Международные и территориальные сопоставления уровня жизни населения (стран или регионов РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования,

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Теоретические основы сопоставления уровня жизни населения….5
Экономическая характеристика доходов. Доходы населения…………..5
Уровень жизни и его показатели…………………………………………..9

Уровень бедности и его показатели……………………………………….11

Глава 2. Статистический анализ уровня жизни населения в регионах Российской Федерации………………………………………………………….18
2.1 Краткая характеристика регионов………………………………………..18
2.2 Уровень жизни населения в регионах……………………………………21
Глава 3. Основные направления повышения уровня жизни населения......37
Заключение……………………………………………………………………..45
Список литературы…………………………………………………………….46
Приложения…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект.docx

— 139.88 Кб (Скачать)

 

 

Ростовская  область

Таблица 6.

Величина прожиточного минимума (в расчете на душу населения, рублей в месяц)

 

Все население

из него по социально-демографическим  группам населения:

трудоспособное

пенсионеры

дети

2008

       

1 квартал

4101

4378

3382

4051

2 квартал

4298

4597

3532

4230

3 квартал

4254

4572

3455

4156

4 квартал

4339

4660

3524

4249

2009

       

1 квартал

4715

5045

3875

4628

2 квартал

4778

5105

3935

4707

3 квартал

4752

5076

3912

4688

4 квартал

4744

5065

3904

4691


 

В Ростовской области с 2000 года наблюдается устойчивая положительная  динамика показателей, свидетельствующих  о повышении уровня жизни населения.

 

 

Таблица 7.

Основные социально-экономические  показатели Ростовской области.

Показатели 

2008

2009

2010

2011

Отклонение (+,-)

2009 от 2008

2010 от 2009

2011 от 2010

Среднедушевые денежные доходы в месяц, рублей

4023,9

 

 

5038,1

6333,3

7306

1014,2

1295,2

972,7

Реальные денежные доходы, к предыдущему году ,%

113,6

 

110,5

107,9

115,3

-3,1

-2,6

7,4

Среднемесячная номинальная  начисленная заработная плата, рублей

3806,1

 

 

4797,5

5944,7

7485,3

991,4

1540,6

1147,2

Реальная начисленная  заработная плата, % к предыдущему  году

109,6

112,4

107,6

115,5

2,8

-4,8

7.9

Средний размер назначенных  месячных пенсий, рублей

1560,5

 

 

1808,7

2230,4

2667,7

248.2

421,7

437,3

Реальный размер начисленной  пенсии, % к предыдущему году

102

 

103

107,1

102

1

4,1

-5,1

Прожиточный минимум, рублей

1929

2125

2602

3086

196

477

484

Индекс потребительских  цен на товары и услуги,%

112,2

 

113,8

112,87

109,3

1,6

-0,93

-3,57


С учетом роста реальных доходов населения и мер по социальной поддержке малообеспеченных категорий граждан в среднесрочной  перспективе будут созданы предпосылки  для постепенного сокращения дифференциации доходов населения. По прогнозной оценке, к 2008 году доля бедного населения  сократиться до 12,5 процента.

В Ростовской области с 1996 года, как и в целом по России, сформировалась задолженность по выплате  заработной платы. Активные действия  государственных органов исполнительной власти, надзорных и контрольных  органов позволили сократить  задолженность по оплате труда по сравнению с 1 января 1999 года более  чем в 40 раз (с 2-х млрд. руб. до 46,7 млн. руб. на 1 апреля 2006 года). Половина долга  приходится на предприятия обрабатывающих производств, почти четверть – на угледобывающие. Причем 40% всей задолженности  по заработной плате приходится на предприятия, находящиеся в конкурсном производстве. Задолженности из областного бюджета с 2001 года нет.

Реальный размер назначенных  месячных пенсий на конец 2005 года по области (110,8%) был ниже, чем в целом по Южному федеральному округу (112,2%) и  по Российской Федерации (112,9%). В дальнейшем уже к 2008 году ситуация изменится  – темп роста  составит 124% и будет  выше средне российского показателя (118,3%).

По состоянию на  01.01.2006 г. областной  банк  данных  включает  более 1,6 млн. получателей льгот и  различных социальных выплат, в их числе 450,8 тыс. ветеранов труда и  тружеников тыла, 14,6 тыс. граждан, пострадавших от политических репрессий, 229,2 тыс. получателей  детских пособий, 74,7 тыс. сельских специалистов и др.

Социальная поддержка  и обслуживание малообеспеченных и  льготных категорий граждан остается приоритетным направлением социальной политики Администрации  Ростовской области.

 

 

 

 

 

 

Томская область

Таблица 8.

Динамика реальных денежных доходов в Томской области

 

2010

2011

К предыдущему  месяцу

К соответствующему периоду предыдущего года

К предыдущему  месяцу

К соответствующему периоду предыдущего года

Январь

52,4

97,8

45,0

88,4

Февраль

128,8

102,3

131,7

90,4

Март

102,2

97,2

107,4

95,1

Апрель

107,8

108,1

108,6

95,8

Май

87,0

101,1

90,3

99,6

Июнь

113,4

100,0

116,0

101,9

Июль

96,9

106,5

94,3

99,2

Август

93,0

108,1

92,5

98,7

Сентябрь

105,5

105,2

103,7

96,9


 

Наиболее высокий уровень  заработной платы сложился у работников таких отраслей, как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство нефтепродуктов и ядерных материалов, финансовая деятельность, транспорт и связь. Самый низкий уровень оплаты труда до 2008 года  был в сельском хозяйстве, с 2008 года самая низкая заработная плата наблюдается в сфере производства пищевых продуктов и текстильном производстве. В течение пяти лет, начиная с 2005 года, денежные доходы населения достаточно равномерно возрастали. Рост реальных денежных доходов происходил главным образом за счет роста заработной платы и предпринимательских доходов. Доля социальных выплат в общей структуре доходов уменьшилась на  1%, доля прочих доходов и доходов от собственности увеличилась незначительно.

За январь-июнь 2007 года среднемесячная заработная плата составила в  целом по области 13245 рублей и увеличилась  по сравнению с соответствующим  периодом 2006 года на 24%. Минимальный  размер оплаты труда в 2006 году составлял 1100 рублей или 29% от прожиточного минимума трудоспособного населения. С сентября 2007 года он возрастает до 2300 или 57.2% (в  РФ – 56,7%) от прожиточного минимума трудоспособного  населения (с учетом изменения структуры  минимального размера оплаты труда). По оценке в 2007 году фонд оплаты труда составит 60,06 млрд. Рублей, рост к 2006 году 128%.

 

 

Татарстан.

Таблица 9.

Основные социально-экономические  показатели в Татарстане

Показатели

2007

2008

2009

Отклонения (+,-)

2008 от 2007

2009 от 2008

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, руб.

3098

3762

4112

664

350

Численность населения с  доходами, ниже прожиточного минимума, тыс.чел.

327,16

325,01

324,85

-2,15

-0,16

Денежные доходы в среднем  на душу населения ( в месяц) рублей

11576,9

14180,5

15857,8

2603,6

1677,3

Реальные денежные доходы, в процентах к предыдущему  году                                                                  

114,5

108,6

102,0

-5,9

-6,6

Реальные располагаемые  доходы, в процентах к предыдущему  году

113,6

107,1

103,3

-6,5

-3,8


 

Как видно из таблиц, численность  населения, доходы которых ниже величины прожиточного минимума, постепенно уменьшается.

Денежные доходы в среднем  на душу населения(в месяц) увеличиваются  с каждым годом.

Однако, реальные денежные доходы, в процентах к предыдущему  году и реальные располагаемые доходы, в процентах к предыдущему  уменьшаются с 114,5 (2007) до 201,0 (2009) и  с 113,6(2007) до 103,3 (2009) соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления повышения уровня жизни  населения.

Для существенного повышения  уровня жизни в России необходимым  условием является формирование высокой  доли среднего класса. При этом недостаточно просто высоких среднедушевых доходов, необходимы эффективные «социальные  лифты»: доступ к качественному профессиональному  образованию, укрепление малого и среднего бизнеса (во всех регионах страны). Только при таких условиях средний класс  будет действительно устойчивым и станет социальной опорой для стабильного  государства.

Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная  мобильность. На данный момент в России она низка из-за неразвитости рынка  жилья и политических установок (в частности, стремление любой ценой  удержать экономически избыточную рабочую  силу в депрессивных регионах - субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Плюс к этому – неэффективный  бюджетный сектор с многочисленными  рабочими местами и низкой заработной платой. Недостаток пенсионной системы, заключающийся в низком соотношении  пенсии и заработной платы, приводит к тому, что пенсионеры выпадают из среднего класса. Чтобы подобного  не происходило, нужен пенсионный капитал (крупные накопления на старость).

Специалисты предлагают следующие  решения: территориальная миграция, реструктуризация нежизнеспособных производств, оптимизация бюджетной сферы, стимулирование пенсионных накоплений для включения  десятков миллионов россиян в  состав процветающего среднего класса.

Только после того, как  будет создан устойчивый средний  класс, можно говорить о существенном повышении уровня жизни, т.к. средний  класс – это честные налогоплательщики  со стабильным высоким доходом, а  следовательно и регулярный доход  в бюджет страны. С помощью выделения  значительных средств из федерального бюджета возможна реализация различных  социальных программ, направленных на повышение уровня жизни.

Эффективная социальная политика должна включать в себя четкую формулировку нижних и верхних ориентиров (уровень  бедности и благополучие) индикаторы или стандарты уровня жизни населения  с помощью системы генеральных  или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов.

Общество также беспокоит  тот факт, что низкие темпы роста  минимальных социально-экономических  стандартов в России значительно  отстают от темпов инфляции и темпов возвышения потребностей. Эта несправедливость должна быть исправлена.

Федеративное устройство страны требует особого внимания к выработке социальной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения  высокого качества и уровня жизни  населения на всей территории. Поэтому  при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности  страны в территориальном срезе.

Повышение качества жизни  граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Эта цель реализуется с помощью национальных проектов, из которых в настоящее  время выделено 4 приоритетных: современное  здравоохранение, доступное и комфортное жилье, качественное образование и  развитие агропромышленного комплекса. Почему именно на эти сферы определены как приоритетные? Потому что именно эти сферы затрагивают каждого  человека, определяют качество жизни  и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое  благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен  к лучшему. Подробнее о каждом из них:

 

Приоритетный  национальный проект «Современное здравоохранение».

Состояние здоровья населения  в настоящее время характеризуется  низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем  общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных  проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются  на продолжительности жизни, которая  в 2004 году составила 65,5 года, в том  числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

 

К основным направлениям приоритетного  национального проекта в сфере  здравоохранения относятся:

«Развитие первичной медицинской  помощи, которое предусматривает  следующие мероприятия:

– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

– увеличение заработной платы  медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов  и «скорой помощи»;

Информация о работе Международные и территориальные сопоставления уровня жизни населения (стран или регионов РФ)