Статистика уровня и качества жизни населения

Автор: Наталья Косых, 22 Октября 2010 в 19:04, реферат

Описание работы

Статистика. Объект. Предмет. Метод

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

готовый реферат.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

Реферат по социальной статистике на тему: 

«Статистика уровня и качества жизни населения» 

                 
 
 
 

                ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 

                   3 КУРСА,  ГРУППЫ СРБ-3С –3-1,

                   ЗАОЧНОГО  ОТДЕЛЕНИЯ

                НОВОСЕЛЬЦЕВА

                НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА 
                 
                 

 Проверил:  
 
 
 
 
 
 

Москва, 2010

1. Статистика. Объект. Предмет. Метод.

Статистика. Этот термин происходит от слов stato и status, означающих государство, положение и состояние явлений. В средние века слово statista(статистик) применялось к человеку, искусному в политике, знатоку разных государств. В научный оборот термин «статистика» в его современном понимании был введён немецким учёным Г. Ахенвалем в 1743г. для обозначения совокупности знаний о государстве. Вместе с другим немецким учёным из Геттинского университета Г. Конрингом они основали немецкую описательную школу, трактующую статистику как государствоведение.

Одновременно  в Англии существовала и другая научная  школа «политических арифметиков», основанная В. Петти и названная  по его знаменитой книге (1690г.). Именно так он понимал статистику, хотя прямо этот термин не применял. Политическая арифметика предоставлялась ему орудием социального познания на основе собранных реальных фактов и преимущественного использования количественных характеристик, что созвучно современному пониманию статистики. Кстати, В. Пети был первым, кто произвёл расчёты национального богатства и национального дохода и применил выборочный метод. Недаром позднее он был назван в некотором роде изобретателем статистики.

По сути статистика сложилась на базе этих двух школ. От государствоведения она получила систему  количественного описания социально-экономических  явлений, а от политических арифметиков  – статистическое обобщение количественных характеристик массовых явлений с целью познания их закономерностей.

Статистика - наша общая память, без которой невозможна не только никакая деятельность, но и сама жизнь.

 «Цифры не  управляют миром, но показывают, как мир управляется» И.В.Гёте

Теоретическими  основами статистики обоснованно считаются философия, экономика, социология, демография и другие общественные науки.

Диалектическая  связь статистики с общественными  науками заключается в следующем. Общие принципы и методы научного познания, разработанные диалектикой, служат фундаментом статистики. такие философские категории, как количество, качество и мера, сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и частное, закон и закономерность и т.д., определяют специфику и содержание статистического методологии, создавая основу для её правильного применения. При изучении общественных явлений статистика учитывает их качественную определённость, закономерности и особенности развития, что является предметом исследования других общественных наук. Использование статистики в отрыве от них приводит к схоластике и формализму, к «игре в циферьки». Только после  предварительного качественного анализа природы общественных явлений, характера протекания  процессов можно привлекать  статистику. В свою очередь общественные науки могут развиваться, если они опираются на статистику, на её анализ и обобщения фактического материала, на статические закономерности. Здесь уже статистика выступает как метод познания для любой другой общественной науки.

Статистический язык цифр объективно связывает статистику с математикой. Связь и различие между этими науками заключается в том, что они исследуют количественную сторону явлений , но математика делает это безотносительно к качеству явлений (природы и общества), а статистика изучает количественную сторону лишь общественных явлений и всегда определённого качества. Делается это с помощью математики, которая  позволяет упорядочить всю систему статистической информации.

Объектом исследования статистики как науки выступает статистическая совокупность, т.е. множество массовых общественных явлений.

Статистическая  совокупность – множество объективно существующих во времени и пространстве варьирующих явлений, изучаемых статистикой. которые имеют один или несколько общих существенных признаков и различаются между собой по другим признакам.

Статистическая  закономерность составляет предмет статистической науки. Это понятие играет важную роль не только в современной статистике но и вообще в современной науке.

Статистическая  закономерность представляет собой одну из форм проявления всеобщей причинной связи между явлениями в природе и обществе. Эта закономерность есть объективная количественная закономерность массового процесса. Она обнаруживается в массовом статистическом наблюдении, чем и обусловлена её взаимосвязь с законом больших чисел. Отдельное событие при этой закономерности может наступить или не наступить (что связано с известной вероятностью), но во множестве событий общая закономерность обязательно проявится. каждое заметное изменение условий существования этого множества скажется и на статической закономерности.

Метод статистики можно определить как совокупность приёмов, применяемых ею для познания своего предмета и основанных на общенаучных  и логических категориях. Вместе с тем, как отмечалось выше, сама статистика выступает методом познания для других общественных наук, когда её приёмы органически сочетаются с приёмами этих наук.

К наиболее важным общенаучным методам, широко применяемым  в статистике и обогащающим её специфические приёмы, относятся сравнение, анализ и синтез. методы индукции и дедукции, аналогия, гипотеза и др. Наиболее универсальным приёмом является сравнение.

Статистика опирается  в своих исследованиях и на законы диалектической и формальной логики. Особый интерес для неё представляют законы объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающего мира, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, соотнесения их как общее и единичное и т.д. (из законов диалектической логики); законы тождества, противоречия и исключённого третьего, достаточного основания и др. (из законов формальной логики).

Специфическими  приёмами и методами статистики выступают  статистическое наблюдение, статистические сравнения, сводка  и группировка, таблицы, графики, индексный метод, ряды динамики, статистические расчёты, статистические показатели.

Статистический  показатель представляет собой обобщённую количественную характеристику общественных явлений и процессов в их качественной определённости в условиях конкретного места и времени. В собственном смысле, это и  есть язык статистики. 
 

2. Статистика уровня  и качества жизни  населения

2.1. Понятие уровня  и качества жизни  населения

Уровень жизни  является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин "качество жизни".

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

Еще у древних  римлян одним из главных девизов  был такой: "Благо народа - высшая цель". Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика - экономика массового потребления, именно потребитель - король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Условия жизни  можно укрупненно разделить на условия  труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей . Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три  аспекта изучения уровня жизни: применительно  ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной  величиной дохода.

Важную  роль в изучении уровня жизни населения  играют социальные нормативы  как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов  в обществе. Различают социальные нормативы; развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных  социальных гарантий как обязанность  государства обеспечить гражданам  минимальные размеры оплаты труда  и трудовой пенсии, право на получение  пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие  нормативы отражают современные  научные представления о потребностях людей в благах и услугах - личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Информация о работе Статистика уровня и качества жизни населения