Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 13:03, курсовая работа
Словом статистика в середине XVIII в. стали обозначать совокупность разного ро-да фактических сведений о государствах (от латинского “статус” – государство). К таким сведениям относились данные о численности и движении населения государств, их террито-риальном делении и административном устройстве, экономике и т.д.
В настоящее время термин “статистика” имеет несколько связанных друг с другом значений. Одно из них близко соответствует изложенному выше. Статистикой часто назы-вают совокупность фактов о той или иной стране. Главные из них систематически публику-ются в специальных изданиях по установленной форме.
Введение. 3
1. Статистика как параметр совокупности. 3
2. Закон больших чисел. Статистическая закономерность. 4
3. Мальчик или девочка? 6
4. Статистика населения. 7
5. Демографическая статистика. 8
5.1. Задачи демографической статистики. 8
5.2. Показатели численности и состава населения. 8
5.3. Показатели механического движения. Миграция. 9
5.4. Естественное движение населения. 9
5.5. Исчисление перспективной численности населения. 10
6. Методы исследования, применяемые в статистике населения. 10
7. Статистика доходов населения. 12
8. Обзор статистики уровня жизни населения РФ за период 1998-2000 гг. 13
8.1. Уровень жизни населения после кризиса 1998 года. 13
8.1.1. Основные черты кризиса благосостояния в1998-2000 гг. 13
8.1.2. Зона обеспеченности и зона бедности. 15
8.1.3. Адаптация населения. 17
8.1.4. Поддержка со стороны предприятий «избыточной занятости». 17
8.1.5. Сохранение значительной части государственных социальных гарантий. 18
8.1.6. направления кризисных воздействий. 18
8.2. Итоги 1999 года и прогноз на 2000 год. 21
Заключение. 23
Список используемой литературы.
Отмеченные черты кризиса уровня жизни свидетельствуют о том, что в 1998-1999 гг. российское общество испытало сильнейшее социальное потрясение. В ряде аспектов оно оказалось сопоставимо с "шоковой терапией" 1992 г. Такая встряска не могла не затронуть базовые элементы модели благосостояния, сложившейся в России в период реформ.
8.1.2. Зона обеспеченности и зона бедности.
Обвальное - более чем на треть - падение реальных доходов в 1992-1997 гг. сопровождалось резким расслоением населения по уровню благосостояния. По сравнению с дореформенным периодом разрыв среднедушевых доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличился вчетверо. В 1996-1997 гг. эти показатели стали различаться в 16-17 раз. Соответствующий разрыв в потребительских расходах составил 15 раз, в том числе в потреблении продуктов питания (по калорийности рациона и содержанию белков животного происхождения) - 2-2,5 раза, услуг - 20-21 раз, непродовольственных товаров - 40 раз.
Экономическое расслоение населения проявилось в образовании двух неравных социальных анклавов - зоны обеспеченности и зоны бедности.
Зона обеспеченности охватывала социальные прослойки, в которых потребление сохранилось или увеличилось относительно дореформенного уровня. Они стали основой для формирования российского среднего класса. К середине 90-х гг. данные социально-эконо-мические группы включали около 30 млн. человек или пятую часть населения. Из них 8-10 млн. человек (5-7% населения) практически достигли западных стандартов потребления продуктов питания, предметов гардероба, товаров бытового и хозяйственного назначения, услуг.
По профессиональной принадлежности средний класс включал преимущественно служащих и руководителей среднего и высшего звена, предпринимателей и часть наемных работников банков, торговых фирм и компаний - тех предприятий, которые смогли успешно адаптироваться к рыночным условиям.
Российский средний класс сконцентрировал половину всех получаемых населением доходов. Главными источниками доходов данного социального слоя являлись оплата труда (45% доходов) и предпринимательский доход (44%, включая доходы от собственности).
Потребление среднего класса заметно превышало средний российский уровень. Для данной группы характерен качественный рацион питания, обеспечивающий среднедушевое потребление 46-48 г белков животного происхождения и 2800-3000 ккал в сутки. Расходы на продовольствие (включая алкогольные напитки) в общем объеме потребительских расходов не превышали трети. На долю российского среднего класса приходилось до половины приобретений капитальных благ (автомобилей, мебели, товаров длительного пользования), 56% платных услуг (1996 г.). Он выступал основным субъектом формирования сбережений (около 70% общего объема).
Зона бедности охватывала социальные слои, в которых среднедушевые доходы не покрывали прожиточный минимум. Накануне кризиса 1998 г. эта часть населения насчитывала почти 60 млн. человек, т.е. 40% всех жителей страны. При этом доходы 7-8 млн. человек находились ниже стоимости минимальной продовольственной корзины, что соответствует критерию нищеты.
По социальной принадлежности в зону бедности (слои малообеспеченных) попали главным образом рабочие, служащие бюджетной сферы, пенсионеры, многодетные семьи.
Слой малообеспеченных сконцентрировал лишь 15% всех денежных доходов населения, средний доход составлял 70% прожиточного минимума. Основными источниками денежных ресурсов являлись оплата труда (60-65% денежных доходов) и социальные трансферты (около 25% денежных доходов).
Потребление малообеспеченных
слоев населения
Такая структура расходов отражала существенную напряженность в воспроизводстве минимального уровня благосостояния. Группа малообеспеченных была вынуждена экономить не только на товарах длительного пользования и одежде, но и на продуктах питания. Отсюда ключевой проблемой оставалось обеспечение физиологического минимума потребления продуктов питания в первую очередь по белково-калорийной ценности рациона. При минимально необходимом уровне потребления белка животного происхождения 29 г на человека в сутки, средний суточный рацион обеспечивал лишь 26-27 г белков животного происхождения. Аналогично при минимально необходимой энергетической ценности рациона питания в 2230 ккал в сутки фактически обеспечивалось менее 2000 ккал.
8.1.3. Адаптация населения.
Сжатие реальных доходов
привело к существенным изменениям
в экономическом поведении
Первая - снижение потребительских стандартов до уровня, обеспечиваемого располагаемыми доходами.
Одной из главных форм социальной адаптации стало снижение ("упрощение") жизненных стандартов и базирующихся на них потребительских запросов. Население вынуждено было не только меньше потреблять, но и меньше "хотеть" потреблять. Это проявилось, в частности, в снижении оценок населением того объема доходов, который требуется для удовлетворения минимальных потребностей (субъективный прожиточный минимум). Согласно социологическим опросам, если в 1994 г. соотношение таких оценок с фактической величиной прожиточного минимума составляло около трех раз, то к 1997 г. оно снизилось до двух раз.
Одним из проявлений изменения потребительских стандартов стало увеличение сроков службы сложной бытовой техники.
Вторая - натурализация производства и потребления, расширение потребления продукции собственного производства.
В период 1992-1997 гг. отношение
потребления продуктов в
Особо важную роль натурализация производства и потребления стала играть в малообеспеченных семьях. Согласно социологическим опросам, в "зоне бедности" данный источник вышел на первое место среди всех факторов адаптации населения к новым экономическим условиям.
Третья - интенсификация труда, отказ от выходных и отпусков - дополнительная (вторичная) занятость населения.
По оценкам, к 1998 г. дополнительной занятостью были охвачены 13-15 млн. человек, или около 20% экономически активного населения России. По большей части эта работа либо вообще не требовала профессиональной подготовки, либо эти требования были достаточно низкими. Дополнительный доход работников, вовлеченных во вторичную занятость, составлял более половины заработка по основному месту работы.
8.1.4. Поддержка со стороны
Одним из ключевых факторов устойчивости российской модели благосостояния было нерыночное поведение предприятий, направленное на поддержание численности занятых. В то время как объем производства (ВВП) сократился в 1992-1997 гг. на 36%, численность наемных работников снизилась лишь на 17%. По опросам руководителей предприятий, доля избыточных занятых оценивалась в 1995-1996 гг. в 25%.
Предприятия практически взяли на себя функцию социальной поддержки, перераспределяя в пользу населения часть произведенной добавленной стоимости. Заработная плата выполняла не только экономические функции, но и играла роль социального пособия. Несмотря на общий низкий уровень заработной платы "избыточно занятых", дополнительные выплаты в форме оплаты труда достигли к 1998 г. 9-10% ВВП (16-18% денежных доходов населения). Соответственно доля оплаты труда наемных работников в валовом продукте экономики возросла с 18% в 1992 г. до 28% в 1997-1998 гг.
Кроме того, как показывают расчеты, сокращение численности занятых из-за свертывания производства привело бы к тому, что в 1998 г. уровень безработицы в России составил бы не 10-11%, а 25-30% экономически активного населения.
8.1.5. Сохранение значительной части государственных социальных гарантий.
Устойчивость российской модели благосостояния обеспечивалась также тем, что значительная часть жизненно важных социальных услуг оставалась фактически выведенной за рамки рыночных расходов населения. Сохранились, хотя и в урезанном виде, общедоступность услуг образования и здравоохранения, низкая стоимость жилищно-коммунальных услуг. По данным Госкомстата РФ, объем расходов на конечное потребление государственных учреждений, оказывающих социальные услуги, за годы реформ в реальном выражении практически не сократился (1992-1997: -0,2%). Соответственно по доле в ВВП эти расходы возросли с 6,5% в 1991 г. до 9,7% в 1997 г.
В предкризисный период государство (бюджет и внебюджетные фонды) оставалось основным субъектом финансирования важнейших социальных отраслей. Его доля в обеспечении расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение составляла 60-80%.
Это позволило существенно снизить экономическую нагрузку на доходы населения прежде всего в "зоне бедности". Домашние хозяйства покрывали менее 30% текущих расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и 10-12% на услуги образования и здравоохранения. Социальные услуги, финансируемые государством, в 1996-1997 гг. составляли 21-22% по отношению к доходам населения - даже больше, чем в дореформенный период.
8.1.6. Направления кризисных
Кризис 1998 г. воздействовал на модель благосостояния по трем основным направлениям.
Первое. Существенно ухудшилось положение российского среднего класса. По сравнению с до кризисным периодом доля денежных доходов верхнего слоя ("зоны обеспеченности") в общем объеме доходов населения снизилась с 47 до 42%. Численность среднего класса сократилась на четверть - до 15% населения (20-22 млн. человек). Снижение уровня жизни представителей российского среднего класса проявилось также в ухудшении качества ресурсного наполнения потребительского спроса из-за "вымывания" импорта (доля импорта в ресурсах товарооборота сократилась с 47% в первом полугодии 1998 г. до 29-33% в I-III кварталах 1999 г.).
Наиболее сильно пострадали высокооплачиваемые наемные работники и мелкие предприниматели. Согласно социологическим обследованиям, средний бюджет семьи представителей малого бизнеса до и после кризиса составил соответственно 900 и 340 долл. В то же время, как отмечалось выше, уровень предпринимательского дохода в среднем сократился значительно меньше, чем другие элементы доходов - оплата труда и социальные трансферты.
Второе. Расширилась "зона бедности", в положении малообеспеченных возникли качественно новые негативные моменты.
В результате финансового кризиса за чертой прожиточного минимума оказалась примерно половина населения. Масштабы распространения бедности расширились на 10-15 млн. человек и достигли 70-75 млн. человек (1999 г.), из них на грани нищеты оказались 20-25 млн. человек. Одновременно с расширением масштабов бедности произошел ряд существенных изменений в экономическом положении малообеспеченных.
Прежде всего уменьшились
Само потребление все больше приобретает характер натурального потребления за счет собственного интенсивного производства. Доля натуральных поступлений в располагаемых ресурсах малообеспеченного населения повысилась больше чем на треть - с 13% в 1997 г. до 17% в 1999 г.
Сузилось пространство для вертикальной социальной мобильности. Многие прежние возможности получения высоких доходов резко сократились или исчезли. Возник процесс нисходящей мобильности - снижения социального статуса в верхних социальных группах. Согласно социологическим обследованиям, только 40% тех, кто до кризиса относил себя к среднему классу, сохранили свой социальный статус.
Существенно сократился и другой фактор устойчивости - государственная социальная поддержка. Уменьшение ресурсов для финансирования непроцентных расходов консолидированного бюджета обусловило снижение его социальных расходов (образование, здравоохранение, культура, социальная политика) - в реальном выражении на 15% (1999 г. к 1998 г., по дефлятору ВВП). Доля социальных расходов бюджета в ВВП упала с 9-11% в 1996-1998 гг. до 7,5% в 1999 г.
В результате одновременно с падением реальных доходов сузилась и государственная социальная поддержка населения. Ее доля по отношению к денежным доходам населения упала с 21-22% в 1996-1997 гг. до 17% в 1999 г. Кризис государственных финансов актуализирует проблему переноса бремени финансирования социальной инфраструктуры на само население, что крайне негативно скажется на уровне жизни.
Третий фактор устойчивости модели благосостояния, существенно ослабевший после кризиса 1998 г., - возможность получения дополнительных доходов за счет вторичной занятости. Согласно социологическим опросам, в первой половине 1999 г. масштабы вторичной занятости сократились до 11-13 млн. человек, т.е. на 20-25%.
Важнейшим фактором, обусловливающим переход к новой модели благосостояния, стало изменение ориентиров поведения предприятий - от социального патернализма к рыночному рационализму. Одним из проявлений этого поворота стал отказ от индексации оплаты труда наемных работников в соответствии с уровнем инфляции. Другое проявление - изменение отношения к избыточной занятости (скрытой безработице). Последняя, согласно опросам руководителей предприятий, снизилась с 36% в 1997 г. до 15% в 1999 г. Это сокращение было связано не с вовлечением в производство незадействованного кадрового потенциала, а преимущественно с высвобождением занятых. Так, среднемесячная численность промышленно-производственного персонала уменьшилась на 8%, с 11,3 млн. человек в 1997 г. до 10,6 млн. человек в первые девять месяцев 1999 г.
Информация о работе Обзор статистики уровня жизни населения РФ за период 1998-2000 гг