории о принципиальной  несовместимости социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся  к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала  можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года. Короче, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

     Директора государственных предприятий, нередко, и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации:  они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает  выталкивание в ряды безработных значительных  масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

Информация о работе Роль статистики в оценке социально – экономических и процессов в обществе