Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:26, контрольная работа
Дальний Восток – это регион с богатейшими запасами природных ресурсов – почти вся таблица Менделеева, с уникальной флорой и фауной. В Республике Саха (Якутия) добываются золото, алмазы. Сахалинские шельфы богаты нефтью и газом, море – рыбой. Природные богатства позволяют успешно развивать электроэнергетику, топливную, горнодобывающую промышленность, цветную металлургию. Даже сельское хозяйство – в Амурской области производится две трети всех посевов зерновых округа и 50% сои. Но, несмотря на все это богатство, на Дальнем Востоке мало дорог, слабо развита инфраструктура, а налоговые и другие выплаты в консолидированный бюджет России составляют около 4,5%.
Введение 3
Недостатки и преимущества Дальневосточного федерального округа 5
Социально-экономическое развитие 9
Цели и задачи Стратегии 14
Этапы достижения намеченных целей 16
Демографическая ситуация 20
Развитие транспортной инфраструктуры 25
Добыча и переработка полезных ископаемых 32
Заключение 36
Список литературы 38
Сдерживающие
факторы, которые проявят себя на
этом этапе, будут связаны с ограничением
возможностей увеличения добычи сырья
и экспорта энергии, растущими затратами
на решение задач охраны окружающей
среды.
Одна из главных черт и исторических Дальнего Востока в плане демографии — незначительная численность населения в сравнении с общей площадью территории. Подобная ситуация объясняется жесткими природными и климатическими условиями и положением по отношению к транспортным артериям. Поэтому в течение долгого времени в целях удержания населения и привлечения рабочей силы действовали специальные льготы и надбавки к зарплате. Однако в связи с прекращением государственной поддержки после распада СССР, население начало стремительно сокращаться: с 8 млн в 1991 году до 6 440 тысячи человек на начало 2011 года. Средняя плотность населения в Приморском крае около 13,5 человек на кв. км, в Хабаровском крае — 2,0, в Еврейской АО — 5,7, в Амурской области — 2,8, в Якутии — 0,3, на Чукотке — 0,1. Согласно пессимистичным прогнозам, если не будут приняты экстраординарные меры, в период 2015—2025 годов регион может попасть в «демографическую яму»1.
За прошедшие годы сложился наиболее интенсивный по России отток населения с территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Сокращение численности населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе сопровождается его дальнейшей концентрацией в городских населенных пунктах и старением населения. В большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона демографическая ситуация развивается с положительной динамикой - численность населения растет, доля молодого населения не опускается ниже критического уровня.
Характер
и интенсивность
Таблица 1
Численность
населения по субъектам
Российской Федерации
(на 1 января;
тысяч человек)
|
Проанализировав данные таблицы 1, можно сделать вывод, что в период с 1990 по 2010 года численность населения на Дальнем Востоке постоянно снижалась. Это связано, в первую очередь, с изменением типа воспроизводства населения в стране, переход от простого типа воспроизводства к суженному (в семье всего один ребёнок, что приводит к естественной умыли населения). Огромное влияние также оказывает экономический кризис 90-х годов, увеличение «цены ребёнка», высокая доля разводов и всё большее распространение явления «паразитирующих одиночек», которые в течение всей своей жизни не создают семью.
"Сегодня
власти восточных регионов
Необходима
реальная активизация экономической
и социальной жизни Дальнего Востока,
нужны государственная гарантия
и поддержка повышенных нормативов
воспроизводства человека, его здоровья,
образовательных и духовных потребностей,
соответствующих региональной специфике.
Необходимо установить контроль над ценами,
поскольку даже в условиях повышения зарплаты,
пенсии, стипендии граждане реально не
чувствуют улучшения. Необходимо, чтобы
не было высоких цен на электроэнергию,
на проезд на транспорте, особенно авиационный
и железнодорожный. Для создания на российском
Дальнем Востоке равных условий жизни,
сравнимых с базовыми районами страны,
необходимо, чтобы общий фонд материальных
благ и услуг в расчете на одного жителя
превышал среднероссийский уровень в
1,4-1,6 раза.
Одним словом, необходима протекционистская
политика, если мы не хотим потерять эту
территорию. В противном случае при любых
инвестициях в развитие этого региона
серьезный экономический результат не
может быть получен, если население будет
рассматривать свое пребывание в нем как
временное и его интересы будут находиться
вне региона.
Высказанные
участниками этого "круглого стола"
предложения оформились в резолюцию,
где было записано: внести в Закон
"О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах
О
стратегии развития Дальнего Востока,
цель которого - улучшить жизнь людей
и закрепить их в этом регионе,
говорили и за другими "круглыми
столами" во второй день форума. В решении
"круглого стола" номер один, где,
собственно, и обсуждалось формирование
стратегии развития Востока России, была
поддержана идея о перераспределении
средств от НДС в пользу региона. Экологи
предлагали обратить особое внимание
на проблему трансграничного загрязнения
Амура, поскольку состояние бассейна реки,
где расположены территории четырех государств,
стало критическим, оно лишает аборигенов
традиционной еды, угрожает здоровью людей,
а также экосистемам Охотского и Японского
морей.
Участники "круглого стола", посвященного
развитию транспорта на Дальнем Востоке,
приветствовали идею создания "транспортных
коридоров" и напоминали про Байкало-Амурскую
магистраль, которая выведет Россию к
восточным портам. "Энергетики" посчитали
необходимым субсидировать из федерального
бюджета разницу в тарифах на энергию
для дальневосточников. А к 2025 году привести
стоимость энергии для Дальнего Востока
к уровню остальной страны методом регулирования
тарифов. Международный "круглый стол"
рекомендовал создавать международные
технопарки, зоны свободной торговли.
"Круглый стол", посвященный проблемам
лесного комплекса Востока России, детально
обсудил программу развития мощностей
по глубокой переработке древесины.
Развитие Дальнего Востока и Восточной
Сибири действительно становится одним
из приоритетных направлений социально-экономической
политики России. И до 2013 года здесь будет
реализовано несколько крупномасштабных
инвестиционных проектов, которые позволят
стереть различия между Дальним Востоком
и экономикой всей России.
Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано прежде всего с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и системой расселения. Транспортные коммуникации объединяют Дальний Восток и Байкальский регион с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России. По этой территории проходят важнейшие евро-азиатские транспортные коридоры - Транссибирская магистраль, "Приморье-1", "Приморье-2", Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
По
сравнению с другими
Предполагается
обеспечить опережающее развитие опорной
транспортной сети на территории нового
освоения Дальнего Востока и Байкальского
региона, в том числе в северо-
В
сфере железнодорожного транспорта
получит развитие Транссибирская магистраль,
играющая ключевую роль в доставке
продукции Дальнего Востока и
Байкальского региона на российские
рынки и рынки стран Азиатско-
Информация о работе Концепция развития Дальневосточного Федерального округа