Концепция развития Дальневосточного Федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Дальний Восток – это регион с богатейшими запасами природных ресурсов – почти вся таблица Менделеева, с уникальной флорой и фауной. В Республике Саха (Якутия) добываются золото, алмазы. Сахалинские шельфы богаты нефтью и газом, море – рыбой. Природные богатства позволяют успешно развивать электроэнергетику, топливную, горнодобывающую промышленность, цветную металлургию. Даже сельское хозяйство – в Амурской области производится две трети всех посевов зерновых округа и 50% сои. Но, несмотря на все это богатство, на Дальнем Востоке мало дорог, слабо развита инфраструктура, а налоговые и другие выплаты в консолидированный бюджет России составляют около 4,5%.

Содержание

Введение 3
Недостатки и преимущества Дальневосточного федерального округа 5
Социально-экономическое развитие 9
Цели и задачи Стратегии 14
Этапы достижения намеченных целей 16
Демографическая ситуация 20
Развитие транспортной инфраструктуры 25
Добыча и переработка полезных ископаемых 32
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

к.р.по стат.цен.docx

— 119.42 Кб (Скачать)

     За  прошедшие годы сложился наиболее интенсивный по России отток населения с территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Сокращение численности населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе сопровождается его дальнейшей концентрацией в городских населенных пунктах и старением населения. В большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона демографическая ситуация развивается с положительной динамикой  - численность населения растет, доля молодого населения не опускается ниже критического уровня.

     Занимая значительную часть территории Российской Федерации, Дальний Восток и Байкальский  регион имеют недостаточно развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей  общего пользования составляет 13,8 процента эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5 процента и протяженность внутренних судоходных путей - 28,7 процента. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. км в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - в 5,6 раза.

     Основными транспортными артериями являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. В настоящее время  основная нагрузка в экспортных и  транзитных перевозках приходится на Транссибирскую магистраль, имеющую  пропускную способность до 100 млн. тонн в год. Пропускная способность Байкало-Амурской магистрали составляет 12,5 млн. тонн в год и не имеет резервов пропускной способности на протяжении 280 км пути. Износ основных фондов железнодорожного транспорта составляет 60 процентов.

     Воздушный транспорт имеет особое значение для Дальнего Востока и Байкальского региона как средство обеспечения  дальних магистральных пассажирских перевозок и сообщений в регионах. В удаленных труднодоступных  районах Крайнего Севера и на Курильских островах он является безальтернативным  видом круглогодичного транспорта.

     Порты Дальневосточного бассейна обеспечивают 17,7 процента грузооборота морских портов России. Ведущую роль в Дальневосточном бассейне играют 3 транспортных узла - Владивостокский, Находкинский и Ванинский.

     Трубопроводный  транспорт Дальнего Востока и  Байкальского региона динамично  развивается в рамках единой трубопроводной инфраструктуры России.

     Наиболее  важной особенностью функционирования электроэнергетики Дальнего Востока  является технологическая изолированность  ее работы вследствие недостаточной  связи с Единой энергосистемой России. Кроме того, электроэнергетика Дальнего Востока состоит из нескольких изолированных  друг от друга крупных энергообъединений, большого количества мелких энергоузлов и энергорайонов, централизованно снабжающих потребителей электроэнергией, а также из районов децентрализованного энергоснабжения с небольшими объемами энергопотребления, не имеющих электрических связей с энергосистемой из-за значительной удаленности от нее. Это приводит к снижению надежности электроснабжения потребителей и необходимости содержания увеличенного по сравнению с другими энергосистемами страны резерва генерирующей мощности, составляющего более 23 процентов максимальной нагрузки. Отсутствие возможности выдачи имеющейся в настоящее время избыточной электроэнергии и мощности тепловых электростанций в соседние регионы приводит к недоиспользованию мощности теплоэлектростанций и снижению эффективности их работы.

     Одной из важнейших стратегических задач  развития электроэнергетики Дальнего Востока является как ее интеграция в Единую энергосистему России, так  и широкомасштабный выход на электроэнергетические  рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

     Место Дальнего Востока и Байкальского региона в глобальной экономике  невозможно представить без учета  оценки потенциала, тенденций развития и потребностей стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также экономики ведущих стран мира. В настоящее время резко возросла роль простых ресурсов - земли, воды, дикой природы, а потенциал простых ресурсов таких бурно развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, как Китай, Индия, Южная Корея и Сингапур практически исчерпан.

     В этих условиях потенциал минерально-сырьевых ресурсов при наличии эффективной  стратегии их использования может  стать ключевым фактором изменения  геополитического значения восточной  части России.

 

     

     Цели  и задачи Стратегии

 

 Стратегической  целью развития Дальнего Востока  и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем  Востоке и в Байкальском регионе  за счет формирования развитой экономики  и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

     Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, и решить ряд задач, первоочередными из которых являются:

  • создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также стратегических программ крупных компаний;
  • формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;
  • снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока и Байкальского региона с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путем формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;
  • формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала;
  • сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы Севера).
 

 

     Этапы достижения намеченных целей

     Базовый сценарий развития Дальнего Востока  и Байкальского региона увязан с  инновационным сценарием Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики регионов, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

     Предполагается  снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, включая сельскохозяйственный, рыбохозяйственный и лесопромышленный комплексы, электроэнергетику и транспорт. Развитие действующих и формирование новых производств, а также масштабное применение инновационных технологий будут способствовать качественным изменениям в структуре экономики. Реализация экономического потенциала зон опережающего роста и формирование комфортных условий жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривает:

  • модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;
  • модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов;
  • масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;
  • развитие новых секторов экономики, обеспечивающих глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с географическим положением и природными ресурсами восточных регионов;
  • ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства;
  • развитие предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных проектов развития (космическая сфера, авиа- и вертолетостроение, судостроение, инновационные проекты в области энергетики) и занявших свою нишу на российском товарном рынке благодаря применению "двойных технологий";
  • создание и развитие деятельности локальных инновационно-производственных центров и технопарков, ориентированных на создание новых продуктов, а также образовательных и научных центров с технологическими и маркетинговыми исследованиями по цепочке "идея - технология - товар - услуга".

     Реализация  базового сценария развития обеспечит  рост валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, расположенных  на территории Дальнего Востока и  Байкальского региона, более высокими темпами по сравнению с другими  регионами Российской Федерации. При  этом с 2011 по 2025 год темпы роста валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, превысят темпы роста валового внутреннего продукта в целом по Российской Федерации более чем на 0,5 процентного пункта в год. Осуществление базового сценария приведет к значительному повышению уровня жизни населения Дальнего Востока и Байкальского региона. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится с 24,5 процента до 9,6 процента.

     В период 2009 - 2025 годов в соответствии с прогнозируемым изменением социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, выделяются 3 этапа экономического развития.

     Первый этап (2009 - 2015 годы) предусматривает:

  • превышение темпов роста инвестиций по сравнению со среднероссийскими темпами роста;
  • внедрение энергоресурсосберегающих технологий;
  • незначительное повышение занятости населения;
  • начало реализации новых инфраструктурных проектов, а также проектов в области промышленности и сельского хозяйства в зонах опережающего экономического роста, что способствует росту инвестиций в экономику и формированию новых центров регионального развития.

     Вместе  с тем социально-экономическое  развитие Дальнего Востока и Байкальского региона будет испытывать воздействие  определенных сдерживающих факторов, главными из которых являются недостаточность  транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры и высокие конъюнктурные  риски в слабо диверсифицированной  экономике.

     Второй этап (2016 - 2020 годы) предусматривает:

  • осуществление крупномасштабных проектов в энергетике, в том числе связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций и обеспечивающих преодоление сложившихся инфраструктурных барьеров;
  • увеличение потенциала транспорта, расширение транзитных пассажиро- и грузопотоков, завершение создания опорной транспортной сети, включая сеть автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов;
  • рост доли экспорта продукции глубокой переработки добываемого сырья.

     Одновременно  на этом этапе будут проявляться  негативные тенденции, среди которых  следует выделить замедление темпов роста инвестиций по сравнению с  периодом 2009 - 2015 годов.

     Третий  этап (2021 - 2025 годы) предусматривает:

  • социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, связанное с закреплением лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и значительно возросшей интеграцией Дальнего Востока и Байкальского региона в мировое экономическое пространство;
  • развитие инновационной экономики, участие в международном разделении труда, реализующем конкурентный потенциал Дальнего Востока и Байкальского региона в сферах высоких технологий, экономики, основанной на знаниях, энергетики и транспорта;
  • реализацию крупномасштабных проектов по добыче, переработке и поставке углеводородного топлива;
  • завершение реализации крупномасштабных проектов в области энергетики и транспорта;
  • расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;
  • ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции в сферах образования и здравоохранения с постепенным повышением государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня, сопоставимого с уровнем развитых стран.

Информация о работе Концепция развития Дальневосточного Федерального округа