Применение статистических методов для изучения спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

В данной работе будут проведены анализ потребительского спроса и методы его статистического изучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Понятие и виды спроса..………………………….……………………………….……………..4
Факторы, определяющие спрос……………………………………………………………...6
Методы изучения и анализа спроса…………………………...…………………………..8
Характеристика изменчивости спроса под влиянием факторов, его определяющих………………………………………………………………..………………….....12
Глава 2. Практическое изучение спроса…………………………….………………………......17
Заключение……………………………………………………….………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………….…………………22

Работа содержит 1 файл

Спрос.docx

— 114.88 Кб (Скачать)

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

Реферат

по статистике рынка

на тему:

«Применение статистических методов для изучения спроса» 
 
 
 

Выполнила:

Студентка группы 1305

Логинова  Елизавета Алексеевна

Преподаватель: Варнавская Мария Михайловна 

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.

    1. Понятие и виды спроса..………………………….……………………………….……………..4
    2. Факторы, определяющие спрос……………………………………………………………...6
    3. Методы изучения и анализа спроса…………………………...…………………………..8
    4. Характеристика изменчивости спроса под влиянием факторов, его определяющих………………………………………………………………..………………….....12

Глава 2. Практическое изучение спроса…………………………….………………………......17

Заключение……………………………………………………….………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………….…………………22 

 

   

   Введение.

   В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и  движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому  вопросы изучения и прогнозирования  спроса являются важными инструментами  экономической деятельности в масштабах  коммерческих фирм, а также регулирования  рынка и товарного обращения  в региональном и национальном масштабах.

   Являясь системой обеспечения жизни людей, экономика нацелена на удовлетворение их потребностей, на обеспечение потребления  человеком необходимых ему благ и услуг. Потребление органически  связано с производством. Производство осуществляется для потребления  и определяет его уровень и  структуру. В свою очередь потребители, исходя из своих развивающихся потребностей, активно воздействуют на производство, стимулируя его развитие. Ведь потребитель  голосует за производимые товары своим  рублем.

   В условиях товарно-денежных отношений  потребности людей выступают  в форме платежеспособного спроса, то есть потребности, обеспеченные деньгами. Потребности и спрос – не тождественные  категории, хотя и тесно связанные  между собой.

   В данной работе будут проведены анализ потребительского спроса и методы его  статистического изучения.

 

   

   Глава 1.

    1. Понятие и виды спроса.

   Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности  в товарах и услугах, которая  при данном уровне цен и тарифов  может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В  свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные  и объективно необходимые запросы  людей к условиям жизни, труда  и быта.

   Частные потребности, взятые вне зависимости  от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т.е. они  безграничны. Так возникает и  существует вечное противоречие между  безграничными потребностями людей  и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями  их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос – это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит  соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся  у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос – это не деньги потребителей, а их потребности в товарах  и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос  характеризует зависимость между  возможной величиной покупки  товаров и величиной затрат на такую покупку.

   В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный  спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных  на покупку товаров. Показателем  удовлетворенного спроса населения  в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его  показателями могут быть: прирост  сбережений и остатка денежных средств  на руках у населения, заметное повышение  цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров  в торговой сети и на складах производителей.

     В зависимости от дефференциации  ассортимента товаров или агрегированности  представителей спроса различают  макроспрос и микроспрос.

   Макроспрос  – это спрос на укрупненные  группы товаров, например на продовольственные  или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары (с точки зрения классификации  товаров), а также спрос крупных  социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области  или города (с точки зрения объекта  – территориальный признак). Макроспрос также имеет структуру, которая  представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д. Микроспрос – это спрос  на конкретный вид товара (с точки  зрения классиффикации товара), спрос  отдельных групп потребителей, а  также предприятий и небольших  территориальных единиц (с точки  зрения объекта). Объем и структуру  микроспроса определяет состав и  характер потребителей. Микроспрос, предъявляемый  покупателями на предприятиях, имеет  множество разновидностей. Он может  быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам:

   Периодичность возникновения спроса: повседневный, периодический, эпизодический, импульсивный.

   Степень удовлетворения спроса: действительный (потенциальный), реализованный, неудовлетворенный.

   Степень подвижности спроса: базовый, мобильный.

   Намерения покупателей: четко сформулированный спрос (твердо сформулированный), альтернативный спрос.

   Характер спроса: первичный (начальный), на замену, дополнительный.

   Степень интенсивности спроса: формирующийся, интенсивный, стабилизировавшийся, угасающий, отрицательный.

   Месторасположение предприятия: зона проявления максимального микроспроса на товары и услуги, зона проявления повышенного микроспроса, зона проявления среднего микроспроса, зона проявления пониженного микроспроса.

     В современной экономической  литературе и на практике применяется  также и другая классификация  спроса: индивидуальный спрос отдельного  потребителя и рыночный спрос,  т.е. совокупный спрос потребителей  на данном рынке, совокупный  спрос на всех рынках данного  товара или на все производимые  или продаваемые товары.

   Потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью  всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы  товарного обращения. Решающими  факторами, определяющими и ограничивающими  возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее – соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения  доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции  развития потребительского спроса.

   Закон спроса:

   Если  какая-либо потребность может быть удовлетворена только через оплату соответствующего товара (услуги), то размер этой оплаты (цена товара) влияет и на выбор приобретаемых товаров, и на величину приобретения.

   Сущность  закона спроса можно изложить упрощенно: чем ниже цена товара, тем большее  количество его будет куплено (и  наоборот). Кривая на графике действительно  выражает обратную зависимость величины спроса от уровня цены. Воистину, этот закон можно назвать законом  «благодарного» спроса, поскольку спрос  всегда чутко отзывается на любое  снижение цены.

   Для понимания закона спроса вовсе не безразлично, зависимость «чего» от «чего» следует иметь в виду: цены от спроса или спроса от цены. Закон  спроса – это такая модель экономики, в которой спрос определяется ценой, и только ценой. Закон спроса – это закон о реакции, зависимости  спроса от уровня цены, о влиянии  цены на величину спроса. И еще одно: закон спроса потому и является рыночным законом, что он может действовать  только при заведомо превышающем  величину спроса размере предложения. 
 
 

   
    1. Факторы, определяющие спрос.

   На  величину и изменение спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

   К ценовым факторам относятся:

   1. цена - чем цена выше, тем при  прочих равных условиях ниже  спрос, и наоборот, - снижение цены  ведет к росту спроса;

   2. доходы потребителей - чем они  выше, тем выше спрос

   3. цены и количество товаров  - заменителей - чем они (цены) ниже  и чем оно (количество) больше, тем ниже спрос на данный  товар.

   К неценовым факторам относятся:

   1. вкусы потребителей - чем они изменчивей, тем больше вероятность колебания  (падения) спроса;

   2. ожидания потребителей - если они  ждут повышения цен, например, при высокой инфляции спрос  будет расти; при ожидании снижения  цен, например, сезонного, спрос  будет падать;

   3. уровень сервиса и сопровождения  - обходительность продавцов, стимулирование  покупок, реклама, гарантийное  обслуживание и т.п. ведут к  повышению спроса.

   Перечисленные факторы действуют на так называемые обычные товары. Но бывают и исключения. Снижение цены на хлеб (не сезонное) не только не ведет к росту его  потребления (при прочих равных условиях), но и напротив, - ведет к снижению потребления хлеба за счет роста  потребления мяса. Аналогично с картофелем, маргарином, бананами и некоторыми другими продуктами. Рост цен на бриллианты, картины, антиквариат, автомобили ручной сборки, коллекционные вина и другие товары престижного потребления  не только не ведет к падению спроса на них, но напротив, стимулирует показное (демонстративное) потребление. Этот парадокс впервые описан английским экономистом  Гиффеном и получил название "эффекта  Гиффена".

   Прежде  чем изменять ценовую стратегию, лица, ответственные за принятие решений, должны подумать, не подвержена ли их продукция  эффекту Гиффена.

     В настоящее время маркетологами  описаны, изучены, классифицированы  и выработаны стратегические  рекомендации по отношению к восьми состояниям потребительского спроса.

   1. Отрицательный спрос - как правило,  возникает, когда получение какого-либо  блага сопряжено с физическими  страданиями, риском или неудобствами, являющимися тормозящими (противодействующими)  факторами для приобретения данного  блага.

   Задачей маркетолога в данном случае, как  и во многих других, является изучение наиболее эффективных путей решения  проблемы. Это может быть либо усовершенствование товара, либо снижение цены, усиление информационного  воздействия, улучшение канала товародвижения, изменение общественного мнения. Причем последний способ является наиболее действенным, поскольку корень проблемы не в цене или каналах товародвижения, а именно в отношение к проблеме.

   2. Отсутствующий спрос - это когда  потенциальный потребитель не  осознал выгод, которые он может  получить от потребления того  или иного товара и, соответственно, не заинтересован или безразличен  к товару, который может удовлетворить  его нужду, которая еще даже  не приняла форму конкретной  потребности.

   В этом случае основной задачей маркетинга является донесение до потенциального потребителя, преимущественно рекламными средствами, всю выгоду и пользу, которую он может получить от данного  товара. Суть задачи состоит в том, чтобы на основании нужд сформулировать у потребителя конкретные потребности.

   3. Скрытый спрос - это когда, напротив, многие потребители осознали  свои конкретные потребности,  но полагают, что не существует  товара, который мог бы их удовлетворить.

     Задача маркетинга - оценить величину  потенциального рынка и создать  эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.

   4. Падающий спрос - нормальное состояние  спроса, связанное либо с волной  экономического цикла, либо с  конъюнктурой рынка, либо с  жизненным циклом товара.

   Рано  или поздно любая организация  столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Менеджер рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры  и определить, можно ли снова стимулировать  сбыт путем отыскания новых целевых  рынков, изменения характеристик  товара или установления более эффективной  коммуникации. Задача маркетинга - обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому осмыслению подхода к предложению товара.

Информация о работе Применение статистических методов для изучения спроса