Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:00, курсовая работа
Цель исследований в данной курсовой работе – проведение экономико-статистического анализа эффективности реализации зерна на примере предприятий Котельнического и Оричевского районов Кировской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть экономические показатели условий и результатов деятельности с.-х. предприятий.
Дать обоснование объема и оценку параметров статистической совокупности.
Провести экономико-статистический анализ взаимосвязей между признаками изучаемого явления.
Рассчитать нормативы и провести анализ эффективности использования факторов на их основе.
Сделать обобщающие выводы.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Экономические показатели условий и результатов деятельности с.х. предприятий ………………………………………………………………………………….5
2 Обоснование объема и оценка параметров статистической совокупности …11
2.1. Обоснование объема выборочной совокупности ……………………11
2.2. Оценка параметров и характера распределения статистической совокупности …………………………………………………………………….12
3 Экономико-статистический анализ взаимосвязей между признаками изучаемого явления ……………………………………………………………………...20
3.1. Метод статистических группировок ………………………………...20
3.2. Дисперсионный анализ ……………………………………….…...….23
3.3. Корреляционно-регрессионный анализ ………………………….….26
4 Расчет нормативов и анализ эффективности использования факторов на их основе ………………………………………………………………………….….30
Заключение ……………………………………………………………………….35
Список литературы ………………………………………………………………37
Приложения………………………………
(ц/га)
4.
Определяем границы интервалов
групп и число предприятий
в них. В соответствии с
1) от 6,0 до 13,0 – 6 хозяйств
2) от 13,0 до 20,0 – 7 хозяйств
3) от 20,0 до 27,0 – 6 хозяйств
5.
По полученным данным и по
совокупности в целом
Результаты статистической сводки и группировки представлены в виде итоговой групповой таблицы 11 и проведен их анализ.
Таблица 11 – Влияние урожайности зерновых на себестоимость и выручку
Группы по урожайности зерновых | Число предприятий | В среднем по группам | ||
Урожайность зерновых, ц/га | Себестоимость 1 ц зерна | Выручка на 1га посева зерновых | ||
До 13 | 6 | 8,55 | 319,67 | 1017,69 |
13-20 | 7 | 16,3 | 252,29 | 382,96 |
Свыше 20 | 6 | 22,78 | 288,00 | 660 |
В среднем | 19 | 15,9 | 284,84 | 670,89 |
Сравнивая показатели по группам предприятий можно сделать вывод о том, что с увеличением урожайности от первой ко второй группе на 7,7 ц/га себестоимость 1ц зерна падает на 67,38 рубля, а также наблюдается уменьшение выручки на 1га посева зерновых в 2,7 раза.
При переходе от второй группы к третьей наблюдается увеличение урожайности на 6,5 ц/га. Однако с увеличением урожайности происходит увеличение себестоимости 1ц зерна с 252,29 до 288 руб. или на 14,2%. Одновременно наблюдается увеличение выручки с 1га посева на 277,04 руб.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нельзя дать однозначного ответа какая группа хозяйств оптимальная. В первой группе урожайность ниже среднего, себестоимость 1ц и выручка с 1 га посева выше среднего. Во второй группе урожайность выше среднего на 0,4 ц/га, себестоимость меньше среднего на 32,55 руб., однако выручка на 1 га посева зерновых будет ниже среднего на 287,93 руб. В третьей группе все показатели более близки к средним значениям.
По аналогичной схеме проводим вторую группировку.
25 125 223 229 234 237 248 252 253 269 277 283 303 310 316 321 323 347 382 390 420
3. Определяем величину интервала групп:
руб.
4. Определяем границы интервалов групп и число предприятий в них:
1) от 25 до 157 – 2 хозяйства;
2) от 157 до 289 – 10 хозяйств;
3) от 289 до 421 – 9 хозяйств.
Используя данные ранжированного ряда, можно предложить следующую группировку предприятий:
2) 237-347 – 11 хозяйств;
3) свыше 347 – 4 хозяйства.
5. По полученным данным и по совокупности в целом необходимо определить сводные итоговые данные, а на их основе – относительные и средние показатели (приложение 3).
Результаты статистической сводки и группировки представлены в виде итоговой групповой таблицы 12 и проведен их анализ.
Таблица 12 – Влияние уровня цены реализации на себестоимость и окупаемость
Группы по цене реализации 1ц, руб. | Число предприятий | В среднем по группам | ||
Цена реализации 1ц, руб. | Себестоимость 1ц зерна, руб. | Окупаемость затрат, руб. | ||
До 237 | 6 | 178,83 | 276,17 | 0,83 |
237-347 | 11 | 286,82 | 309,45 | 1,02 |
Свыше 347 | 4 | 384,75 | 263,75 | 1,54 |
В среднем | 21 | 274,62 | 291,24 | 1,07 |
По
данным таблицы 12 можно сделать вывод
о том, что оптимальной группой
хозяйств является третья группа, поскольку
при наивысшей урожайности себестоимость
1ц зерна будет ниже среднего значения
на 27,49 руб., а окупаемость будет выше среднего
значения на 0,47.
3.2.
Дисперсионный анализ
Для
оценки существенности различия между
группами по величине какого-либо результативного
признака используем критерий Фишера
(F-критерий), фактическое значение которого
определяется по формуле:
где – межгрупповая дисперсия;
- остаточная дисперсия.
Дадим статистическую оценку существенности различия между группами по себестоимости 1ц реализованного зерна (таблица 11). Для этого:
где – средняя групповая;
– средняя общая ( из таблицы 11 = 285 руб.);
m – число групп;
n
– число вариантов в группе.
где Wобщ – общая вариация;
Wм/гр – межгрупповая вариация;
N – общее число вариантов (N=19)
Общую
вариацию определяем по формуле:
где xi – варианты;
– общая средняя (=285 руб.)
Wобщ=
Вариация межгрупповая была ранее определена по формуле:
= 15823
Фактическое значение F-критерия сравниваем с табличным, которое определяется при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы для межгрупповой (Vм/гр) и остаточной (Vост) дисперсии.
Vм/гр=m-1=3-1=2;
Vост=(N-1)-(m-1)=(19-1)-(3-1)=
Fтабл = 3,63
Если Fфакт > Fтабл, утверждают о значительном различии между группами, а если Fфакт < Fтабл – различие между группами обусловлено влиянием различных факторов.
Поскольку Fфакт < Fтабл , то различия между группами обусловлено влиянием случайных факторов; урожайность зерновых не существенно влияет на себестоимость 1 ц зерна.
Величина эмпирического коэффициента детерминации, равная
показывает, что на 10,43% вариация себестоимости 1ц объясняется влиянием урожайности зерновых.
Оценим вариацию предприятий по окупаемости, используя при этом результаты второй группировки (таблица 12).
Вначале
определяем межгрупповую дисперсию:
Wм/гр=1,2567
Определяем общую вариацию:
Wобщ=(0,78-1,07)2+(0,41-1,07)2
Определяем
величину остаточной дисперсии:
Определим
фактическое значение критерия Фишера:
При Vм/гр=3-1=2 и Vост=(21-1)-(3-1)=18 Fтабл=3,55
Поскольку Fфакт > Fтабл (5,57>3,55), то влияние цены реализации на уровень окупаемости следует признать существенным.
Величина эмпирического коэффициента детерминации равная
% показывает, что на 38,25% вариация окупаемости объясняется влиянием уровня цен реализации зерна.
3.3.
Корреляционно-регрессионный
анализ
На основе логического анализа и системы группировок выявляется перечень признаков, факторных и результативных, который может быть положен в основу формирования регрессионной модели связи. Если результативный признак находится в схоластической (вероятностной) зависимости от многих факторов, то уравнения, выражающие эту зависимость, называются многофакторными уравнениями регрессии.
Для выражения взаимосвязи между урожайностью (х1), ценой реализации 1ц зерна (х2) и окупаемостью (У) может быть использовано следующее уравнение:
Y=a0+a1x1+a2x2
Параметры
a0, a1, a2 определим в результате
решения системы трех нормальных уравнений:
Расчетные
данные представлены в приложении 4
Преобразуем
систему:
Вычтем
из второго уравнения системы
первое, а затем из третьего второе,
получим:
Преобразуем
полученную систему:
Вычтем
из второго уравнения системы
первое:
Подставим в уравнения системы и найдем и : ;
В результате решения данной системы на основе исходных данных по 19 предприятиям получаем следующее уравнение регрессии:
y=0,05+0,01x1+0,003x2
Коэффициент регрессии =0,01 показывает, что при увеличении урожайности на 1 ц с га окупаемость увеличивается в среднем на 0,01 руб. Коэффициент =0,003 свидетельствует о среднем увеличении окупаемости при увеличении цены реализации на 0,003 руб.
Теснота
связи между признаками, включаемыми
в модель, может быть определена
при помощи коэффициентов множественной
корреляции:
где , , – коэффициенты парной корреляции между х1, х2 и Y
; ;
; ; ; ; ;
;
; .
Проведем расчеты:
; ; ;
=15,9 ; =273,21 ; =4435,69
=6,01; =87,79 ;
=0,41
=0,29 ; =0,59
=0,17
=0,62
Получены коэффициенты парной корреляции: =0,29; =0,59; =0,17. Следовательно, между урожайностью зерновых (x1) и окупаемостью (y) связь прямая и слабая, между ценой реализации 1ц зерна (x2) и окупаемостью связь прямая и средняя. Связь между факторами слабая (=0,17).
Между всеми признаками связь средняя, так как R=0,62. Коэффициент множественной детерминации Д=0,622·100%=38,44% вариации окупаемости определяется влиянием факторов, включенных в модель.