Методы измерения и система показателей уровня и распространения бедности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Выделяют четыре градации уровня жизни: достаток - потребление благ, позволяющее обеспечить всестороннее развитие человека; нормальный уровень жизни - рациональное потребление, которое обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил; бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности; нищета - минимальное потребление, позволяющее поддерживать лишь жизнеспособность человека.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Долголетие представляет собой способность личности прожить долгую и здоровую жизнь, измеряемую показателем ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении (англ. Life expectancy at birth), определяемым по демографическим таблицам смертности. Уровень образования характеризуется следующими показателями: грамотностью взрослого населения, охватом молодежи обучением в учебных заведениях. На основе данных показателей определяются индекс грамотности взрослого населения и совокупный индекс числа поступивших в учебные заведения, которые дают обобщающую оценку достигнутого уровня образования (англ. Education index) как компоненту ИРЧП.

Для показателя реального ВВП на душу населения  в долларах США ППС при расчете  индекса используются значения натуральных логарифмов показателей

iВВП= (ln p4 факт – ln p 4 min)/ (ln p4 max – ln p 4 min).

При построении отдельных индексов наряду со значением  Фактического уровня показателей используются фиксированные минимальное и  максимальное значения, которые называются реперными точками.

Для любой  компоненты обобщенного ИРЧП рассчитываются отдельные индексы (индекс ожидаемой  продолжительности жизни при  рождении, индекс достигнутого уровня образования, индекс ВВП на душу населения) по следующей формуле:

,

где , и — фактическое минимальное и максимальное значения показателя.

При определении  индекса продолжительности предстоящей  жизни в качестве максимального значения принят возраст 85 лет, минимального — 25 лет, для индекса уровня образования населения соответственно — 0 и 100%. для индекса среднедушевого реального ВВП — 100 долл. по паритету покупательной способности (ППС) и 40 000 долл. ППС. На основе данной формулы показатели, составляющие ИРЧП, сводятся к относительные уровням (нормализуются перед усреднением), что приводит их к единой шкале измерений.

ip1 = (p1 факт -25)/ (85-25).

Индекс  достигнутого уровня образования обобщает две составляющие, два субиндекса:

1) индекс  грамотности населения

ip2 =(p2 факт - 0)/(100-0);

2) индекс числа  поступивших в учебные заведения  первого, второго и третьего  уровней

ip3= (p3 факт - 0)/(100-0).

      Индекс  достигнутого уровня образования обобщает два субиндекса следующим образом:

iобр = [2*ip2+ip3] /3.

Индекс скорректированного реального ВВП на душу населения, ППС в долл. США:

     ip4=(ln p4 факт – ln 100)/(ln 40000 – ln 100)=

     =(ln p4 факт – 4,605)/(10,597 – 4,605)=

     =(ln p4 факт – 4,605)/(5,992).

Таким образом, ИРЧП включает три компоненты и определяется по формуле простой  средней арифметической из трех индексов, что свидетельствует о равенстве  составляющих для характеристики развития человеческого потенциала.

ИРЧП = [1/3∑k=1 i3pk] =(ip1+iобр+ip4)/3.

Величина  индекса изменяется от 0 до 1, при этом чем ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране к достижению социально значимых ориентиров. Страны, для которых значение ИРЧП не меньше 0,8, относятся к группе стран с высоким уровнем развития. К группе стран со средним уровнем относятся те, для которых ИРЧП изменяется в пределах от 0,5 до 0,8, а к категории с низким уровнем развития принадлежат государства, имеющие ИРЧП менее 0,5.

Методика  расчета ИРЧП постоянно совершенствуется ПРООН и дифференцируется по группам стран с разным уровнем развития.

Данный  показатель рассчитывался для России в целом, но в связи с многообразием  региональных различий и совершенствованием региональной статистики появилась возможность использования данной методики для определения интегрального показателя уровня жизни по субъектам РФ. Впервые такие расчеты были проведены в 1998г. Результаты свидетельствуют о значительном разнообразии и дифференциации социального и экономического развития регионов России (табл. 2). Большинство регионов (30, среди которых Амурская, Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская области и др.) имеет средний уровень как экономического, так и социального развития. Вместе с тем 8 регионов имеют высокий уровень экономического и социального развития (Москва, Татарстан, Пермская область, Самарская область и др.), а два региона (Камчатская и Сахалинская области) при наличии высокого экономического развития имеют низкие показатели ИРЧП. Аутсайдерами, как по экономическому, так и по социальному развитию являются 11 регионов (Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Северо-Кавказские республики, Республика Тыва и др.).

 
 
 

Таблица 2

    Распределение субъектов РФ по уровню социального  и экономического развитии в 1996 г.

ВРП на душу населения,

Млн руб.

ИРЧП Итого
высокий

(0,8 и более)

средний (0,7—0,8) низкий

(0,7 и менее)

Высокий

(15 и более)

8 8 2 18
Средний (7—15) 8 30 10 48
Низкий (менее 7) 2 11 13
Итого 16 40 23 79
Примечание. Распределены 79 субъектов РФ из 89, кроме автономных округов, по которым ВРП (валовой региональный продукт не вычисляется государственной статисткой).
 

    Рассмотренные факторы развития человеческого  потенциала не раскрывают всю полноту, глубину и качество этого важного показателя, но представляют собой первые попытки измерения и сопоставления возможностей для реализации потенциала личности.

ИРЧП  позволяет ранжировать не только страны, но и регионы по уровню социально-экономического развития, оценивать его динамику, сопоставлять достижения. ИРЧП может использоваться для определения желательных масштабов финансирования программ развития человеческого потенциала на национальном и региональном уровнях.

Сравнение отдельных компонентов, входящих в  состав ИРЧП, дает возможность при прочих равных условиях, выявить приоритетность соответствующих направлений в программах социального развития. Динамика ИРЧП и его компонентов в целом по России, рассчитанная экспертами МГУ, представлена в табл. 3.

 

Таблица 3

    Динамика  ИРЧП и его компонентов по России

Год, методика расчета ИРЧП Компонентные  индексы
ВВП на душу населения продолжитель-ности  жизни достигнутого  уровня образования
1996 0.780 0,772 0,682 0,887
1997        
Методика        
1996 0,776 0,743 0,693 0,893
1997        
Новая методика 0,735 0,619 0,693 0,893
1998        
Методика        
1996 0,735 0,619 0,700 0,893
1998        
Новая методика 0,727 0,589 0.700 0,893
 

Данные  табл. 3 свидетельствуют о некотором снижении ИРЧП за счет сокращения индекса ВВП на душу населения.

Следует отметить, что ИРЧП имеет ряд существенных недостатков, которые снижают ценность данного индикатора при определении характеристики социально-экономического развития. Методика расчета ИРЧП постоянно совершенствуется. В частности, совершенствуются формулы расчета индексов по компонентам, ведется работа по расширению круга показателей. Важным направлением совершенствования ИРЧП является его дезагрегирование. Так, начиная с 1993 г. для ряда стран рассчитывались значения ИРЧП для различных групп населения, в частности, с учетом гендерных различий.

Величина  ИРЧП в целом по стране нивелирует различия (например, гендерные) в уровне развития для отдельных групп  населения. Поскольку неравенство  полов в различных странах  по-разному отражается на рейтинге (в странах, где женщины имеют доходы наравне с мужчинами, показатели развития будут выше по сравнению со странами, где имеет место неравенство в делении доходов среди мужчин и женщин, и т. п.), возникла необходимость в разработке специального показателя, характеризующего развитие человека в отдельных странах с учетом гендерного фактора (ИРГФ). Этот показатель был впервые представлен в Докладе о развитии человека за 1995 г.

Данный  индекс включает те же компоненты, что  и ИРЧП, но с учетом того, что средние  показатели продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и дохода каждой страны скорректированы (корректируются) в зависимости от величины разрыва между женщинами и мужчинами. Следовательно, с его помощью можно определить те же аспекты, что и с помощью ИРЧП, используя те же переменные с тем, чтобы показать диспропорции в положении между женщинами и мужчинами. Чем выше уровень гендерных различий в области развития человеческого потенциала в стране, тем меньше значение индекса ИРГФ при сопоставлении его с ИРЧП.

Расчеты, проведенные по 163 странам, показали, что уровень достижений женщин в области развития человеческого потенциала значительно ниже соответствующего уровня мужчин в каждой стране и снижение ИРГФ в отношении ИРЧП отражает это неравенство.

Таким образом, построение обобщающих интегральных показателей, отражающих уровень социально-экономического развития, позволяет проводить межстрановые и региональные сравнения, давать сравнительную оценку различных аспектов социального прогресса. Вместе с тем недостаточно разработанными остаются проблемы отражения актуальных направлений социального развития, измерение социальной напряженности в социальной сфере и разработка оптимальных сценариев по разрешению и дальнейшему росту возможностей для совершенствования личности и реализации ее творческого потенциала.

 

Пример 1

По данным Дании за 1995г. определим ИРЧП:

Показатели рфакт
Продолжительность предстоящей жизни, лет

Уровень грамотности взрослого населения, %

Доля  учащихся среди молодежи, %

Скорректированный реальный ВВП на душу населения, долл. США ППС

75,3

99,0

89,0

 

21983

Информация о работе Методы измерения и система показателей уровня и распространения бедности