Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:30, контрольная работа
Приступая к продумыванию стратегии социологического исследования, его концептуальной части, мы оперируем категориями, понятиями и терминами. Посредством процедур их теоретической интерпретации и операционализации, социолог приступает к формированию конкретных индикаторов для количественного и качественного измерения понятий, выражающих проблему и гипотезу исследования. Теоретические конструкты, понятия и термины, облеченные в количественно-качественную форму, представляют собой переменные величины исследования, которые являются своеобразным языком последующего анализа и описания предмета и проблемы исследования.
Переменные и измерение в социологическом исследовании…………..3
Список литературы……………………………………………………………14
Приложение 1…………………………………………………………………..15
Приложение 2…………………………………………………………………..17
Содержание
Переменные и измерение в социологическом исследовании…………..3
Список
литературы……………………………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………..15
Приложение
2…………………………………………………………………..17
Переменные и измерение в
социологическом исследовании
Приступая
к продумыванию стратегии социологического
исследования, его концептуальной части,
мы оперируем категориями, понятиями
и терминами. Посредством процедур
их теоретической интерпретации
и операционализации, социолог приступает
к формированию конкретных индикаторов
для количественного и
Переменная
величина – это характеристика свойства
или состояния предмета исследования,
которая может изменяться процессе
измерения (наблюдения) как качественно,
так и количественно и является
внешним выражением внутренних свойств
социальных объектов. Переменные величины,
это средство социологического анализа,
позволяющие сопоставлять свойства
одних объектов с аналогичными свойствами
других объектов, и осуществлять на
этой основе эмпирическую и теоретическую
реконструкцию характеристик
Академический логический словарь-справочник Н.И. Кондакова, дает следующее определение: «Переменная – знак в идеографических языках науки, которая может принимать различные значения. Например, в формуле (a+c)3 переменными являются буквы «a» и «c», знак сложения (+) и знак возведения в степень (3) – константами и скобки – вспомогательными числами».
В качестве переменной может выступать, например, такой концепт, как «цена» в магазине. Эту переменную легко подсчитать у кассы. Но другие переменные измерить труднее. Число признаков переменной может быть велико. Использование переменных зависит от измерения – процесса определения значения переменной, описывающей респондента, в каждом конкретном случае. Например, измерение возраста зависит от целей исследования. Для пенсионеров-женщин она составляет градацию от 55 до 76 лет (средний возраст дожития). У мужчин этот вопрос сложнее. У них средний возраст дожития составляет всего 58 лет, а пенсионный, у большинства, наступает с 60 лет, т.е. большинство мужчин России до пенсионного возраста не доживают. Следовательно, и пенсионерские проблемы изучать «не с кем». У молодежи свои возрастные градации. Поэтому практически любую переменную (возраст, например) можно измерить несколькими способами. Отсюда встает проблема разработки признаков, факторов или индикаторов, с помощью которых мы будем приписывать индивида к той или иной группе. Таким образом, переменная, это инструментальное социологическое понятие, которое может принимать различные значения, в зависимости от целей и задач исследования, глубины теоретического знания объекта исследования, требуемой точности описания предмета исследования. Некоторые сложные и абстрактные понятия в науке не являются переменными. Например, культура как таковая, не является переменной. Но если мы говорим о культуре конкретной страны, общества или организации, то данное понятие можно как-то измерить, а значит, сделать переменной.
Переменная и признак. Любую переменную можно измерить несколькими способами, поскольку они содержат в себе разнообразные признаки (факторы), учитываемые в связи с целями и задачами исследования. Несколько однородных признаков сформированных на одном формально-логическом основании составляют переменную (условия труда, например). Признак – свойство или характеристика изучаемого явления, которое может быть подвергнуто наблюдению и измерению (иногда его называют индикатором). Одна и та же переменная выражается некоторой совокупностью признаков, характеризующих отдельные аспекты ее конкретного проявления. Их выделение (операционализация) и составляет основную задачу при разработке анкеты. Переменная обладает определенным набором признаков, который может быть расширен и изменен, в соответствии с целями и задачами исследования.
Каждая переменная в конкретном проявлении характеризуется той или иной совокупностью индикаторов, отражающих варьирование признака (эмпирическую операционализацию) в тех или иных условиях исследования. Таким индикатором может быть уровень удовлетворенности работой, частота или периодичность выступлений, внесение предложения, их принятие или непринятие экспертами.
Основной
разновидностью индикатора являются варианты
ответов на вопрос анкеты. В вопросе
фиксируется тот или иной признак,
в вариантах ответов –
Процесс
перевода социологических понятий
и терминов в переменные, которые
необходимо выразить на языке измерений
прямо или опосредованно, осуществляется
через процедуру
Концептуальное означает выявление максимального объема терминов, с помощью которых описывается какое-либо социальное явление. Концептуальная операционализация – это формирование словесной, понятийной модели предмета исследования с последующим раскрытием, развертыванием этих абстрактных, общих понятий, через более конкретные. Чаще всего это делается с помощью словарей.
Под
операциональным определением (операционализация
понятия) переменной подразумевается
дальнейшая лексическая расшифровка
уже конкретизированных сложных
понятий. Эти индикаторы выступают
эмпирическими признаками переменных,
описывающих предмет
Основные характеристики и классификация переменных. Классификация переменных (признаков) достаточно многообразна. Признаки делятся на варьирующие и постоянные, случайные и контролируемые, результирующие и факторные, определяющие и зависящие. Варьирующие – принимают различные значения у отдельных единиц наблюдения. У случайных признаков это случайные величины. У контролируемых – величины, планируемые в эксперименте. Постоянные признаки имеют неизменные значения у всех единиц совокупности (национальность). Результирующие и факторные позволяют выяснить связь между состоянием явления и условиями, в которых явление наблюдается явление. Определяющие и зависящие признаки также позволяют выяснить причинно-следственные связи между признаками (переменными). Последние две группы признаков часто используются как синонимы. Под факторным признаком подразумевается переменная, (признак) который оказывается наиболее значимым (по силе связи) среди многих других на изменение искомого признака.
Иногда
переменные величины классифицируются
как независимые, зависимые и
управляемые переменные. Независимые,
т.е. изменяющиеся независимо от других
(пол, возраст, профессия, образование)
и поэтому рассматриваемые
Переменные различаются еще и тем, что одни из них можно измерить единственным способом, а у других обнаруживается несколько способов (наборов единиц измерения).
В общем смысле, переменные, описывающие и измеряющие предмет исследования, должны обладать теми же свойствами, что и объект исследования. Таких свойств два: количество и качество. Соответственно этим свойствам переменных выделяют количественные переменные, выражаемые в конкретных числовых величинах, значениях (например, возраст или доход, площадь жилья, численность коллектива) и которые обычно имеют вид метрической шкалы.
Качественные
переменные определяют степень выраженности
какого-либо свойства, которым обладают
единицы исследуемой
Существуют переменные, у которых не может быть естественного количественного выражения. К таким социологическим переменным относятся ценностные ориентации, социальный статус, пол, семейное положение, национальность, социальная напряженность, принадлежность к неформальной группе и др. Пол – типичный пример социологической переменной, которую нельзя выразить в цифрах. Все эти и множество подобных переменных относятся к качественным переменным.
Качественные переменные не имеют количественного выражения, а определяют принадлежность единицы наблюдения к какому-либо типу, классу, категории (индикатору и показателю).
Таким образом, социологическая переменная – это теоретическое понятие, одеваемое в ходе операционализации, на этапе разработки программы исследования, в эмпирические спецдоспехи, позволяющие ему измерять реальные социальные явления.
Измерение
относится к разработке методов
сбора данных, является видом инструментального
наблюдения, определяемого программой
исследования и, формализуется в
инструментарии в виде шкал. Анкета,
опросник, бланк экспертизы является
основным инструментарием для измерения
изучаемых социальных характеристик,
для эмпирического и
Результаты
измерений могут обладать различными
формально-логическими
Измерение в социологии – это способ изучения социальных явлений, процессов, систем, их свойств и отношений с помощью количественных и качественных оценок. Измерение является видом инструментального наблюдения, базой для эмпирического и экспериментального обоснования положений и выводов социологического исследования.
Любое измерение начинается с установления набора простейших качественных признаков, индикаторов, которые можно было бы выразить в некотором числовом масштабе. Процесс разработки таких измерителей, первичное измерение качественных и количественных признаков называется квантификацией. На этой основе формируется уже не понятийная (выраженная в понятиях), а числовая модель измеряемого объекта, а точнее – выделенных ранее, в качественном анализе модели объекта, его характеристик, в соответствии с целями и задачами исследования.
Еще
одна формально-логическая операция измерения
– это ранжирование. Ранжирование
– расположение по порядку –
способ оценки переменной величины, когда
ее значению приписывается место
в последовательности величин (так
называемый ранг от минимального к
максимальному или наоборот), определяемое
посредством номинального, порядкового
или балльного измерения. В
социологии ранжирование (упорядочивание,
типологизация) является одним из основных
источников качественной информации,
и наряду с «метрикой» выполняет
столь же фундаментальные
Наиболее общая классификация способов измерений в социологии состоит из двух категорий. Первую составляют приемы, с помощью которых измеряются количественные признаки объектов с точки зрения из физического пребывания в пространстве и времени. Протяженность в пространстве может быть использована как мера удаленности людей, организаций, поселений от индустриально-культурного, политического, экономического центров. Физическая протяженность коммуникаций между взаимодействующими людьми характеризует одно из условий их совместной деятельности. Единицы протяженность во времени (частота событий, их длительность, величина временных интервалов), также характеризует социальные процессы с количественной стороны. Это исследования бюджетов времени, культурного досуга и т.п. Во всех этих случаях пригодны «естественные» эталоны измерения.
Вторая категория измерений относится к объектам, для которых не существует общепринятых шкал. Основание такой категории заложено в качественно-количественной определенности любых объектов реальной действительности, характеризуемых философской категорией меры.
Уровни измерения. Количественное, метрическое изучение совокупностей социальных явлений основано на вероятностном характере оценки ряда социальных закономерностей и способствовало широкому применению статистических методов в социологии. Их развитие привело к идее уровней измерения. Основа этой идеи – последовательное усложнение логических и математических требований к понятиям (переменным), а также методам и результатам измерения, что делает возможным применение все более разнообразного математического аппарата при обработке и анализе данных.
Информация о работе Переменные и измерение в социологическом исследовании