Концепция развития Дальневосточного Федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Дальний Восток – это регион с богатейшими запасами природных ресурсов – почти вся таблица Менделеева, с уникальной флорой и фауной. В Республике Саха (Якутия) добываются золото, алмазы. Сахалинские шельфы богаты нефтью и газом, море – рыбой. Природные богатства позволяют успешно развивать электроэнергетику, топливную, горнодобывающую промышленность, цветную металлургию. Даже сельское хозяйство – в Амурской области производится две трети всех посевов зерновых округа и 50% сои. Но, несмотря на все это богатство, на Дальнем Востоке мало дорог, слабо развита инфраструктура, а налоговые и другие выплаты в консолидированный бюджет России составляют около 4,5%.

Содержание

Введение 3
Недостатки и преимущества Дальневосточного федерального округа 5
Социально-экономическое развитие 9
Цели и задачи Стратегии 14
Этапы достижения намеченных целей 16
Демографическая ситуация 20
Развитие транспортной инфраструктуры 25
Добыча и переработка полезных ископаемых 32
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

к.р.по стат.цен.docx

— 119.42 Кб (Скачать)

     Для освоения перспективных внешнеторговых перевозок получат развитие пограничные  станции Гродеково и Хасан, будут обустроены пункты пропуска Нижнеленинское - Тунцзян и Благовещенск - Хэйхэ.

     Дальнейшее  развитие получит Байкало-Амурская магистраль, что позволит поддержать перспективные грузопотоки с  вновь осваиваемых крупных месторождений  минерального сырья и предприятий  по их переработке, а также угля в  Центральную Россию и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В соответствии с наращиванием объема грузопотоков пропускная способность Байкало-Амурской магистрали в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань будет доведена до 80 - 100 млн. тонн к 2025 году. Частными инвесторами будут построены новые морские перегрузочные комплексы в этих портах. Важнейшим инвестиционным проектом является модернизация линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (500 км) с реконструкцией участка Оунэ - Высокогорная. Для увеличения пропускной и перерабатывающей способности будет проведена модернизация технических устройств станций Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-Грузовой, Новый Ургал и Тында. На участках тепловой тяги будет осуществлен переход на электрическую тягу.

     Планируется завершить реконструкцию Сахалинской  железной дороги с переводом ее на общесетевую колею 1520 мм, построить новые стратегические железнодорожные линии Селихин - Сергеевка и Сукпай - Самарга, а также ряд грузообразующих линий.

     Для обеспечения потребностей населения  в перевозках и роста транспортной доступности намечено строительство  социально значимых линий Тыгда - Зея и Селихин - Ныш, предусмотрена организация скоростного движения (140 - 160 км в час) на направлениях Уссурийск - Владивосток и Владивосток - Хабаровск.

     Предполагается  завершить строительство железнодорожной  линии Беркакит - Томмот - Якутск с  автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через р. Лену. Это даст новый импульс развитию Центральной  Якутии, а с учетом строительства  грузообразующих железнодорожных линий (Улак - Эльга, Хани - Олекминск и ряда других) - и Южной Якутии.

     С целью обеспечения круглогодичного  сообщения с северо-восточной  частью Якутии и Магаданской областью и выхода этих районов на общероссийскую сеть железных дорог будут осуществлены работы по строительству железнодорожной линии по направлению Якутск (Нижний Бестях) - Мома - Магадан. На первом этапе будет завершено строительство линии Нижний Бестях - Мегино - Алдан, что обеспечит доступность северо-восточной части Якутии и Колымской горнодобывающей зоны как территорий опережающего экономического развития.

     В Байкальском регионе начнется строительство  Северо-Сибирской железнодорожной  магистрали (Нижневартовск - Усть-Илимск - Усть-Кут), а также ряда грузообразующих линий, том числе межрегиональной линии станция Лена (Усть-Кут) - Непа - Ленск. Это обеспечит деятельность таких зон опережающего роста, как Западная Якутия, Ленско-Ангарское Прибайкалье и Усть-Илимская зона.

     Развитие  опорной сети автомобильных дорог  свяжет между собой все социально-экономические  центры Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечит транспортные связи  с морскими портами и сопредельными  государствами. Формирование опорной  сети автомобильных дорог будет  подкреплено развитием автодорожной сети регионального и местного значения, что обеспечит рост транспортной доступности и повышение качества жизни в сельских населенных пунктах  и малых городах.

     В связи с недостаточно развитой сетью  наземных путей сообщения и значительной удаленностью от центральной части  России воздушный транспорт выполняет  исключительно важную роль в социально-экономической  жизнедеятельности Дальнего Востока  и Байкальского региона, территорию которых пересекают несколько международных  трансконтинентальных авиатрасс, связывающих  Северную Америку, Азию и Европу. Аэропортовую сеть на Дальнем Востоке и в  Байкальском регионе образуют около 500 аэропортов и посадочных площадок, базовые аэропорты в столицах субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Аэропортовое хозяйство, обслуживающее местные воздушные линии, находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в возрождении.

     Развитие  инфраструктуры воздушного транспорта будет основано на реализации концепции  формирования и развития национальной опорной аэропортовой сети, состоящей  из международных и внутрироссийских узловых и социально значимых аэропортов, что обеспечит связность, единство и безопасность эксплуатации воздушных линий. Аэропорты Иркутска, Хабаровска и Владивостока будут развиваться как международные узловые аэропорты. В качестве внутрироссийских узловых аэропортов получат развитие аэропорты Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Якутск, Магадан, Мирный, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Будут реконструированы аэропорты местного значения для повышения транспортной доступности населенных пунктов Дальнего Востока и Байкальского региона. Будет обеспечено сбалансированное развитие всей инфраструктуры воздушного транспорта, включая системы аэронавигационного и метеорологического обслуживания полетов воздушных судов, их топливообеспечения, технического обслуживания и ремонта, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов, инфраструктуры приготовления бортового питания и неавиационного сервиса в аэропортах.

     В целях обеспечения доступности  воздушных перевозок будет осуществляться субсидирование за счет средств соответствующих  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации авиакомпаний, осуществляющих социально значимые региональные и  местные перевозки. Будет продолжена практика снижения тарифов для населения  на авиа- 
и железнодорожные поездки в центральную часть страны.

     Значительное  развитие получат морские порты  Хабаровского и Приморского краев. Приоритетным будет создание современных  мощностей для переработки контейнеров  и генеральных грузов, а также  высокомеханизированных и автоматизированных комплексов по переработке массовых навалочных и наливных грузов. Будут обеспечены специализация морских портов, создание эшелонированных портов, включающих удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы, позволяющие осуществлять более эффективную переработку и распределение генеральных грузов. Производственные мощности портов вырастут более чем на 200 млн. тонн. Наибольший прирост будет достигнут в отношении мощностей для обработки угля, руды и нефти. Планируется реализовать проекты развития особых экономических зон портового типа. Увеличение каботажных перевозок потребует реконструкции объектов инфраструктуры в морских портах, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, в первую очередь портов Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Певек, Беринговский, Холмск и Невельск. В прибрежных зонах дальневосточных морей будет восстановлена инфраструктура регулярного пассажирского морского сообщения.

     Активизируются  работы по созданию современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортному использованию  Северного морского пути с модернизацией  портовой инфраструктуры и обустройством  пунктов пропуска через государственную  границу для обеспечения международных  транспортных сообщений.

     Снятие  инфраструктурных ограничений и  создание транспортно-коммуникационных условий для устойчивого социально-экономического развития, обеспечения территориальной  целостности и национальной безопасности страны являются важнейшими стратегическими  приоритетами развития Дальнего Востока  и Байкальского региона. Для этого  будет обеспечено комплексное и  опережающее развитие опорной транспортной сети, формирование международных транспортных коридоров, развитие коммуникаций в  зонах опережающего развития, повышение  доступности для населения транспортных услуг.

     Развитие  опорной транспортной сети предусматривает  строительство новых и модернизацию действующих участков магистралей, согласованное развитие основных транспортных и логистических узлов, включая морские порты национального, регионального и местного уровней. Это позволит повысить интеграцию Дальнего Востока и Байкальского региона в единое экономическое пространство России. Устойчивое и доступное для большинства населения пассажирское сообщение с центральными районами страны, а также между административными и экономическими центрами региона повысит качество жизни и мобильность населения, уровень его интеграции в процессы социального развития страны. Постепенный рост транспортной обеспеченности населенных пунктов глубинных территорий региона на основе развития местной транспортной сети, сопряженной с опорной, повысит привлекательность этих районов для предпринимателей и инвесторов, создаст условия для развития системы расселения и дополнительные рабочие места.

     К 2025 году будет завершено формирование опорной сети всех видов транспорта на территории экономически освоенной южной части Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечена ликвидация разрывов и "узких мест" на транспортной сети.

     Создаваемые трубопроводные мощности полностью  обеспечат прогнозируемый рост нефтедобычи  в перспективных российских регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также позволят минимизировать зависимость экспорта российской нефти  от транзита по территории сопредельных государств, повысив роль России в  обеспечении международной энергетической безопасности. 

 

     

     Добыча  и переработка  полезных ископаемых

     По  запасам многих видов природных  ресурсов Дальний Восток и Байкальский  регион являются лидерами в России и мире. При этом для месторождений  различных полезных ископаемых характерны следующие особенности, ограничивающие развитие горнодобывающей промышленности:

  • недостаточная геологическая изученность;
  • труднодоступность и отсутствие необходимой инфраструктуры;
  • дорогостоящие варианты транспортировки руды переработчикам (для некоторых месторождений);
  • недостаточная глубина и комплексность извлечения сырья.

     Следует также отметить, что, с одной стороны, возможности разработки отдельных месторождений полиметаллических, марганцевых руд ограничиваются пониженным в сравнении с мировыми аналогами содержанием полезного компонента в руде, а с другой стороны, на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона расположены месторождения с уникально высоким содержанием полезного компонента (титаномагнетитовые, медные, железные руды и др.).

     Основными направлениями развития добычи и  переработки полезных ископаемых на территории Дальнего Востока и Байкальского региона являются организация системы  геолого-разведочных работ, обеспечивающих комплексное изучение прогнозного потенциала этой территории по различным видам минерального сырья, и подготовка с учетом конъюнктуры рынка наиболее перспективных и востребованных месторождений для промышленного освоения (нефть, газ, железные руды, апатиты, полиметаллы, редкоземельные металлы, черные, цветные и редкие металлы, серебро и др.).

     Добыча  и переработка полезных ископаемых останется в перспективе одним  из стратегических направлений экономики  Дальнего Востока и Байкальского региона. Высока значимость отрасли  в северных территориях с очаговым расселением, в частности в континентальных зонах опережающего экономического роста Дальнего Востока и Байкальского региона. Вместе с тем отдельные горнодобывающие узлы будут формироваться за пределами зон опережающего экономического роста в северных районах Республики Саха (Якутия) и на побережье Охотского и Берингова морей.

     В первую очередь будут разрабатываться  месторождения полезных ископаемых с относительно эластичным спросом (уголь, бокситы, олово и др.), содержание полезного компонента в которых  и другие физико-химические характеристики приближены к мировым стандартам, а среди них - те месторождения, которые  требуют наименьших затрат на инфраструктурное освоение и эксплуатацию.

     В мировой экономике до 2025 года будут использоваться месторождения, расположенные на территориях с благоприятными природными условиями, характеризующихся высоким качеством ресурса. В связи с этим возрастет роль Дальнего Востока и Байкальского региона как мировой экспериментальной площадки по отработке новых технологий в горнодобывающей отрасли и геологоразведке в сложных горно-геологических и природно-климатических условиях. Основные экспортные рынки сырьевых отраслей Дальнего Востока и Байкальского региона расположены в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Республика Корея, Китай), а в перспективе - в странах Южной Азии (Индия, Пакистан).

     На  первых этапах геологоразведки предусматривается  стимулирование применения современных  физико-технических методов, в том  числе сейсмических, электрофизических  и геохимических, зондирования и (или) обследования больших территорий (акваторий) с использованием новейших достижений в области интеллектуального  анализа экспериментальных данных. Стимулирование к использованию  современных методов геологоразведки  предполагается осуществлять с помощью соответствующих критериев и требований при формировании государственного заказа на геологоразведку.

Информация о работе Концепция развития Дальневосточного Федерального округа