Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:30, контрольная работа
Приступая к продумыванию стратегии социологического исследования, его концептуальной части, мы оперируем категориями, понятиями и терминами. Посредством процедур их теоретической интерпретации и операционализации, социолог приступает к формированию конкретных индикаторов для количественного и качественного измерения понятий, выражающих проблему и гипотезу исследования. Теоретические конструкты, понятия и термины, облеченные в количественно-качественную форму, представляют собой переменные величины исследования, которые являются своеобразным языком последующего анализа и описания предмета и проблемы исследования.
Переменные и измерение в социологическом исследовании…………..3
Список литературы……………………………………………………………14
Приложение 1…………………………………………………………………..15
Приложение 2…………………………………………………………………..17
Процедуры измерения представляют собой средство осмысленного сравнения явлений реального мира в терминах свойств, задаваемых понятиями (переменными), с приписыванием числовых значений искомым свойствам. Как и любые процедуры измерения, одни из них дают возможность выявить более тонкие и детальные различия между явлениями, событиями, другие процедуры менее точны. Исходя из этого уровни измерения квалифицируются в соответствии со спецификой поставляемой ими информацией об измеряемых явлениях, а также по их взаимоотношению друг с другом. Эти уровни измерения традиционно носят названия номинального, порядкового (рангового) и интервального. В английской терминологии им соответствуют термин: nominal (имя), ordinal (порядок), metric.
1.
Номинальное измерение – это
первый (слабый) уровень измерения,
который представляет нам
2.
Порядковое измерение
3.
Интервальное (метрическое) измерение
более точно и информативно. Можно
не только классифицировать и
упорядочивать объекты (после
того как они измерены на
интервальном уровне), но и сказать,
насколько большим или меньшим
количеством измеряемого
Таким образом, уровень измерения определяет полноту наших знаний об объекте исследования. Задача состоит в том, чтобы там, где это возможно и удобно, стремиться к выбору шкал, позволяющим осуществлять измерение интервального уровня.
Вывод по уровням измерения заключается в том, что следует использовать максимально точные для данного объекта измерения шкалы и не терять информацию за счет неточного измерения. Это обычно означает применение более строгих процедур измерения, которые там, где возможно, осуществляли бы измерение с помощью более высоких уровней.
Компьютерные
программы позволяют в ходе анализа
данных формировать любые возрастные
группировки, поскольку иногда огрубление
переменно делает анализ данных более
эксплицитным, менее размазанным. Поскольку
заранее, до реального анализа данных
мы не знаем, какая точность окажется
необходимой для выявления
Список литературы
Приложение 1
Паспорт анкеты:
«Профессиональная ориентация школьников юга Тюменской области».
Var
# A1; scale = metric;
Var
# A2; scale = nominal;
Var
# A3; scale = nominal;
Var
# A4; scale = nominal;
Var # A5; scale = ordinal; low = 0, upp = 4;
Var # A6 – 1-7, scale = ordinal; low = 0, upp = 5;
Var # B1; scale = ordinal; low = 0, upp = 3;
Var
# B2; scale = nominal;
Var
# B3; scale = nominal;
Var # C1; scale = nominal;
Var # C2; scale = nominal;
Var # C3; scale = nominal;
Var # C4; scale = nominal;
Var # C5; scale = ordinal; low = 0, upp = 5;
Var # C6; scale = nominal;
Var # D1; scale = nominal;
Var # D2; scale = nominal;
Var # D3; scale = nominal;
Var # D4; scale = nominal;
Var # E1; scale = nominal;
Var # E2; scale = nominal;
Var # E3; scale = nominal;
Var # E4; scale = nominal;
Var # F1; scale = nominal;
Var # F2; scale = nominal;
Var # F3; scale = nominal;
Var # F4; scale = nominal;
Var # F5; scale = nominal;
Var # G1; scale = nominal;
Var # G2; scale = nominal;
Var # G3; scale = nominal;
Var # G4 – 1 -8; scale = ordinal; low = 0, upp = 5;
Var # H1; scale = nominal;
Var # H2; scale = nominal;
Var # H3; scale = nominal;
Var # H4; scale = ordinal;
Var # I1; scale = nominal;
Var # I2; scale = nominal;
Var # J1; scale = metric;
Var # J2; scale = nominal;
Var # J3; scale = nominal;
Var # J4; scale = nominal;
Var # J6; scale = nominal;
Var # J5; scale = ordinal;
Приложение 2
Анализ двумерных распределений вопросов
№ 134 «Самооценка материального положения семьи» и
№ 9 «Проблема сохранения национальных обычаев, укладов жизни коренного населения»
Анализ двух переменных: «оценка материального положения семьи» и «проблемы сохранения национальных обычаев и укладов жизни коренного населения» показал следующее:
Таким образом, опрос выявил, что половина опрошенных респондентов (220 человек – 50%) считают, их материальное положение и сохранение национальных обычаев коренного населения ухудшилось.
Информация о работе Переменные и измерение в социологическом исследовании