Методы проведения социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:48, реферат

Описание работы

Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.
Областью применения социологических методов является исследо¬вание ценностных ориентации членов социальных сообществ по отно¬шению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воз¬действия на членов этих сообществ.

Содержание

Введение 3 стр.
1. Методы проведения социологических исследований
1.1.Выборка в социологическом исследовании 4 стр.
1.2. Опрос, его виды 9 стр.
1.3. Анализ документов 13 стр.
1.4. Наблюдение 15 стр.
1.5. Методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических исследований 17 стр.
Заключение 19 стр.
Список литературы 20 стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат_new.docx

— 44.33 Кб (Скачать)

 

1.4. Наблюдение

 

Наблюдение  – метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых социальных процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке. Отличия научного наблюдения от обыденного:

• четко  сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;

• осуществляется по заранее продуманному плану;

• данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;

• полученная информация подвергаться контролю на обоснованность и устойчивость.

Главное преимущество наблюдения – позволяет  фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора  первичных данных основываются на предварительных  или ретроспективных суждениях  индивида. Наблюдение дает более достоверные  данные о действиях людей в  определенных социальных ситуациях. Можно  собирать данные независимо от желания  членов исследуемой группы говорить.

Наблюдение  часто бывает не основным, а вспомогательным  методом сбора информации. Наблюдение редко носит массовый характер и  является одним из самых дорогостоящих  методов сбора данных. Выделяют объективные  и субъективные недостатки метода наблюдения. Объективные недостатки:

1) не  все социальные факты поддаются  наблюдению;

2) наблюдаемые  факты ограничены во времени.

Субъективные  недостатки связаны с личностными, профессиональными особенностями  наблюдателя, который может по-разному  истолковывать наблюдаемые явления.

Важнейшим документом наблюдения является программа, которая определяет его этапы:

1. Определение  цели и задач исследования.

2. Выбор  объекта, предмета и ситуации  наблюдения.

3. Выбор  способа наблюдения.

4. Выбор  способа регистрации наблюдаемого  объекта.

5. Обработка  и интерпретация полученной информации.

В программе  конкретизируется перечень значимых элементов  наблюдения. К ним относятся:

а) наблюдаемые  – отдельные люди в различных ситуациях общения, малые группы, общности;

б) обстановка – место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение;

в) цель деятельности людей;

г) социальное поведение – на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;

д) частота и продолжительность – уникальность или типичность ситуации.

 

1.5. Методы анализа и обобщения  информации, полученной в результате  социологических исследований.

 

Существуют  как количественные, так и качественные методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических  исследований. К количественным методам  относятся: группировка, расчет коэффициентов  корреляции, факторный анализ. Качественными  методами анализа и обобщения  являются типологизация, моделирование и создание теорий. Обработка данных включает в себя:

1. Редактирование  и кодирование информации с  целью унификации и формализации  информации, полученной в ходе  исследования.

2. Создание  переменных. Собранная на основании  анкет информация в ряде случаев  прямо отвечает на вопросы,  которые необходимо решить в  исследовании, поскольку вопросы  получили форму индикаторов в  процессе операционализации. Необходимо провести обратную процедуру – перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования.

3. Статистический  анализ – самый важный этап в процессе анализа социологических данных. Выявляются статистические закономерности и зависимости, которые позволяют сделать обобщения и выводы.

Для проведения статистического анализа используются различные математические методы, позволяющие  всесторонне анализировать собранную  информацию.

В зависимости  от методов получения первичной  информации применяются различные  приемы обработки и анализа данных. Например, если информация была получена из документальных источников, то используются два основных метода анализа документов – традиционный анализ и контент-анализ. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др.

Ранжирование  – процедура установления относительной предпочтительности исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг – показатель порядкового места оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами.

Грамотно  проведенный анализ результатов  социологических исследований позволяет  эффективно использовать их в управленческой деятельности, планировании, прогнозировании  социальных процессов.

 

Заключение

 

Методы социологического исследования представляют собой универсальный  инструмент для познания большого комплекса  социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов, и, конечно  же, экономистов. При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается  рядом причин. Прежде всего –  проблемой, целью и задачами исследования.

Наиболее популярными  популярным является социологический  опрос. Еще Карл Маркс использовал метод опроса для изучения мнений рабочих. В ХХ веке метод подвергся детальной разработке и был усовершенствован. Сейчас мы знаем несколько разновидностей: анкетирование, интервьюирование; почтовый, телефонный и прессовый опросы.

Современный уровень  развития экономики и многообразие противоречий, возникающих в социально-экономической  сфере, показывают, что существует необходимость  в их глубоком изучении и теоретическом  осмыслении. И конечно же, в этом экономисту помогут методы социологического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./- 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004.
  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. – 208 с.
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. О.М. Рой Исследования социально-экономических и политических процессов.- Спб.: Питер, 2004.-364 с.: ил. – ( Серия «Учебник для вузов»)

 


Информация о работе Методы проведения социологических исследований