Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования,
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Теоретические основы сопоставления уровня жизни населения….5
Экономическая характеристика доходов. Доходы населения…………..5
Уровень жизни и его показатели…………………………………………..9
Уровень бедности и его показатели……………………………………….11
Глава 2. Статистический анализ уровня жизни населения в регионах Российской Федерации………………………………………………………….18
2.1 Краткая характеристика регионов………………………………………..18
2.2 Уровень жизни населения в регионах……………………………………21
Глава 3. Основные направления повышения уровня жизни населения......37
Заключение……………………………………………………………………..45
Список литературы…………………………………………………………….46
Приложения…………………………………………
Ростовская область
Таблица 6.
Величина прожиточного минимума (в расчете на душу населения, рублей в месяц)
Все население |
из него по социально-демографическим группам населения: | ||||||
трудоспособное |
пенсионеры |
дети | |||||
2008 |
|||||||
1 квартал |
4101 |
4378 |
3382 |
4051 | |||
2 квартал |
4298 |
4597 |
3532 |
4230 | |||
3 квартал |
4254 |
4572 |
3455 |
4156 | |||
4 квартал |
4339 |
4660 |
3524 |
4249 | |||
2009 |
|||||||
1 квартал |
4715 |
5045 |
3875 |
4628 | |||
2 квартал |
4778 |
5105 |
3935 |
4707 | |||
3 квартал |
4752 |
5076 |
3912 |
4688 | |||
4 квартал |
4744 |
5065 |
3904 |
4691 |
В Ростовской области с 2000 года наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, свидетельствующих о повышении уровня жизни населения.
Таблица 7.
Основные социально-
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонение (+,-) | |||
2009 от 2008 |
2010 от 2009 |
2011 от 2010 | ||||||
Среднедушевые денежные доходы в месяц, рублей |
4023,9
|
5038,1 |
6333,3 |
7306 |
1014,2 |
1295,2 |
972,7 | |
Реальные денежные доходы, к предыдущему году ,% |
113,6
|
110,5 |
107,9 |
115,3 |
-3,1 |
-2,6 |
7,4 | |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей |
3806,1
|
4797,5 |
5944,7 |
7485,3 |
991,4 |
1540,6 |
1147,2 | |
Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году |
109,6 |
112,4 |
107,6 |
115,5 |
2,8 |
-4,8 |
7.9 | |
Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей |
1560,5
|
1808,7 |
2230,4 |
2667,7 |
248.2 |
421,7 |
437,3 | |
Реальный размер начисленной пенсии, % к предыдущему году |
102
|
103 |
107,1 |
102 |
1 |
4,1 |
-5,1 | |
Прожиточный минимум, рублей |
1929 |
2125 |
2602 |
3086 |
196 |
477 |
484 | |
Индекс потребительских цен на товары и услуги,% |
112,2
|
113,8 |
112,87 |
109,3 |
1,6 |
-0,93 |
-3,57 |
С учетом роста реальных
доходов населения и мер по
социальной поддержке малообеспеченных
категорий граждан в
В Ростовской области с 1996
года, как и в целом по России,
сформировалась задолженность по выплате
заработной платы. Активные действия
государственных органов
Реальный размер назначенных месячных пенсий на конец 2005 года по области (110,8%) был ниже, чем в целом по Южному федеральному округу (112,2%) и по Российской Федерации (112,9%). В дальнейшем уже к 2008 году ситуация изменится – темп роста составит 124% и будет выше средне российского показателя (118,3%).
По состоянию на 01.01.2006 г. областной банк данных включает более 1,6 млн. получателей льгот и различных социальных выплат, в их числе 450,8 тыс. ветеранов труда и тружеников тыла, 14,6 тыс. граждан, пострадавших от политических репрессий, 229,2 тыс. получателей детских пособий, 74,7 тыс. сельских специалистов и др.
Социальная поддержка и обслуживание малообеспеченных и льготных категорий граждан остается приоритетным направлением социальной политики Администрации Ростовской области.
Томская область
Таблица 8.
Динамика реальных денежных доходов в Томской области
2010 |
2011 | |||||||
К предыдущему месяцу |
К соответствующему периоду предыдущего года |
К предыдущему месяцу |
К соответствующему периоду предыдущего года | |||||
Январь |
52,4 |
97,8 |
45,0 |
88,4 | ||||
Февраль |
128,8 |
102,3 |
131,7 |
90,4 | ||||
Март |
102,2 |
97,2 |
107,4 |
95,1 | ||||
Апрель |
107,8 |
108,1 |
108,6 |
95,8 | ||||
Май |
87,0 |
101,1 |
90,3 |
99,6 | ||||
Июнь |
113,4 |
100,0 |
116,0 |
101,9 | ||||
Июль |
96,9 |
106,5 |
94,3 |
99,2 | ||||
Август |
93,0 |
108,1 |
92,5 |
98,7 | ||||
Сентябрь |
105,5 |
105,2 |
103,7 |
96,9 |
Наиболее высокий уровень заработной платы сложился у работников таких отраслей, как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство нефтепродуктов и ядерных материалов, финансовая деятельность, транспорт и связь. Самый низкий уровень оплаты труда до 2008 года был в сельском хозяйстве, с 2008 года самая низкая заработная плата наблюдается в сфере производства пищевых продуктов и текстильном производстве. В течение пяти лет, начиная с 2005 года, денежные доходы населения достаточно равномерно возрастали. Рост реальных денежных доходов происходил главным образом за счет роста заработной платы и предпринимательских доходов. Доля социальных выплат в общей структуре доходов уменьшилась на 1%, доля прочих доходов и доходов от собственности увеличилась незначительно.
За январь-июнь 2007 года среднемесячная заработная плата составила в целом по области 13245 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 24%. Минимальный размер оплаты труда в 2006 году составлял 1100 рублей или 29% от прожиточного минимума трудоспособного населения. С сентября 2007 года он возрастает до 2300 или 57.2% (в РФ – 56,7%) от прожиточного минимума трудоспособного населения (с учетом изменения структуры минимального размера оплаты труда). По оценке в 2007 году фонд оплаты труда составит 60,06 млрд. Рублей, рост к 2006 году 128%.
Татарстан.
Таблица 9.
Основные социально-
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Отклонения (+,-) | ||||||
2008 от 2007 |
2009 от 2008 | |||||||||
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, руб. |
3098 |
3762 |
4112 |
664 |
350 | |||||
Численность населения с доходами, ниже прожиточного минимума, тыс.чел. |
327,16 |
325,01 |
324,85 |
-2,15 |
-0,16 | |||||
Денежные доходы в среднем на душу населения ( в месяц) рублей |
11576,9 |
14180,5 |
15857,8 |
2603,6 |
1677,3 | |||||
Реальные денежные доходы,
в процентах к предыдущему
году |
114,5 |
108,6 |
102,0 |
-5,9 |
-6,6 | |||||
Реальные располагаемые доходы, в процентах к предыдущему году |
113,6 |
107,1 |
103,3 |
-6,5 |
-3,8 |
Как видно из таблиц, численность населения, доходы которых ниже величины прожиточного минимума, постепенно уменьшается.
Денежные доходы в среднем на душу населения(в месяц) увеличиваются с каждым годом.
Однако, реальные денежные доходы, в процентах к предыдущему году и реальные располагаемые доходы, в процентах к предыдущему уменьшаются с 114,5 (2007) до 201,0 (2009) и с 113,6(2007) до 103,3 (2009) соответственно.
Глава 3. Основные направления повышения уровня жизни населения.
Для существенного повышения
уровня жизни в России необходимым
условием является формирование высокой
доли среднего класса. При этом недостаточно
просто высоких среднедушевых доходов,
необходимы эффективные «социальные
лифты»: доступ к качественному
Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная мобильность. На данный момент в России она низка из-за неразвитости рынка жилья и политических установок (в частности, стремление любой ценой удержать экономически избыточную рабочую силу в депрессивных регионах - субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Плюс к этому – неэффективный бюджетный сектор с многочисленными рабочими местами и низкой заработной платой. Недостаток пенсионной системы, заключающийся в низком соотношении пенсии и заработной платы, приводит к тому, что пенсионеры выпадают из среднего класса. Чтобы подобного не происходило, нужен пенсионный капитал (крупные накопления на старость).
Специалисты предлагают следующие решения: территориальная миграция, реструктуризация нежизнеспособных производств, оптимизация бюджетной сферы, стимулирование пенсионных накоплений для включения десятков миллионов россиян в состав процветающего среднего класса.
Только после того, как
будет создан устойчивый средний
класс, можно говорить о существенном
повышении уровня жизни, т.к. средний
класс – это честные
Эффективная социальная политика должна включать в себя четкую формулировку нижних и верхних ориентиров (уровень бедности и благополучие) индикаторы или стандарты уровня жизни населения с помощью системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов.
Общество также беспокоит
тот факт, что низкие темпы роста
минимальных социально-
Федеративное устройство страны требует особого внимания к выработке социальной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения высокого качества и уровня жизни населения на всей территории. Поэтому при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности страны в территориальном срезе.
Повышение качества жизни
граждан России – ключевой вопрос
государственной политики. Эта цель
реализуется с помощью
Приоритетный национальный проект «Современное здравоохранение».
Состояние здоровья населения
в настоящее время
К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:
«Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
– увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;