Переменные и измерение в социологическом исследовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Приступая к продумыванию стратегии социологического исследования, его концептуальной части, мы оперируем категориями, понятиями и терминами. Посредством процедур их теоретической интерпретации и операционализации, социолог приступает к формированию конкретных индикаторов для количественного и качественного измерения понятий, выражающих проблему и гипотезу исследования. Теоретические конструкты, понятия и термины, облеченные в количественно-качественную форму, представляют собой переменные величины исследования, которые являются своеобразным языком последующего анализа и описания предмета и проблемы исследования.

Содержание

Переменные и измерение в социологическом исследовании…………..3
Список литературы……………………………………………………………14
Приложение 1…………………………………………………………………..15
Приложение 2…………………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

К.Р..docx

— 29.70 Кб (Скачать)

      Процедуры измерения представляют собой средство осмысленного сравнения явлений  реального мира в терминах свойств, задаваемых понятиями (переменными), с  приписыванием числовых значений искомым  свойствам. Как и любые процедуры  измерения, одни из них дают возможность  выявить более тонкие и детальные  различия между явлениями, событиями, другие процедуры менее точны. Исходя из этого уровни измерения квалифицируются  в соответствии со спецификой поставляемой ими информацией об измеряемых явлениях, а также по их взаимоотношению  друг с другом. Эти уровни измерения  традиционно носят названия номинального, порядкового (рангового) и интервального. В английской терминологии им соответствуют  термин: nominal (имя), ordinal (порядок), metric.

      1. Номинальное измерение – это  первый (слабый) уровень измерения,  который представляет нам минимальную  информацию о явлении. Оно дает  лишь набор дискретных категорий,  позволяющих разграничить разные  индикаторы переменной. Использование  номинального измерения дает  лишь возможность объединить  объекты в классы, обозначенные  так, как это принято в классификационной  схеме. Наиболее явным социологическим  классификатором является перечень профессий, национальностей, языков и т.п. Основные методические требования номинального измерения состоят в том, что пункты шкалы должны быть взаимоисключающими и исчерпывающими. Это означает, что логически (по смыслу) близкие индикаторы поглощают друг друга, и каждый объект должен быть отнесен к соответствующей ему категории.

      2. Порядковое измерение предоставляет  больше информации, так как дает  возможность не только просто  категоризировать объект на континиуме, но и ранжировать или упорядочивать  однотипные явления. Порядковое  измерение позволяет присваивать  каждому объекту число, которое  обозначает не только то, что  данный объект отличен от одних  объектов и сходен с другими  с точки зрения измеряемой  переменной. Это число указывает,  как именно данный объект связан  с другими в терминах количества  того конкретного свойства, которым  он характеризуется. 

      3. Интервальное (метрическое) измерение  более точно и информативно. Можно  не только классифицировать и  упорядочивать объекты (после  того как они измерены на  интервальном уровне), но и сказать,  насколько большим или меньшим  количеством измеряемого свойства  по сравнению с другими объектами  они характеризуются. Интервальное  измерение основано на представлении  о наличии некоторой стандартной  естественной единицы измеряемого  свойства, позволяющей определять  «расстояние» между ними. Хороший  пример такого рода – переменная  заработная плата, прибыль, квадратный  метр жилья и т.п.

      Таким образом, уровень измерения определяет полноту наших знаний об объекте  исследования. Задача состоит в том, чтобы там, где это возможно и  удобно, стремиться к выбору шкал, позволяющим  осуществлять измерение интервального  уровня.

      Вывод по уровням измерения заключается  в том, что следует использовать максимально точные для данного  объекта измерения шкалы и  не терять информацию за счет неточного измерения. Это обычно означает применение более строгих процедур измерения, которые там, где возможно, осуществляли бы измерение с помощью более высоких уровней.

      Компьютерные  программы позволяют в ходе анализа  данных формировать любые возрастные группировки, поскольку иногда огрубление переменно делает анализ данных более  эксплицитным, менее размазанным. Поскольку  заранее, до реального анализа данных мы не знаем, какая точность окажется необходимой для выявления причинно-следственных связей, то должны следовать правилу, в соответствии с которым осуществляется по возможности максимально точная операционализация понятий. Всегда можно отказаться от ненужной точности путем «сжатия данных». Однако если не заложить эти возможности в  самом начале, в инструментарии, то мы не сможем воспользоваться ими  в дальнейшем.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Мельник В.В. Методология и методика социологического исследования. Тюмень, ГОУ ВПО ТГУ, 2009, 463 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Паспорт анкеты:

«Профессиональная ориентация школьников юга Тюменской  области».

      Var # A1; scale = metric;                                             

      Var # A2; scale = nominal;                                              

      Var # A3; scale = nominal;                                                        

      Var # A4; scale = nominal;                                          

      Var # A5; scale = ordinal; low = 0, upp = 4;               

      Var # A6 – 1-7, scale = ordinal; low = 0, upp = 5;                

      Var # B1; scale = ordinal; low = 0, upp = 3;               

      Var # B2; scale = nominal;                                          

      Var # B3; scale = nominal;                                          

      Var # C1; scale = nominal;

      Var # C2; scale = nominal;

      Var # C3; scale = nominal;

      Var # C4; scale = nominal;

      Var # C5; scale = ordinal; low = 0, upp = 5;

      Var # C6; scale = nominal;

      Var # D1; scale = nominal;

      Var # D2; scale = nominal;

      Var # D3; scale = nominal;

      Var # D4; scale = nominal;

      Var # E1; scale = nominal;

      Var # E2; scale = nominal;

      Var # E3; scale = nominal;

      Var # E4; scale = nominal;

      Var # F1; scale = nominal;

      Var # F2; scale = nominal;

      Var # F3; scale = nominal;

      Var # F4; scale = nominal;

      Var # F5; scale = nominal;

      Var # G1; scale = nominal;

      Var # G2; scale = nominal;

      Var # G3; scale = nominal;

      Var # G4 – 1 -8; scale = ordinal; low = 0, upp = 5;

      Var # H1; scale = nominal;

      Var # H2; scale = nominal;

      Var # H3; scale = nominal;

      Var # H4; scale = ordinal;

      Var # I1; scale = nominal;

      Var # I2; scale = nominal;

      Var # J1; scale = metric;

      Var # J2; scale = nominal;

      Var # J3; scale = nominal;

      Var # J4; scale = nominal;

      Var # J6; scale = nominal;

      Var # J5; scale = ordinal;

 

Приложение 2

Анализ  двумерных распределений  вопросов

№ 134 «Самооценка материального  положения семьи» и

№ 9 «Проблема сохранения национальных обычаев, укладов жизни  коренного населения»

       Анализ  двух переменных: «оценка материального положения семьи» и «проблемы сохранения национальных обычаев и укладов жизни коренного населения» показал следующее:

    1. 18% опрошенных респондентов  группы «олигархов» считают, что их материальное положение и сохранение национальных обычаев коренных жителей улучшилось; 55% считают, что осталось неизменным; 18% считают, что ухудшилось.
    2. 15% из опрошенных в группе «богатых» считают, что их  положение улучшилось; 40% считают, что осталось неизменным; 27,5% считают, что ухудшилось.
    3. 7,7% из опрошенных в группе «среднего класса» считают, что их положение улучшилось; 49% считают, что осталось неизменным; 49% считают, что ухудшилось.
    4. 12% из опрошенных в группе «бедных» считают, что их положение улучшилось; 26,6% считают, что осталось неизменным; 55,65% считают, что ухудшилось.
    5. 3% из опрошенных в группе «нищих» считают, что их положение улучшилось; 32% считают, что осталось неизменным; 60% считают, что ухудшилось.

      Таким образом, опрос выявил, что половина опрошенных респондентов (220 человек – 50%) считают, их материальное положение и сохранение национальных обычаев коренного населения ухудшилось.

Информация о работе Переменные и измерение в социологическом исследовании