Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 01:55, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании и обобщении знаний об индексах, обзоре особенностей и принципов построения мультипликативных индексных моделей, их применении при расчете различных экономических показателей.
Для достижения указанной цели поставлено ре¬шение следующего ряда задач:
исследовать сущность, значение индексов и индексного метода анализа;
раскрыть особенности и правила построения многофакторных индексных моделей;
изучить принципы построения мультипликативных многофакторных моделей;
использовать мультипликативные многофакторные индексные модели при изучении демографических показателей населения Республики Беларусь.
1 Сущность индексного
метода анализа в
Индексный метод принадлежит к числу важнейших методов статистического исследования экономических явлений. Он широко используется при изучении динамики и пространственном сопоставлении экономических явлений.
Латинское слово «индекс» означает указатель, показатель. Экономические индексы – это относительные величины, которые характеризуют изменение экономических явлений во времени, в пространстве или по сравнению с любым эталоном (плановыми и нормативными данными, показателями лучших предприятий и т.д.)(2,с.6).
Индекс представляется коэффициентом (или в процентах) и показывает, во сколько раз (значение коэффициента) или на сколько единиц (числитель минус знаменатель индекса) изменился рассматриваемый показатель.
Индекс как относительная величина имеет четыре важнейших отличия:
Динамические индексы – наиболее распространённый вид индексов, позволяющий оценить изменение социально-экономических явлений во времени.
Динамические индексы классифицируются по содержанию, обобщению и расчету.
По виду изучаемых величин индексы разделяются на результативные и факторные, а последние делятся на индексы количественных (объемных) и качественных показателей.
Индексы количественных показателей – индексы физического объёма промышленной и сельскохозяйственной продукции, физического объёма розничного товарооборота и др.
Индексы качественных показателей – индексы курса валют, цен, себестоимости, производительности труда, заработной платы, урожайности и др. Индексируемые показатели этих индексов характеризуют уровень явления в расчете на ту или иную единицу совокупности. Как правило, они являются либо средними, либо относительными величинами.
Разделение индексов на индексы количественных и качественных показателей важно для методологии их расчета.
По признаку обобщения производится классификация индексов на индивидуальные и общие. Индивидуальный индекс – это относительная величина, выражающая результат сравнения непосредственно соизмеримых явлений. Общий индекс – относительная величина, выражающая результат сравнения непосредственно несоизмеримых составляющих его явлений.
Индивидуальные индексы принято обозначать i,а общие индексы I.
Индивидуальные индексы физического объема рассчитываются по формуле:
,
где:
- обозначение индивидуального
q0 – физический объем продукции в базисном периоде;
q1 – физический объем продукции в текущем (отчетном) периоде;
Индивидуальный индекс цен вычисляется по формуле:
где ip – обозначение индивидуального индекса цен;
р0 – цена единицы изделия в базисном периоде;
р1 - цена единицы изделия в отчетном периоде.
Общие индексы характеризуют изменение совокупности социально-экономических явлений в целом. Индексная система признаков включает в себя как признак, изменение которого непосредственно изучается, так и другие признаки во взаимосвязи с которым находится интересующий нас признак. При этом в индексном отношении признак, изменение которого изучается, принимается за переменную (индексируемую) величину (т.е. в числителе и знаменателе она имеет разное числовое значение), а другие признаки по каждому элементу совокупности принимаются как условно-постоянные: в числителе и знаменателе они имеют одинаковые числовые значения.
Признаки, которые в индексном
отношении в числителе и
Совокупность элементов, по набору которых рассчитываются общие индексы, называется индексным набором. Так при расчете общего индекса цен в качестве индексного набора может выступать перечень видов товаров; при расчете общего индекса урожайности зерновых культур – перечень (набор) видов зерновых культур и т.д.
Основная идея расчета общих индексов состоит в том, что они строятся по схеме взаимосвязи признаков, последовательно элиминируя при этом влияние всех остальных признаков, кроме исследуемого.
Общие индексы, уровни которых делятся на два сомножителя, один из которых объёмный, а другой качественный, называются агрегатными. Система агрегатных индексов должна удовлетворять ряду условий:
Агрегатный индекс физического объёма продукции (индекс с постоянными весами) в сопоставимых (базисных) ценах рассчитывается по следующей формуле:
где - количество одноимённых единиц продукции (объём продаж одноимённого товара) в отчетном периоде;
- количество одноимённых единиц продукции (объём продаж одноимённого товара) в базисном периоде;
- цена одноимённой единицы продукции в базисном периоде;
- стоимость выпуска разноимённой продукции отчетного периода в ценах базисного периода;
- стоимость выпуска разноимённой продукции в базисном периоде.
Агрегатный индекс цен (индекс с постоянными весами) рассчитывается по следующей формуле:
(1.4)
По методам расчета, кроме агрегатных, индексы могут быть средними и индексами средних величин(5, с.145).
2 Правила построения
многофакторных индексных
Схемы построения общих индексов базируются на определенных типах моделей. Многофакторные индексные модели строятся для показателей, которые можно разделить более чем на 2 сомножителя (слагаемых). Они могут быть:
1.мультипликативными, когда произведение признаков-факторов представляет величину результативного признака; например, произведение цены на количество изделий даст величину стоимости продукции;
2.аддитивными, когда сумма отдельных элементов совокупности дает значение всего объема этой совокупности; допустим, сумма отдельных элементов затрат производство соответствует общей сумме затрат;
3.аддитивно-мультипликативными (смешанными); в этом случае отдельные блоки экономического явления представлены произведением факторов, а общий результат – суммой составных частей (блоков).
В статистических исследованиях основным приемом изучения являются мультипликативные индексные модели. Связь между экономическими показателями находит отражение и во взаимосвязи характеризующих их индексов.
Индексная модель позволяет определить влияние отдельных факторов на формирование уровня результативного показателя, по двум известным значениям индексов найти значение третьего – неизвестное.
Многофакторные индексные
экономико-статистические модели служат
важным аналитическим средством
проведения комплексных исследований
экономических явлений и
Мультипликативные индексные экономико-статистические модели – это индексные модели, в которых результативный показатель представляется произведением некоторого числа факторов:
Мультипликативные индексные модели отличают возможности: объединения в одной модели одновременно качественных и объемных показателей, последовательного агрегирования отдельных факторов в укрупненные комплексы, перехода к построению смешанных аддитивно-мультипликативных моделей. На основе мультипликативных многофакторных индексных моделей представляется возможным проанализировать наиболее сложные и многоуровневые связи факторных признаков(3).
При построении мультипликативных многофакторных индексных моделей возможны два исходных пункта последовательности взаимосвязи признаков-факторов: либо на первом месте в индексной модели стоит объемный, либо качественный признак-фактор. В зависимости от этого алгоритмы решения многофакторных индексных моделей имеют свои особенности. Индексные системы, в которых результативный показатель является объёмным, называются полными. Если же результативный показатель является качественным, индексная система называется неполной. В этом случае и все без исключения показатели-факторы будут также качественными. Но любая неполная модель может быть преобразована в полную добавлением к рассматриваемым качественным показателям-факторам ещё одного объёмного показателя-фактора. При этом бывший ранее результативным качественный показатель превращается в укрупнённый факторный, изменение которого наряду с изменением объёмного показателя-фактора обуславливает изменение объёмного результативного показателя (3).
Подавляющее большинство
рассматриваемых в литературе многофакторных
мультипликативных моделей
В мультипликативных многофакторных моделях необходимо, чтобы место фактора в модели соответствовало экономической роли фактора в формировании уровня сложного явления. Так, если с ростом фактора должен увеличиваться результативный показатель, то в модели должен фигурировать сам этот фактор, а не его обратная величина, и наоборот, если увеличение фактора приводит к снижению уровня результативного показателя, то в модели должна быть учтена величина, обратная величине самого фактора (поскольку зависимость между факторным и результативным показателями в этом случае является обратно пропорциональной). Несоблюдение этого правила делает невозможной (несмотря на формальную корректность всех выкладок) экономическую интерпретацию результатов анализа, а сами результаты – противоречащими логике построения моделей (3).
Модель, имеющую в качестве результативного объёмный показатель (полную модель), всегда можно преобразовать в неполную, исключив из неё последний по порядку объёмный фактор. В этом случае, в качестве результативного будет выступать не объёмный, а качественный показатель. Такая модель, полученная «усечением» полной модели, сохранит все рассмотренные выше свойства попарных произведений факторов.
Применяются два метода разложения общего индекса на частные:
Поскольку в действительности
явления взаимосвязаны, то основной
схемой следует считать
На первом месте в модели ставится качественный фактор. Увеличение цепи факторов на один фактор каждый раз должно приводить к показателю, имеющему реальный экономический смысл.
При определении влияния первого фактора все остальные факторы сохраняются в числителе и знаменателе на уровне отчетного периода.
При построении второго факторного индекса первый фактор сохраняется на уровне базисного периода, третий и все последующие – на уровне отчетного периода.
При построении третьего факторного индекса первый и второй сохраняются на уровне базисного периода, четвёртый и все последующие – на уровне отчетного периода и т.д.