Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования,
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Теоретические основы сопоставления уровня жизни населения….5
Экономическая характеристика доходов. Доходы населения…………..5
Уровень жизни и его показатели…………………………………………..9
Уровень бедности и его показатели……………………………………….11
Глава 2. Статистический анализ уровня жизни населения в регионах Российской Федерации………………………………………………………….18
2.1 Краткая характеристика регионов………………………………………..18
2.2 Уровень жизни населения в регионах……………………………………21
Глава 3. Основные направления повышения уровня жизни населения......37
Заключение……………………………………………………………………..45
Список литературы…………………………………………………………….46
Приложения…………………………………………
Курсовой проект
по дисциплине «Статистика»
на тему
Международные и территориальные сопоставления уровня жизни населения (стран или регионов РФ)
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы сопоставления уровня жизни населения….5
Глава 2. Статистический анализ
уровня жизни населения в регионах
Российской Федерации………………………………………………………
2.1 Краткая характеристика регионов………………………………………..18
2.2 Уровень жизни населения в регионах……………………………………21
Глава 3. Основные направления повышения уровня жизни населения......37
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения. Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.
Уровень жизни –
многогранное явление, которое
зависит от множества разнообразных
причин, начиная от территории,
где проживает население,
то есть географических
. политические факторы;
. экономические факторы;
. социальные факторы;
. научно-технический прогресс,
. экологические факторы и др.
Именно более подробному
рассмотрению этих факторов
и будет посвящена наша
работа, целью которой
является изучение факторов,
определяющих динамику уровня
жизни населения, анализ степени
их влияния и роли в
повышении уровня жизни. Для
достижения этой цели мы
1. ознакомление с
понятием и показателями
2. анализ факторов, влияющих на его динамику;
3. выявление проблем и перспектив повышения уровня жизни в России.
Глава 1. Теоретические основы сопоставления уровня жизни населения
Доход.
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности. Данное определение даёт общее представление о доходе. Также можно определить доход как денежный поток, общую сумму денег, поступающую различным экономическим агентам в виде заработной платы, ренты, дивидендов, процентов, предпринимательской прибыли в течение определенного периода времени.
Доходы государства — доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи и используемые для осуществления государственных функций.
Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы населения — личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду.
В XVIII веке физиократы считали,
что основным источником дохода является
земля. Франсуа Кенэ в своей работе
«Физиократия» подчёркивал
В трудовой теории стоимости
выделяют два основных источника
формирования национального дохода,
создаваемого полностью трудящимися:
заработную плату работников и прибавочную
стоимость, присваиваемую
Способ определения народного дохода представляет трудную статистическую задачу. Делается оценка или всего народного дохода за вычетом того, что употреблено на производство капитала, или же определяется доход каждого частного хозяина и суммируется общая сумма доходов. Ни тот, ни другой прием не представляется достаточно точным, и поэтому при вычислениях пользуются обоими. Легче исполнимой задача определения народного дохода представляется там, где введен подоходный налог. Наиболее попыток к выяснению доходов было сделано английскими и французскими учеными.
Итак, подробнее рассмотрим понятие доходы населения. Хотелось бы напомнить, что доходы населения — это личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств.
Доход отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:
Доходы членов общества являются
показателем его
В экономической литературе
существуют различные концепции
по поводу исчисления дохода. Так, Эдгар
К. Браунинг считает, что к доходам
следует отнести также
Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.
Рассмотрим по отдельности каждую группу дохода отдельного домохозяйства.
Под экономической рентой понимается сумма, получаемая владельцем экономического ресурса сверх трансфертного вознаграждения. Экономическую ренту могут получать владельцы и земли, и труда, и капитала. Однако надо отметить, что экономическое содержание термина «рента» меняется в зависимости от уровня агрегативности. В макроэкономике, где рассматриваются составные части национального дохода, под «рентой» понимаются только рентные вознаграждения, получаемые владельцами земли и других натуральных ресурсов, имеющих жестко фиксированное суммарное предложение.
Рассмотрим теперь такой
фактор производства, как предпринимательские
способности. Это способности
а) принимать решение об использовании в производстве товаров и услуг других ресурсов;
б) применять более прогрессивные способы управления фирмой;
в) использовать инновации, как в производственных процессах, так и в выборе форм реализуемого товара;
г) идти на риск принятия всех подобных решений.
Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда.
Важно также провести различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении.
Итак, рассмотрим дополнительные факторы, воздействующие на доходы. В частности социальные выплаты и непосредственно саму социальную политику государства России.
В настоящее время наше
государство оказывается
В нашей стране в настоящее время существует более 100 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, ликвидаторы, учащаяся молодежь и т.д.). Следует также отметить, что подавляющее число льгот предоставляется но категориальному принципу.
Разветвленная система социальных выплат и льгот, сложившаяся в рамках прежнего строя, в ходе реформ была дополнена новыми категориальными льготами, а также льготами, предоставляемыми в отдельных регионах различным категориям населения. Если доля населения, живущего за чертой бедности, составляет около 20%, и в то же время социальная помощь оказывается почти
70% населения, то это
означает, что значительная часть
социальных трансфертов
В существенной степени неэффективность системы социальных выплат и льгот связана с категориальным принципом оказания помощи: только один вид социальных льгот - жилищные субсидии - предоставляется при проверке нуждаемости. В результате бюджетные средства перераспределяются не в пользу тех, кто в них действительно нуждается. На местах уже сейчас предпринимаются попытки ввести проверку нуждаемости при назначении пособий на ребенка и даже выделить из числа семей с доходом ниже прожиточного минимума тех, кто наиболее нуждается. Но эти усилия блокируются отсутствием законодательной базы.
Таким образом, в настоящее время одна из важнейших задач реформирования системы социальных выплат и льгот заключается в принятии действенных мер по борьбе с бедностью путем упрощения системы социальной поддержки, а также ее строгой адресности, что повысит ее эффективность и способность адаптироваться к быстро меняющейся экономической и социальной ситуации.