Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности прибыли, ее роли в деятельности предприятия, а также порядка ее исчисления и анализа статистическими методами. Были поставлены следующие задачи: изучение сущности, видов и функций прибыли, показателей, используемых для расчета прибыли, а также статистических методов анализа прибыли и рентабельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1. Теоретическая часть………………………………………………......5
1.1. Прибыль, её функции и виды………………………………………5
1.2. Статистическое изучение показателей прибыли…………………8
1.3. Понятие рентабельности, виды…………………………………..11
1.4. Статистическое изучение показателей рентабельности………..14
2. Расчётная часть…………………………………………………….....16
Выполнение задания 1……………………………………………............18
Выполнение задания 2…………………………………………………...27
Выполнение задания 3…………………………………………………...30
Выполнение задания 4.…………………………………………………...32
3. Аналитическая часть………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………….....40
Приложение………………………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 797.00 Кб (Скачать)

 

Вычисляем  коэффициент детерминации по формуле:

где - межгрупповая дисперсия, находящаяся по формуле:

- общая дисперсия результативного  признака, находящаяся по формуле:

Теперь находим межгрупповую дисперсию:  =451,19/30=15,04

Для нахождения общей дисперсии, нужно  рассчитать:

y2=2573,89/30=85,796

=85,796-(8,364)2=15,84

Вычисляем коэффициент детерминации: η22/σобщ2

η2=15,04/15,84=0,95 или 95%

 Следовательно, на 95% вариация прибыли предприятия  зависит от вариации затрат на производство и реализацию продукции и на 5% зависит от неучтенных факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение составляет:

η = √0,95=0,975

     Значение показателя изменяются в пределах . Чем ближе значение к 1, тем теснее связь между признаками. Для качественной оценки тесноты связи на основе служит шкала Чэддока:

h

0,1 – 0,3

0,3 – 0,5

0,5 – 0,7

0,7 – 0,9

0,9 – 0,99

Характеристика

силы связи

Слабая

Умеренная

Заметная

Тесная

Весьма тесная


η =0,975, что говорит о том, что корреляционная связь играет существенную роль между затратами и суммой прибыли и является весьма тесной.

Выполнение задания 3.

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определить:

  1. Ошибку выборки средней суммы прибыли от продаж и границы, в которых будет находиться средняя сумма прибыли в генеральной совокупности.
  2. Ошибку выборки доли организаций с суммой прибыли 14,948 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение:

Определяем ошибку выборки (выборка механическая) для средней  суммы прибыли на одно предприятие  по следующей формуле:

если Р=0,683, то t=1. Т.к. выборка  механическая 20%-ная, то N=150

Δх=1*√(15,48/30)*(1-30/150)=0,64млн. руб.

Ошибка выборки для  средней суммы прибыли на одно предприятие 

Δх=0,64млн.руб.

Средняя сумма прибыли будет  находиться в границах, которые мы находим по формуле:


8,301- 0,64≤      ≤8,301+0,64


7,661≤       ≤8,941

С вероятностью 0,683 можно  утверждать, что средняя сумма прибыли одного предприятия заключается в пределах от 7,661 млн. руб. до 8,941 млн. руб.

Выборочная доля составит: w=3/30=0,1 или 10%

Ошибку выборки определяем по формуле:

 

где N-объем генеральной совокупности. Т.к. выборка 20%-ная и в выборку вошло 30 предприятий, то N=150.

Подставляя данные в  формулу, получим:

Dw=1√(0,1(1-0,1)/30)*(1-30/150) = 0,049

Следовательно, с вероятностью 0,683 можно утверждать, что доля предприятий со средней прибылью  14,948 млн. руб. и более будет находиться в следующих пределах:

0,1-0,049≤∆ω≤0,1+0,049

0,051≤∆ω≤0,149

или от 5,1% до 14,9%.

Выполнение  задания 4

Имеются следующие данные по организации о прибыли от продажи  продукции и ее рентабельности:

Вид продукции

Прибыль от продажи продукции,  млн. руб.

Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению  с базисным (+,-),      %

Базисный период

Отчетный период

А

0,8

0,88

+10

Б

0,5

0,62

+12

В

1,1

1,0

-2


Определить:

  1. Общий индекс рентабельности реализованной продукции.
  2. Абсолютное изменение прибыли от продажи продукции в результате роста рентабельности.

Сделать выводы.

Решение:

Для проведения необходимых  расчетов построим дополнительную таблицу:

Таблица 9

Вид

продукции

Прибыль от продажи продукции,  млн. руб.

Изменение рентаб.

в отчетном периоде 

по сравнению с базисным

(+,-),     

%    Rотч - Rбаз

Индивидуальный инд. Рент  (iR)

П1 / iR

Базисный период (П0)

Отчетный период (П1)

А

0,8

0,88

+10

1,1

0,8

Б

0,5

0,62

+12

1,12

0,6

В

1,1

1,0

-2

0,98

1,02

ИТОГО

2,4

2,5

   

2,42


 

1) Индекс рентабельности  – это отношение рентабельности  отчетного периода к ее уровню  в базисном периоде.

Для определения уровня рентабельности нам необходимо знать  величину прибыли от продажи продукции  и индивидуальные индексы рентабельности. Поскольку имеются данные об изменении рентабельности по трем видам продукции, мы можем определить индивидуальные индексы. Для этого к 100 % прибавим (или отнимем) процент изменения рентабельности.

Общий индекс рентабельности найдем по формуле:

 

 

Итак, общий индекс рентабельности равен 1,03 (103 %). То есть в отчетном периоде по сравнению с базисным  общий уровень рентабельности всей реализованной продукции увеличился на 3%.

2) Абсолютное изменение прибыли от продажи продукции в результате роста рентабельности найдем по формуле:

∆П1 = 2,5 – 2,42 = 0,08 (8%)

Рост  рентабельности продукции в отчетном периоде  по сравнению с базисным на 3 % (по продукции А, Б, В) позволил увеличить прибыль от продажи этой продукции 8%.

 

 

 

 

 

 

 

3. Аналитическая часть

3.1.Постановка задачи

Обобщённую оценку эффективности  деятельности хозяйствующих субъектов  дают достигнутые ими финансовые результаты.

Анализ прибыли, полученной за несколько отчётных  периодов, является одним из направлений изучения финансовых результатов деятельности предприятий.

Предприятия представляют в органы статистики сведения о финансовом состоянии, где отражают объём прибыли.

На основе данных о сумме прибыли крупных и средних организаций по РФ, представленных в таблице 1, проведём анализ динамики прибыли, для чего рассчитаем следующие показатели:

    • абсолютный прирост;
    • темп роста;
    • темп прироста;
    • абсолютное значение 1%прироста;
    • средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста. 

Таблица 1

Сумма прибыли  крупных и средних организаций, миллион рублей, 
значение показателя за год

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Российская  Федерация

287750

238493

309008

357579

884868

1360828

1357806

1273415

1815751

2778551

3673611

6084625


 

3.2. Методика решения задачи

Расчёт показателей анализа  ряда динамики осуществим по формулам, представленным в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2

Формулы расчёта  показателей

Показатель

Базисный

Цепной

Средний

Абсолютный

прирост

(1)

(2)

(3)

Темп роста

(4)

(5)

(6)

Темп прироста

(7)

(8)

(9)


 

Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле:

     (10)

Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом прироста прибыли, рассчитывают показатель абсолютного значения 1% прироста(А%). Один из способов его расчёта – расчёт по формуле:

    (11)

 Числовые обозначения:

- уровень первого периода;

- уровень сравниваемого периода;

- уровень предыдущего периода;

- уровень последнего периода;

n – число уровней ряда динамики.

3.3.Технология выполнения компьютерных расчётов

Расчёты показателей анализа динамики прибыли крупных и средних  организаций выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных( табл.1.) и расчётных формул (1) – (11)( в формате Excel) представлено в таблице 3.

 

Рис.1. Расположение на рабочем  листе Excel таблицы 3.

Результаты расчётов приведены  в таблице 4.

Рис.2. Расположение на рабочем  листе Excel таблицы 4

с результатами вычислений.

На рис. 1. представлено графическое  изображение динамики сумм прибыли  крупных и средних организаций за период с 1995г. по 2006г.

Рис.3. График динамики сумм прибыли крупных

и средних организаций  по РФ за 12 лет.

4.Анализ результатов  статистических компьютерных расчётов

Результаты проведённых расчётов позволяют сделать следующие выводы.

Сумма прибыли за 12 лет выросла  на 2014,56% , что в абсолютном выражении  составляет 5796875 млн.руб.

Динамика прибыли носит скачкообразный характер. Наблюдается отрицательная  динамика за периоды с 1995г. по 1996г. и  с 2000г. по2002г. В остальные периоды динамика прибыли положительна. Резкий рост наблюдается с 2002 года, о чём свидетельствуют показатели в таблице 4 и графическое изображение динамики прибыли (см. рис.1)

В течение анализируемого периода  деятельности крупных и средних  предприятий РФ средний размер прибыли составил 1701857,083 млн.руб., в среднем за год она увеличивалась на 526988,636 млн.руб. или на 114,439%

 

Заключение

Прибыль и рентабельность - это именно те показатели, не изучая которые предприятие может обанкротиться.

В курсовой работе рассмотрены статистические методы, применяемые для их изучения. Применяя данные методы в анализе современной работы организаций различных сфер деятельности, можно избежать финансовые потери в результате неверных экономических решений или по крайней мере уменьшить их долю.

В расчетной части  данной работы приведён пример исследования совокупности показателей с  применением  группировочного метода, найдены  средние величины, дисперсия и  среднеквадратическое отклонение, структурные  средние – мода и медиана, рассмотрена связь между признаками, вычислена ошибка выборки. На основе данных о результатах производственной и финансовой деятельности организации произведён расчёт и анализ показателей прибыли и рентабельности, сделаны сопутствующие выводы по этому вопросу.

Аналитическая часть  содержит пример анализа суммарных  показателей прибыли крупных  и средних организаций по РФ, полученной за несколько периодов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. Башиной О.Э., Спирина А.А. М.: Финансы и статистика, 2005. –  439 с.
    2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учеб. Пособие – 5-е изд., испр. и доп. – Мн: Новое издание, 2005г. – 652 с.
    3. Социально-экономическая статистика: учебное пособие / Я.С.Мелкумов.- М.: ИНФРА-М, 2008. – 236 с.
    4. Статистика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 552 с.
    5. Статистика: учебное пособие / В.М.Гусаров, Е.Н.Кузнецова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. – 479 с.
    6. Статистика: учебник / Э.К.Васильева, В.С.Лялин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 399 с.
    7. Статистика: учебное пособие / А.В. Багат, М.М. Кацкина, В.М. Симчера и др./ Под ред. В.М. Симчеры.- М.: Финансы и статистика, 2005. – 367 с.
    8. Теория статистики: Учебник для вузов / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова; Под ред. Р.А. Шмойловой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003. - 656 с.
    9. Практикум по социально-экономической статистике: Учебно-практическое пособие/ Сост. Л. С. Салыева; УрСЭИ АТиСО. – Челябинск, 2005.- 128с.
    10. Сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru

Информация о работе Прибыль и рентабельность