Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:48, реферат
Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.
Областью применения социологических методов является исследо¬вание ценностных ориентации членов социальных сообществ по отно¬шению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воз¬действия на членов этих сообществ.
Введение 3 стр.
1. Методы проведения социологических исследований
1.1.Выборка в социологическом исследовании 4 стр.
1.2. Опрос, его виды 9 стр.
1.3. Анализ документов 13 стр.
1.4. Наблюдение 15 стр.
1.5. Методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических исследований 17 стр.
Заключение 19 стр.
Список литературы 20 стр.
а) неверные
статистические данные о параметрах
контрольных признаков
б) ошибочная модель выборки;
в) неправильное формирование выборочной совокупности;
г) несовершенство инструментария и ошибки в организации сбора данных;
д) неправильная интерпретация результатов первичных измерений и, соответственно, неправильная последующая обработка и анализ информации. На правильность результатов исследования в наибольшей степени влияют ошибки смещения, вызванные неправильной реализацией модели выборки, несовершенством инструментария и организации сбора данных. Систематические ошибки могут появиться на любом этапе исследования. Необходимо стремиться к тому, чтобы по возможности исключить ситуации, способствующие возникновению ошибок, критически анализировать полученные результаты, природу расхождений выборочных и генеральных совокупностей.
1.2. Опрос, его виды
Опрос – метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. Метод опроса является наиболее распространенным в социологии. Качество социологических данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса. Специфика социологического опроса:
• при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;
• опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;
• опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;
• опрос может быть использован при изучении самых разных сфер общества;
• опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей;
• при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;
• вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.
Однако
информация, полученная с помощью
опроса, не отличается большой надежностью
и достоверностью. Необходимо постоянно
учитывать возможность
1. Социолог, конструирующий инструментарий,
2. Анкетер или интервьюер.
3. Анкета или план интервью.
4. Ситуация опроса.
5. Респондент.
7. Социальная реальность.
В социологических исследованиях используются различные виды опросов. По формам контакта исследователя и респондента выделяют варианты опроса:
а) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
б) индивидуальный или групповой;
в) свободный или формализованный, фокусированный (направленный).
г) устный или письменный;
д) сплошной или выборочный;
е) по месту жительства или работы.
В самом общем плане опрос сводится к двум разновидностям:
1) анкетирование – опосредованный, письменный опрос,
2) интервью – непосредственный, устный опрос.
Анкетный опрос – один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной. Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут – в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса – наличие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно ответить на вопросы анкеты. Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента – это недостатки анкетного опроса. Преимущество его – минимум влияния анкетера на респондента. Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое. Раздаточное анкетирование – наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие вопросы называются индивидуальными и групповыми. Почтовый опрос – распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, различные сувенирные открытки и т.д. Преимущества почтового опроса:
1) прост в организации и проведении;
2) позволяет провести опрос одновременно на большой территории;
3) позволяет выбрать респонденту удобное для него время заполнения;
4) отсутствует психологический барьер, который может возникнуть при прямом контакте с анкетером.
Недостатки почтового опроса:
1) низкий процент возврата анкет,
2) возможность группового заполнения анкеты.
3) искажается выборочная совокупность.
Прессовый опрос – разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Преимущества прессового опроса:
1) экономичность исследования,
2) оперативный зондаж общественного мнения. Недостатки:
Г) невозможно определить репрезентативность данных,
2) процент возврата не превышает 5%,
3) ограниченность размера анкеты.
Интервью – другой вид опроса, использующий непосредственное социально – психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Две функции интервью:
а) получение информации;
б) воздействие на респондента.
Преимущества интервью:
1) позволяет
получить информацию о мнениях,
2) возможность
следить за степенью
3) личный
контакт интервьюера с
Недостатки интервьюирования:
1) значительные временные затраты;
2) обстановка интервью может не располагать к откровенности;
3) трудность подготовки интервьюеров.
Длится
интервью в среднем от 10 минут
до полутора часов, структура его
напоминает структуру анкеты. В зависимости
от типа общения респондента и
интервьюера различают
Телефонное интервью – одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные достоинства – оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью – 10-15 минут, вопросы не должны быть длинными.
При проведении любых опросов главную роль играют вопросы, на которые отвечают респонденты. Вопрос анкеты (интервью) – это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Выбор формы вопроса определяется целевой функцией опроса.
Операция контроля и апробации анкеты включает три этапа:
1) логический контроль за соответствием вопросов анкеты критериям качества;
2) выяснение
соответствия анкеты
3) апробация анкеты (проведение пилотажного исследования).
Далее исправляются все обнаруженные погрешности и анкета размножается.
1.3. Анализ документов
Практически
все социологические
• могут
использоваться для характеристики
исторического контекста
• могут стать предметом специального анализа;
• могут обеспечивать концептуальные рамки конкретного исследовательского процесса.
Основные источники статистической документации:
• переписи населения;
• выборочные опросы населения, проводимые государственными статистическими учреждениями;
• специальные выборочные опросы населения, проводимые научно-исследовательскими организациями;
• статистическая отчетность организаций.
Для получения достоверной информации из документов необходимо:
1. Уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ.
2. Выявлять
намерения составителя
3. Отличать описание событий от их оценки.
4. Знать
метод получения первичных
5. Помнить,
что официальные документы
Очень часто единственно надежным источником информации выступают документы, специально созданные для целей исследования: анкеты, тесты, опросные листы, протоколы наблюдений.
В практике исследования взаимодополняют друг друга два основных метода анализа документов: традиционный (классический) и формализованный, количественный метод (контент-анализ). Традиционный метод – это метод качественного анализа, под которым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию информации, содержащейся в документах. Такой метод позволяет определить глубинное содержание документа. Два вида традиционного анализа:
• внешний анализ – анализ обстоятельств появления документа,
• внутренний анализ – непосредственный анализ документа, направленный на установление уровня компетентности автора, систематизацию сведений из документа.
Основной недостаток традиционного метода анализа – возможность субъективной интерпретации материала. Данный недостаток преодолевается с помощью формализованного метода. Формализованный метод (контент-анализ) – это перевод качественной информации в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой. Основные принципы контент-анализа:
а) восхождение от текста к внетекстовой реальности;
б) строгость исследования.
Контент-анализ применяется в следующих случаях:
1) когда
требуется высокая степень
2) при
наличии большого
3) если материал нельзя охватить без суммарных оценок.
Процедура контент-анализа:
1. Определение
проблемы, цели, задачи, объекта и
предмета исследования. Разрабатывается
программа контент-
2. Выделение
в текстовой информации
• понятия, выраженные в словах и отдельных терминах;
• тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текста, статьях;
• имена исторических личностей, политиков, организаторов производства, наименования учреждений и т.д.;
• общественные события, факты, случаи и т.д.
Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования. Единицы анализа могу не совпадать с единицами счета.
3. Процедурный
подсчет употребления
• при помощи экспертов,
• получением аналогичных данных другими методами,
• повторным кодированием тех же документов по единой инструкции.
Сбор информации, регистрация единиц анализа проводятся в заранее разработанных макетах таблиц, на специальных карточках или при помощи специальных кодировальных матриц. Преимущества метода контент-анализа:
а) обеспечивает высокую степень надежности получаемой информации;
б) избегает влияние исследователя на изучаемый объект;
в) позволяет исследовать проблемы прошлых лет. Основной недостаток метода – громоздкость процедур и техники проведения исследования.
Информация о работе Методы проведения социологических исследований