Концепция развития Дальневосточного Федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Дальний Восток – это регион с богатейшими запасами природных ресурсов – почти вся таблица Менделеева, с уникальной флорой и фауной. В Республике Саха (Якутия) добываются золото, алмазы. Сахалинские шельфы богаты нефтью и газом, море – рыбой. Природные богатства позволяют успешно развивать электроэнергетику, топливную, горнодобывающую промышленность, цветную металлургию. Даже сельское хозяйство – в Амурской области производится две трети всех посевов зерновых округа и 50% сои. Но, несмотря на все это богатство, на Дальнем Востоке мало дорог, слабо развита инфраструктура, а налоговые и другие выплаты в консолидированный бюджет России составляют около 4,5%.

Содержание

Введение 3
Недостатки и преимущества Дальневосточного федерального округа 5
Социально-экономическое развитие 9
Цели и задачи Стратегии 14
Этапы достижения намеченных целей 16
Демографическая ситуация 20
Развитие транспортной инфраструктуры 25
Добыча и переработка полезных ископаемых 32
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

к.р.по стат.цен.docx

— 119.42 Кб (Скачать)

     Сдерживающие  факторы, которые проявят себя на этом этапе, будут связаны с ограничением возможностей увеличения добычи сырья  и экспорта энергии, растущими затратами  на решение задач охраны окружающей среды. 

 

         

     Демографическая ситуация

     Одна  из главных черт и исторических Дальнего Востока в плане демографии — незначительная численность населения в сравнении с общей площадью территории. Подобная ситуация объясняется жесткими природными и климатическими условиями и положением по отношению к транспортным артериям. Поэтому в течение долгого времени в целях удержания населения и привлечения рабочей силы действовали специальные льготы и надбавки к зарплате. Однако в связи с прекращением государственной поддержки после распада СССР, население начало стремительно сокращаться: с 8 млн в 1991 году до 6 440 тысячи человек на начало 2011 года. Средняя плотность населения в Приморском крае около 13,5 человек на кв. км, в Хабаровском крае — 2,0, в Еврейской АО — 5,7, в Амурской области — 2,8, в Якутии — 0,3, на Чукотке — 0,1. Согласно пессимистичным прогнозам, если не будут приняты экстраординарные меры, в период 2015—2025 годов регион может попасть в «демографическую яму»1.

     За  прошедшие годы сложился наиболее интенсивный по России отток населения с территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Сокращение численности населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе сопровождается его дальнейшей концентрацией в городских населенных пунктах и старением населения. В большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона демографическая ситуация развивается с положительной динамикой  - численность населения растет, доля молодого населения не опускается ниже критического уровня.

     Характер  и интенсивность демографических  процессов формируется посредством  сложного механизма взаимодействия с социально-экономическими и природно-географическими  условиями. С достижением определенного  уровня развития неизбежно происходят серьезные качественные изменения  в смертности, рождаемости, семейно-брачных отношениях, миграции и в целом в воспроизводстве населения. Общая численность населения на Дальнем Востоке с 1990 по 2010 год представлена в таблице 1.

     Таблица 1

     Численность населения по субъектам Российской Федерации 
(на 1 января; тысяч человек)

  1990 1996 2001 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
  Все население
Российская  Федерация 147665 148292 146304 144168 143474 142754 142221 142009 141904 141914
Дальневосточный 
федеральный округ
8045 7360 6832 6634 6593 6547 6509 6487 6460 6440
Республика  Саха (Якутия) 1111 1020 958 949 951 950 950 951 950 949
Камчатский  край 477 407 367 355 352 349 347 346 344 342
Приморский  край 2297 2242 2120 2051 2036 2019 2006 1996 1988 1982
Хабаровский край 1620 1544 1460 1427 1420 1412 1405 1404 1402 1400
Амурская  область 1056 986 923 894 887 881 875 870 864 861
Магаданская область 390 240 194 178 175 172 169 166 163 161
Сахалинская область 714 630 560 538 532 526 521 518 514 511
Еврейская автономная область 218 207 193 190 189 187 186 186 185 185
Чукотский автономный округ 162 84 57 52 51 51 50 50 50 49
  Городское население
Российская  Федерация 108736 108311 107072 105818 104719 104105 103778 103773 103690 103705
Дальневосточный 
федеральный округ
6121 5567 5182 5044 4889 4855 4830 4818 4797 4783
Республика  Саха (Якутия) 743 658 615 613 611 610 613 619 622 622
Камчатский  край 389 329 297 289 279 277 276 276 271 271
Приморский  край 1774 1734 1648 1608 1534 1523 1513 1503 1498 1494
Хабаровский край 1299 1245 1177 1149 1143 1137 1132 1131 1128 1127
Амурская  область 722 653 615 590 585 579 574 570 565 561
Магаданская область 329 212 177 166 164 162 160 158 155 154
Сахалинская область 605 539 485 467 413 409 406 405 402 400
Еврейская автономная область 142 138 130 128 126 124 123 123 123 122
Чукотский автономный округ 118 59 38 34 34 34 33 33 33 32
  Сельское  население
Российская  Федерация 38929 39981 39232 38350 38755 38649 38443 38236 38214 38209
Дальневосточный 
федеральный округ
1924 1793 1650 1590 1704 1692 1679 1669 1663 1657
Республика  Саха (Якутия) 368 362 343 336 340 340 337 332 328 327
Камчатский  край 88 78 70 66 73 72 71 70 73 71
Приморский  край 523 508 472 443 502 496 493 493 490 488
Хабаровский край 321 299 283 278 277 275 273 273 274 273
Амурская  область 334 333 308 304 302 302 301 300 299 300
Магаданская область 61 28 17 12 11 10 9 8 8 7
Сахалинская область 109 91 75 71 119 117 115 113 112 111
Еврейская автономная область 76 69 63 62 63 63 63 63 62 63
Чукотский автономный округ 44 25 19 18 17 17 17 17 17 17
 

     Проанализировав данные таблицы 1, можно сделать вывод, что в период с 1990 по 2010 года численность населения на Дальнем Востоке постоянно снижалась. Это связано, в первую очередь, с изменением типа воспроизводства населения в стране, переход от простого типа воспроизводства к суженному (в семье всего один ребёнок, что приводит к естественной умыли населения). Огромное влияние также оказывает экономический кризис 90-х годов, увеличение «цены ребёнка», высокая доля разводов и всё большее распространение явления «паразитирующих одиночек», которые в течение всей своей жизни не создают семью.

     "Сегодня  власти восточных регионов справедливо  полагают, что акцент должен быть  перенесен на закрепление старожильческого  населения, мере более эффективной  в краткосрочной перспективе,  нежели привлечение мигрантов", - заявил, выступая на "круглом  столе", заведующий сектором Института  социологии РАН Владимир Мукомель.

     Необходима  реальная активизация экономической  и социальной жизни Дальнего Востока, нужны государственная гарантия и поддержка повышенных нормативов воспроизводства человека, его здоровья, образовательных и духовных потребностей, соответствующих региональной специфике. Необходимо установить контроль над ценами, поскольку даже в условиях повышения зарплаты, пенсии, стипендии граждане реально не чувствуют улучшения. Необходимо, чтобы не было высоких цен на электроэнергию, на проезд на транспорте, особенно авиационный и железнодорожный. Для создания на российском Дальнем Востоке равных условий жизни, сравнимых с базовыми районами страны, необходимо, чтобы общий фонд материальных благ и услуг в расчете на одного жителя превышал среднероссийский уровень в 1,4-1,6 раза. 
Одним словом, необходима протекционистская политика, если мы не хотим потерять эту территорию. В противном случае при любых инвестициях в развитие этого региона серьезный экономический результат не может быть получен, если население будет рассматривать свое пребывание в нем как временное и его интересы будут находиться вне региона.

     Высказанные участниками этого "круглого стола" предложения оформились в резолюцию, где было записано: внести в Закон "О государственных гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" пункт об оплате за счет средств  федерального бюджета проезда к  месту отдыха и обратно раз  в два года для каждого дальневосточника. Кроме того, предлагалось из федерального бюджета финансировать переселение пенсионеров с Севера, включать в трудовой стаж время до трех лет по уходу за ребенком, ввести образовательные сертификаты, которые погашаются при условии отработки на Дальнем Востоке не менее пяти лет.

     О стратегии развития Дальнего Востока, цель которого - улучшить жизнь людей  и закрепить их в этом регионе, говорили и за другими "круглыми столами" во второй день форума. В решении "круглого стола" номер один, где, собственно, и обсуждалось формирование стратегии развития Востока России, была поддержана идея о перераспределении средств от НДС в пользу региона. Экологи предлагали обратить особое внимание на проблему трансграничного загрязнения Амура, поскольку состояние бассейна реки, где расположены территории четырех государств, стало критическим, оно лишает аборигенов традиционной еды, угрожает здоровью людей, а также экосистемам Охотского и Японского морей. 
Участники "круглого стола", посвященного развитию транспорта на Дальнем Востоке, приветствовали идею создания "транспортных коридоров" и напоминали про Байкало-Амурскую магистраль, которая выведет Россию к восточным портам. "Энергетики" посчитали необходимым субсидировать из федерального бюджета разницу в тарифах на энергию для дальневосточников. А к 2025 году привести стоимость энергии для Дальнего Востока к уровню остальной страны методом регулирования тарифов. Международный "круглый стол" рекомендовал создавать международные технопарки, зоны свободной торговли. "Круглый стол", посвященный проблемам лесного комплекса Востока России, детально обсудил программу развития мощностей по глубокой переработке древесины. 
Развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири действительно становится одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России. И до 2013 года здесь будет реализовано несколько крупномасштабных инвестиционных проектов, которые позволят стереть различия между Дальним Востоком и экономикой всей России.
 

 

     

     Развитие  транспортной инфраструктуры

     Развитие  Дальнего Востока и Байкальского региона зависит от эффективно действующей  транспортной системы. Это связано прежде всего с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и системой расселения. Транспортные коммуникации объединяют Дальний Восток и Байкальский регион с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России. По этой территории проходят важнейшие евро-азиатские транспортные коридоры - Транссибирская магистраль, "Приморье-1", "Приморье-2", Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

     По  сравнению с другими территориями России транспортная инфраструктура Дальнего Востока и Байкальского региона  развита слабо. Так, плотность железных дорог на этой территории в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России, а в  Чукотском автономном округе, Камчатском крае и в Магаданской области  железные дороги отсутствуют. Основные транспортные артерии Дальнего Востока  и Байкальского региона - Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали требуют  усиления, поскольку уже после 2010 года до 90 процентов их направлений будет работать с критическим уровнем загрузки, прежде всего на подходах к портам, крупным промышленным районам и новым месторождениям.

     Предполагается  обеспечить опережающее развитие опорной  транспортной сети на территории нового освоения Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе в северо-восточной  части Дальнего Востока.

     В сфере железнодорожного транспорта получит развитие Транссибирская магистраль, играющая ключевую роль в доставке продукции Дальнего Востока и  Байкальского региона на российские рынки и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, развитии транзита экспортно-импортных грузов и международного транзита грузов, прежде всего контейнерных, в сообщении стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Для обеспечения пассажирского движения и пропуска грузовых поездов повышенного веса будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через р. Амур и реконструирован тоннель под р. Амур у г. Хабаровска. Это позволит увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали, повысить скорость и безопасность движения поездов. Для снятия ограничений движения поездов будет завершена реконструкция Лагар-Аульского, Кипарисовского, Владивостокского и Облученского тоннелей, мостов через реки Зею и Бурею и моста на участке Угловая - Находка. Для устранения "узких мест" намечено усиление пропускной и перерабатывающей способности станций Тайшет, Иркутск и Сковордино, предусмотрена реконструкция устройств электроснабжения на Транссибирской магистрали (участки Петровский Завод - Иркутск, Черемхово - Тулун, Угольная - Владивосток, Угольная - Уссурийск, Сибирцево - Вяземская, Хабаровск - Волочаевка - Биробиджан, Известковая - Архара, Белогорск - Завитая, Белогорск - Благовещенск),  будут построены обходы Иркутского и Читинского транспортных узлов, а также технологические железнодорожные линии Могзон - Новый Уоян, Новочугуевка - Рудная Пристань - бухта Ольга, Углегорск - Смирных. Кроме того, железнодорожная сеть дополнится грузообразующими линиями Шимановская - Гарь - Февральск, Нарын - Лугокан, Приаргунск - Березовский горно-обогатительный комбинат. До 2010 года планируется реконструкция железнодорожной линии Смоляниново - Петровка - Большой Камень.

Информация о работе Концепция развития Дальневосточного Федерального округа