Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:15, лекция
Статистика – осн. источник информации, она языком цифр отражает общественную жизнь во всём многообразии её проявлений.
В наст. вр. с развитием рын. отношений роль информационной базы возрастает, т.к. следует постоянно следить за конъюнктурой р-ка, усложняющимися связями субъектов р-ка и потребностями в изучении влияния разл.
1
Статистика – осн. источник информации, она языком цифр отражает общественную жизнь во всём многообразии её проявлений.
В наст. вр. с развитием рын. отношений роль информационной базы возрастает, т.к. следует постоянно следить за конъюнктурой р-ка, усложняющимися связями субъектов р-ка и потребностями в изучении влияния разл. Факторов на результаты их деят-ти, а также в прогнозировании и обобщении результатов исследования как на микро ур-не (предприятий, фирм, отраслей), так и на макро ур-не (н/х в целом).
Стат. информация явл. важнейшим ресурсом в управлении на всех уровнях. Основным источником информации стат. сведений явл. обязательная стат. и бух. отчётность всех предприятий и организаций, отдельных юр. лиц , к какой бы организационно правовой форме собственности ни относились предприятия.
Для этого создана и функционирует единая система централизованной статистики, охватывающая все явления и процессы общественно-экономической жизни общества.
Объектом изучения статистики промышленности является основная ведущая отрасль н/х – промышленность.
Именно в промышленности создаются все орудия труда, т.е. ср-ва пр-ва и преобладающая часть предметов потребления. По уровню развития пром-ти судят об индустриальной мощи страны, её эк. потенциале, а также уровне благосостояния народа.
Промышленность –это отрасль материального пр-ва, где в произв. коллективах труд работников направлен на добычу и заготовку природных ресурсов, т.е. полезных ископаемых, искусственно не воспроизводимых трудом человека, на переработку этих ресурсов, а также на переработку продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства, на ремонт оборудования, а также на выполнение различных работ и услуг пром. хар-ра как для себя, так и по договорам на сторону.
Статистика промышленности включает в себя 2 понятия – науку, имеющую свой предмет изучения и хоз. практику сбора, обработки и анализа стат. данных, относящихся к пром-ти.
Предметом изучения статистики пром-ти явл. количественная сторона массовых явлений и процессов общественного хар-ра, наблюдаемых в пром-ти в неразрывной связи с их качественной стороны, а также связи и зависимости между явлениями и процессами, показателями хоз. деят-ти предприятия, законы и закономерности их развития.
Статистика как наука постоянно совершенствует имеющиеся стат. показатели и разрабатывает новые для появившихся в об-ве новых явлений и процессов, связанных с переходом на рын. эк-ку.
Статистика как хоз. практика обеспечивает гос. и хоз. органы всесторонней информацией для управления и составления народно-хозяйственных планов на разных уровнях, а также осуществляет контроль за выполнением этих планов, выявляет внутрипроизводственные резервы для повышения эффективности пр-ва.
Метод статистики. Изучение предмета основывается на общих принципах стат. метода исследования, который складывается из 3 последовательных этапов стат. исследования:
1. наблюдение
2. сводка и группировка
3. анализ обработанных данных с целью получения научных выводов с помощью целой сис-мы обобщающих стат. показателей.
Стат. метод – это те приёмы и способы, с помощью которых статистика производит свои исследования.
Задачи статистики. Современные задачи статистики определяются коренными изменениями в общественной жизни страны.
Соц-эк преобразования, происходящие в нашей стране, создание институтов рын. хоз-ва требуют постоянного совершенствования стат. методологии, разработки качественно новых показателей статистики, разработки приёмов и способов методов изучения общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития российской рын. эк-ки, а также сравнительного анализа её показателей с показателями зарубежных стран, принятыми в международных эк. и стат. организациях. В наст. вр. в стране намечаются след. коренные изменения в общественной жизни:
1. развитие демократизации
2. формирование многоукладной эк-ки, связанное с развитием рын. отношений
3. децентрализация процесса управления нар. хоз-вом
4. переходом к регулированию нар. хоз-ва преимущественно эк. и правовыми методами.
СОВРЕМЕННОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО СТРУКТУРА.
В 1991 г вышел в свет « Закон о предприятии и его предпринимательской деятельности », в котором говорится о том, что пром. предприятие – это самостоятельный хоз. субъект, созданный для пр-ва продукции, выполнения работ и услуг пром. хар-ра в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие осуществляет самостоятельно свою деят-ть, распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и др. обязательных платежей. Она направляется на первоочередные нужды – на цели развития пр-ва, науки и техники, соц. сферу, матер. поощрение работников предприятия, а также создание резервного ден. фонда и др. фондов.
Могут создаваться и действовать предприятия разных организационно правовых форм, находящиеся в гос., муниципальной, частной собственности, а также в собственности организаций и смешанной формы собственности, основанные на объединении им-ва, включая собственность иностр. гос-в и отдельных ю/л, граждан.
Предприятия осуществляют свою деят-ть во всех сферах и отраслях н/х, могут иметь один или несколько видов деят-ти, предусмотренных уставом предприятия. Если предприятие имеет 1 вид пр-ва, то оно называется простым, если несколько пр-в, то сложным комбинатом.
Предприятие самостоятельно планирует свою деят-ть, произв. задание в опр. ассортименте продукции и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимые виды продукции, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и соц. развития предприятия, повышение личных доходов его работников.
Основу планов составляют договора, заключённые с потребителями продукции. Предприятие реализует свою продукцию, работу, услуги, отходы пр-ва по ценам и тарифам, установленным :
1. самостоятельно
2. на договорной основе
3. по гос. оптово-отпускным ценам предприятия
Источником формирования фин. ресурсов явл-ся:
1. прибыль
2. амортизационные отчисления
3. ср-ва, полученные от продажи ценных бумаг
4. сдача в аренду помещений и т.д.
5. паевые и иные взносы членов трудового коллектива
6. инвестиции
7. кредиты
8. спонсорские ср-ва и др. поступления
Предприятие как самостоятельное ю/л может открывать расчётные и др. счета в любом банке для хранения ден. ср-в и осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций.
Предприятие может самостоятельно осуществлять внешне экономическую деят-ть, экспортировать разные виды продукции.
Предприятие, независимо от организационно-правовой формы, должно вести бух. и стат. отчётность, предоставляя гос. органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения сис-мы сбора и обработки эк. информации.
СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
Каждое пром. предприятие - это сложный хоз. организм. Различают предприятия с цеховой и без цеховой структурой пр-ва. При без цеховой структуре выделяются произв. участки. При цеховой структуре предприятие состоит из разных цехов и произв. участков.
Цех – это основной элемент предприятия, в котором есть руководитель цеха, своё плановое задание по выпуску продукции или проведению работ и услуг пром. хар-ра, небольшой аппарат счетоводов, результаты работы каждого цеха, произв. участка ежедневно передаются в плановый отдел, где ежедневно сводятся по всему предприятию.
Следует учитывать на пром. предприятии и результаты работы административно-
Различают след. цехи:
1. основные, где производятся осн. виды продукции
2. подсобные – производят тару и тарные материалы
3. побочные – занимаются утилизацией отходов пр-ва
4. вспомогательные – ремонтное хоз-во, водное хоз-во, энергохоз-во, внутризаводской транспорт и прочее
На каждом пром. предприятии выделяется 2 осн. вида деят-ти:
1. осн. пром.-произв.
2. непром. сфера.
К непромышленной сфере относятся: подсобное с/х, вне заводской транспорт, детские учреждения, дома отдыха, культурно-бытовые учреждения, жилищное хоз-во, продажа ценных бумаг, сдача в аренду помещений и прочее.
В зависимости от структуры пром. предприятия по разным цехам и хоз-вам производится распределение осн. фондов и распределение работников предприятия.
СТАТИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИ.
Каждое пром. предприятие предназначено для производства продукции, выполнения работ, услуг пром. хар-ра, для удовлетворения общественных потребностей. Под пром. продукцией понимают прямой полезный результат пром.-произв. деятельности предприятия, имеющий форму матер. ценностей или работ и услуг пром. хар-ра.
Таким образом к продукции не относятся:
1. брак пр-ва
2. отходы и отбросы, если они не включаются в плановое задание, а это значит не учитываются по средним нормам отходов при переработке сырь
Если же брак пр-ва подработан, то является стандартной продукцией и будет включаться в объём пром. продукции.
Виды продукции по степени её готовности в пр-ве:
1. Готовая продукция – это продукция, выработка которой закончена в одном из цехов предприятия, соответствует требованиям стандартов, принята ОТК (отделом технического контроля), снабжена сертификатом качества, полностью укомплектована, сдана на склад готовой продукции, оприходована там документально.
2. Полуфабрикаты – это готовые виды продукции, окончательно законченные выработкой в одном из цехов предприятия, подлежащие дальнейшей переработке в др. цехах данного предприятия. Полуфабрикаты передаются из цеха, где произведены в основное пр-во по цеховой с/ст-ти. Некоторая часть их может быть реализована на сторону по договорам для др. предприятий как готовая продукция, реализуется в установленных на них ценах. Часть полуфабрикатов должна обязательно оставаться на материальных складах на конец месяца в виде продуктовых запасов для дальнейшей переработки на данном предприятии, но в следующем периоде времени. Эта часть полуфабрикатов является незавершённым пр-вом, учитывается как разность в ст-ти остатков на конец и начало месяца.
3. Незавершённое пр-во – это те виды продукции, обработка которых начата, но к концу месяца ещё не закончена в пределах цеха или предприятия. Этот вид продукции есть только на тех предприятиях, где цикл выработки продукции длительный – более 2-х месяцев. Учитывается как разность в стоимости остатков незавершённого пр-ва на конец и начало месяца.
УЧЁТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДКУЦИИ.
Объём пром. продукции учитывается:
1. в натуральном выражении
2. в стоимостном
3. в трудовом
Учёт продукции в натуральном выражении. На каждом предприятии продукция учитывается в натуральном выражении, независимо от того, в каком кол-ве был произведён каждый вид продукции. Учитывается в тех единицах измерения, которые свойственны физ. состоянию данного вида продукции. Т.к. каждое пром. предприятие является самостоятельным хоз. субъектом, коллектив предприятия самостоятельно разрабатывает и утверждает плановое задание на опр. период времени в опр. ассортименте в натур. выражении. Учёт продукции в натур. выражении ведут в следующих единицах измерения:
1. натуральные – простые (литры, метры, тонны и т.д.) и сложные – получаются как произведение двух простых натур. единиц (человеко-часы, человеко-дни).
2. Иногда в зависимости от разных условий пр-ва, сбыта, потребления можно один т тот же вид продукции учитывать в разных единицах измерения (электромоторы – в штуках и в киловаттах)
3. Условно-натуральные единицы измерения. Во многих отраслях разрабатывается и устанавливается условная единица измерения, что позволяет натуральные единицы сопоставлять с условной, получать переводной коэффициент, а затем объём продукции в натур. выражении умножать на переводной коэффициент и учитывать продукцию в условно-натуральных единицах измерения (топливная, консервная отрасли и т.д.).
Учёт продукции в натур. выражении необходим для того, чтобы знать, в каком объёме произведены отдельные виды продукции в н/х для удовлетворения потребностей об-ва, а также для расчёта душевого потребления отд. видов продукции.
Учёт продукции в стоимостном выражении. Для учёта продукции в стоимостном выражении применяются разные стоимостные показатели продукции, т.к. у каждого из них есть своя цель при учёте общего объёма продукции и поэтому они имеют разное эк. назначение и содержание. К ним относятся:
1. валовой оборот – предназначен для учёта конечных результатов работы предприятия. Получается как сумма ст-ти всех видов продукции, работ, услуг пром. хар-ра, произведённых и выполненных во всех цехах и произв. участках предприятия. В рез-те этого валовой оборот даёт неточную конечную оценку общих рез-тов работы предприятия, т.к. в его составе дважды учитывается ст-ть внутризаводского оборота (той продукции, которая 1 раз учтена там, где произведена, 2-ой раз там, где повторно переработана или использована). Поэтому экономисты считают , что валовой оборот не имеет эк. смысла. По составу валовой оборот представляет собой сумму ст-ти всех видов гот. продукции всех полуфабрикатов, независимо от того, на что они были использованы и незавершённого пр-ва, а также ст-ть работ и услуг пром. хар-ра, ст-ть реализованных отходов пр-ва. Если предприятие частично производит продукцию из «давальческого сырья», то её ст-ть в составе валового оборота учитывается по полной ст-ти – с учётом ст-ти и «давальческого сырья», и ст-ти его переработки. В наст. вр. в формах стат. отчётности по продукции №1-П этот указатель не учитывается в неизменных, фиксированных, сопоставимых оптово-отпускных ценах предприятия. В наст. вр. валовый оборот (ВО) не рассчитывается и не включается в формы стат. отчётности №1-П , т.к. включает повторный счёт ст-ти в пределах предприятия одной и той же продукции – внутризаводского оборота, однако на тех предприятиях в отраслях пищ. пром-ти и др., где отдельные пр-ва могут быть объединены в одно предприятие, являясь разными цехами его или работать как самостоятельные предприятия, то в этом случае следует применять единый метод учёта передачи продукции из цеха в цех на одном предприятии или с одного предприятия на другое на следующую обработку и доведение до степени готовности. Поэтому в таких отраслях как виноделие, сахарная отрасль, крахмалопаточная, табачная, мясомолочная, рыбная и др. передачу продукции их цеха в цех или на др. предприятие производят только по оптово-отпускным ценам, а не по цеховой с/ст-ти.
Информация о работе Предмет, метод и задачи статистики промышленности