Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:00, контрольная работа
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
Введение
Важнейшей
составной частью процесса социологического
познания действительности являются прикладные
социологические исследования, под
которыми обычно понимают применение
общих положений
Как
и любое научное исследование,
прикладное социологическое исследование
содержит в себе определенный набор
элементов, присущих научной деятельности.
Само социологическое исследование
прикладного характера
Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению.
Процесс проведения
конкретного социологического исследования
представляет собой в самом общем виде
применение субъектом определенных средств
по заранее разработанной программе в
целях получения нового знания об объекте
и практического применения полученного
результата в конкретной деятельности.
Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование социального объекта является собственно социологическим исследованием.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.
Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в процессе социологического исследования.
Методология – учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности. Она делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания той или иной науки.
Метод социологического исследования – это способ построения и обоснования системы знания. В социологии в качестве метода выступают и общенаучные теоретические методы, (абстрагирование, сравнительный, типологический, системный и т.д.), и конкретные эмпирические методы (математико-статистические, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов:
Виды социологических исследований.
По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают:
По использованию конечных результатов различают исследования:
Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер, т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.
Также социологи проводят фундаментальные исследования, которые
В зависимости от повторяемости исследований выделяют:
По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:
На подготовительном этапе разрабатывается программа социологического исследования – документ, содержащий методологическое, методическое и организационно-техническое обоснование социологического исследования. В этом документе прежде всего излагаются теоретические основы исследования.
Содержание
методологического раздела
1. Формулировка проблемной ситуации. Поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы, между ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем, такого рода противоречия и составляют сущность проблемы.
2. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определение объекта исследования. Объект – это явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование (область социальной действительности, деятельность людей, сами люди). Объект должен быть носителем противоречия. Объект должен характеризоваться:
Предмет – та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.
После обоснования проблем, определения объекта и предмета можно сформулировать цель и задачи исследования, определяются и интерпретируются основные понятия.
Цель исследования – общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.
Задача исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, т.е. то, что нужно конкретно сделать для достижения цели исследования.
Интерпретация основных понятий – это процедура поиска эмпирических значений основных теоретических положений исследования, процесс перехода на более простые и фиксируемые составляющие.
Социолог строит предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы. Гипотеза социологического исследования – научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связи между социальными явлениями.
Функция гипотезы: получение новых научных высказываний, которые совершенствуют или обобщают имеющиеся знания.
После
решения задач связанных с
осуществлением методологического раздела
программы, переходят к методическому
разделу. Создание методического раздела
программы способствует конкретизации
всего социологического исследования,
а также переходу от методологии к практическому
решению поставленных задач. В структуре
методического раздела программы выделяют
такие компоненты: определение изучаемой
совокупности или построение выборки,
обоснование методов и техники сбора социологической
информации, описание способов анализа
и логической схемы обработки данных,
составление рабочего плана исследования,
разработка стратегического плана исследования.
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами.
Социолог,
опрашивающий множество людей, интересуется
общественным мнением. Индивидуальные
отклонения, субъективные предубеждения,
предрассудки, ошибочные суждения,
намеренные искажения – если их
обработать статистически –