Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности прибыли, ее роли в деятельности предприятия, а также порядка ее исчисления и анализа статистическими методами. Были поставлены следующие задачи: изучение сущности, видов и функций прибыли, показателей, используемых для расчета прибыли, а также статистических методов анализа прибыли и рентабельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1. Теоретическая часть………………………………………………......5
1.1. Прибыль, её функции и виды………………………………………5
1.2. Статистическое изучение показателей прибыли…………………8
1.3. Понятие рентабельности, виды…………………………………..11
1.4. Статистическое изучение показателей рентабельности………..14
2. Расчётная часть…………………………………………………….....16
Выполнение задания 1……………………………………………............18
Выполнение задания 2…………………………………………………...27
Выполнение задания 3…………………………………………………...30
Выполнение задания 4.…………………………………………………...32
3. Аналитическая часть………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованной литературы………………………………….....40
Приложение………………………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 797.00 Кб (Скачать)

Рентабельность  продукции – отношение прибыли от реализации продукции ( )к затратам:

где С- полная себестоимость реализованной продукции.

Величина r показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции.

Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов:

,

где – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств).

Показатель характеризует  размер прибыли на один рубль стоимости  производственных фондов.

Можно также рассчитать рентабельность отдельных видов изделий, которая исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции конкретного вида к выручке от ее реализации:

В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или  иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала (Rс.к.) 

,

где – среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);

 

и рентабельность основного (авансированного) капитала (Rо.к.):         

,

где – среднегодовая стоимость собственного капитала (определяется также по данным годового баланса предприятия).

Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).             

Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, т.к. он характеризует эффективность  всей деятельности предприятия, включая  виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции.

Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и др. ценным бумагам.

Повышению рентабельности способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения её себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда. 

В мировой практике в условиях рыночной экономики показателем, близким по содержанию к рентабельности предприятий, является норма прибыли – отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Статистическое изучение показателей рентабельности.

Прибыль является основным показателем, характеризующим финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованных выводов об уровне рентабельности. Прибыль в 2 млн. руб. может быть прибылью разных по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой.

Поэтому при анализе рентабельности используют показатели, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат.

В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент  закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств). Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства:

Разделим и числитель, и знаменатель на сумму выручки  от реализации продукции:

Получаем:

R – рентабельность реализованной продукции, или долю прибыли на 1 руб. реализованной продукции;

Fe – фондоемкость, которую можно получить и как 1/Н;

Н – уровень фондоотдачи;

Кз – коэффициент закрепления, который может быть найден и как 1/К;

К – коэффициент оборачиваемости.

Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности производства, производится в динамике (в сравнении с данными за предыдущие годы). Оценивая влияние названных факторов, следует выполнить следующие расчеты.

Общее изменение рентабельности производства:

В том числе:

1) вследствие изменения  рентабельности продукции –

;

2) вследствие изменения  фондоемкости продукции (фондоотдачи):

;

3) вследствие изменения  коэффициента закрепления (оборачиваемости)  оборотных средств:

Суммарная величина влияния  трех факторов даст общее изменение  рентабельности производства:

Рассмотрим изложенную методику анализа на примере задачи 4 практической части.

            

 

 

 

2. Расчётная часть

Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчётном году (выборка 20%-ная механическая), млн.руб.:

№ предприятия по п/п

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

№ предприятия по п/п

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

1

36,45

30,255

16

36,936

31,026

2

23,4

20,124

17

53,392

42,714

3

46,540

38,163

18

41,0

33,62

4

59,752

47,204

19

55,680

43,987

5

41,415

33,546

20

18,2

15,652

6

26,86

22,831

21

31,8

26,394

7

79,2

60,984

22

39,204

32,539

8

54,720

43,776

23

57,128

45,702

9

40,424

33,148

24

28,44

23,89

10

30,21

25,376

25

43,344

35,542

11

42,418

34,359

26

70,720

54,454

12

64,575

51,014

27

41,832

34,302

13

51,612

41,806

28

69,345

54,089

14

35,42

29,753

29

35,903

30,159

15

14,4

12,528

30

50,220

40,678


 

Задание 1

Признак – прибыль от продаж (рассчитать как разность между выручкой от продажи продукции и затратами на производство и реализацию продукции). Число групп – пять.

 

 

Задание 2

Связь между признаками – затраты на производство и реализацию продукции и прибыль от продаж.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определить:

      1) ошибку выборки средней суммы прибыли от продаж и границы, в которых будет находиться средняя сумма прибыли в генеральной совокупности.

      2)ошибку выборки доли организаций с суммой прибыли 14,948 руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Задание 4

Имеются следующие данные по организации о прибыли от продажи  продукции и её рентабельности:

Вид продукции

Прибыль от продажи продукции, млн.руб.

Изменение рентабельности в отчётном периоде по сравнению  с базисным (+,-), %

Базисный период

Отчётный период

А

0,8

0,88

+10

Б

0,5

0,62

+12

В

1,1

1,0

-2


 

Определить:

  1. общий индекс рентабельности  реализованной продукции.
  2. Абсолютное изменение прибыли от продажи продукции в результате роста рентабельности.

Сделать выводы.

 

 

 

 

Выполнение  задания 1

Таблица 1

Исходные данные

№ предприятия по п/п

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

№ предприятия по п/п

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

1

36,45

30,255

16

36,936

31,026

2

23,4

20,124

17

53,392

42,714

3

46,540

38,163

18

41,0

33,62

4

59,752

47,204

19

55,680

43,987

5

41,415

33,546

20

18,2

15,652

6

26,86

22,831

21

31,8

26,394

7

79,2

60,984

22

39,204

32,539

8

54,720

43,776

23

57,128

45,702

9

40,424

33,148

24

28,44

23,89

10

30,21

25,376

25

43,344

35,542

11

42,418

34,359

26

70,720

54,454

12

64,575

51,014

27

41,832

34,302

13

51,612

41,806

28

69,345

54,089

14

35,42

29,753

29

35,903

30,159

15

14,4

12,528

30

50,220

40,678


Целью выполнения данного  задания является изучение состава  и структуры выборочной совокупности предприятий путем построения и  анализа статистического ряда распределения  предприятий по признаку Прибыль от продаж.

1. Построение статистического ряда распределения  предприятий  по признаку Прибыль от продаж.

Для построения интервального  вариационного ряда, характеризующего распределение предприятий по прибыли  от продаж, необходимо вычислить величину и границы интервалов ряда. При построении ряда с равными интервалами величина интервала h определяется по формуле:

,

где – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k- число групп интервального ряда.

Определение величины интервала  по формуле при заданных k = 5,  xmax = 18,216 млн. руб., xmin = 1,872 млн. руб.:          

h = 18,216-1,872 / 5 = 3,2688 млн.руб.

При h = 3,2688 млн. руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):                                                                                                              

Таблица 2

Номер группы

Нижняя граница,

млн. руб.

Верхняя граница,

млн. руб.

1

1,872

5,1408

2

5,1408

8,4096

3

8,4096

11,6784

4

11,6784

14,9472

5

14,9472

18,216


Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число предприятий, входящих в каждую группу (частоты групп). Процесс группировки единиц совокупности по признаку Прибыль от продаж представлен во вспомогательной таблице 3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).                                                                                                                    

 

 

Таблица 3

Группы предприятий  по прибыли от продаж, млн руб.

№ п/п

Прибыль от продаж, млн. руб.

Затраты на производство и реализацию продукции,

млн. руб.

1,872 – 5,1408

15

1,872

12,528

 

20

2,548

15,652

 

2

3,276

20,124

 

6

4,029

22,831

 

24

4,55

23,89

 

10

4,834

25,376

Всего

6

21,109

120,401

5,1408 - 8,4096

21

5,406

26,394

 

14

5,667

29,753

 

29

5,744

30,159

 

16

5,91

31,026

 

1

6,195

30,255

 

22

6,665

32,539

 

9

7,276

33,148

 

18

7,38

33,62

 

27

7,53

34,302

 

25

7,802

35,542

 

5

7,869

33,546

 

11

8,059

34,359

 

3

8,377

38,163

Всего

13

89,88

422,806

8,4096 - 11,6784

30

9,542

40,678

 

13

9,806

41,806

 

17

10,678

42,714

 

8

10,944

43,776

 

23

11,426

45,702

Всего

5

52,396

214,676

11,6784 - 14,9472

19

11,693

43,987

 

4

12,548

47,204

 

12

13,561

51,014

Всего

3

37,802

142,205

14,9472 - 18,216

28

15,256

54,089

 

26

16,266

54,454

 

7

18,216

60,984

Всего

3

49,738

169,527

Итог

30

250,925

1069,615

Информация о работе Прибыль и рентабельность