Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 22:30, реферат
Обращаясь к теме национального счетоводства, необходимо реально представлять, какое значение будет иметь эта отрасль экономической науки через несколько лет. Поступательное развитие финансов и учета уже привело к тому, что деятельность предприятия больше не является загадкой для его управляющего, а примитивные формы учета уступили место мощному аппарату, основанному на хорошо проработанных теориях. Следуя этой логике, можно предположить, что скоро мы научимся корректно регистрировать экономическую активность в рамках целых государств. В первую очередь этот процесс связан с дальнейшей разработкой технологий сбора и учета информации, а также с возможностями ее обработки. Уже сейчас развитые страны мира обладают технологиями, которые позволяют достигать результатов, считавшихся невозможными еще пятьдесят лет назад. В этой ситуации все громче раздаются голоса о необходимости унификации системы национальных счетов (СНС). Россия также не обойдется без своей СНС. Однако путь ее формирования необходимо выбирать очень аккуратно.
Введение …………………………………………………………………………………3
Информационная база СНС…………………………………………………………...4
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………...…22
1) некорпорированные предприятия, собственниками которых являются организации государственного управления;
2) некорпорированные предприятия, собственниками которых являются домашние хозяйства, например: предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица; крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица; личное подсобное хозяйство.
Информационной и методологической основой статистики предприятий, в свою очередь, является теория статистического наблюдения. Ее применение обеспечивает получение репрезентативных, сопоставимых в динамическом и территориальном разрезах статистических данных о единицах наблюдения: реально существующих субъектах экономического оборота рыночного сектора экономики, а также о семантически связанных с ними элементах ресурсов и результатов производства. Совокупность указанных единиц наблюдения формирует объект исследования статистики предприятий, пригодный для использования при составлении счетов СНС. При этом фамилия предприятия как единицы наблюдения, в соответствии с концепциями и категориями СНС, определяется сочетанием двух признаков: типа экономической деятельности (производство рыночных товаров и услуг) и способа финансирования затрат (за счет выручки, полученной от реализации на рынке результатов производства). Имя предприятия как единицы наблюдения, в соответствии с концепциями и категориями СНС, определяется его идентификационным кодом в Едином государственном реестре предприятий и организаций РФ (ЕГРПО). Конкретизация единицы наблюдения — практически всегда центральный вопрос организации обследования, исходный пункт статистического анализа. Проблема эта значима вообще, а для статистики предприятий, как важнейшей информационной основы СНС, особенно, так как только адекватное определение границ предприятия позволит обеспечить возможность проведения пространственных и динамических
сопоставлений как внутри страны, так и на международном уровне. В строгом определении Евростата, предприятие — это наименьшая самостоятельная юридическая единица, в рамках которой организовано использование авансированных ресурсов труда и капитала с целью производства продукции, обладающее определенной автономией в ведении текущих дел, т.е. ведущее бухгалтерский учет, представляющее статистическую отчетность и т.п.
В соответствии с учетными критериями Евростата, предприятие может определяться в форме восьми категорий. Но на самом общем уровне
организации наблюдения за сектором предприятий имеют значение четыре категории, выделяемые по двум критериям, лежащим в основе классификаций СНС.
Критерий функционального деления означает кластеризацию производственных единиц на классификационные группы, исходя из однородности или неоднородности выполняемых функций с точки зрения удовлетворения промежуточных или конечных потребностей совокупного потребителя в производстве определенных полезностей. Функционально неоднородные экономические агенты производят для экономики различные полезности, т.е. выпускают разные виды продуктов или услуг. Функционально однородные экономические агенты занимаются одним технологическим видом производственной деятельности, т.е. выпускают однородную продукцию.
В соответствии с критерием местоположения выделяются территориально неоднородные (расположенные в нескольких регионах организации учета) и однородные (расположенные в одном регионе организации учета) производственные единицы. Определение территориальной однородности хозяйствующего субъекта зависит от уровня организации статистического учета и анализа. Организация — это производственная единица, неоднородная с точки зрения как функционального деления, так и местоположения. Предприятие — это наименьшая комбинация правовых единиц, которая одновременно представляет собой организационную единицу, производящую товары и услуги, пользуется определенной степенью автономии в принятии решений, особенно в области распределения имеющихся в данный момент ресурсов. В России в настоящее время правовую единицу «юридическое лицо» можно рассматривать в качестве статистической единицы. С целью устранения неопределенности терминологии для функционально и территориально неоднородных категорий экономических агентов в статистической отчетности Росстата с 2005 г. принят термин «организация. Местная производственная единица — это производственное помещение, в котором неоднородную продукцию производит хотя бы одно лицо,
включая директора или владельца. В эту группу входят преимущественно лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) в одном месте разнопрофильно, т.е. предприятия без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Местные производственные единицы играют все большую роль в формировании условий рынка. В Германии, например, значительная (почти 25%) часть добавленной стоимости по ряду видов экономической деятельности в 2005 г. была сформирована за счет местных производственных единиц без образования юридического лица, в основном это перевозки, медицинские услуги, услуги нянь, репетиторов, торговля, строительные и авторемонтные услуги. Местные единицы являются принадлежащими юридическому лицу частями, которые различаются своим местоположением. Если у юридического лица нет территориально обособленных подразделений, то ему соответствует только одна местная единица. Получение данных по местным единицам позволяет анализировать
территориальную структуру производства. Специализированные подразделения предприятий (единицы вида деятельности) — это производственные единицы, занятые технологически однородной деятельностью и расположенные в нескольких местах.
Единица вида деятельности объединяет все части предприятия, участвующие в осуществлении вида деятельности, определенного как наиболее детализированная позиция в классификаторе видов экономической деятельности. Данные об основных показателях хозяйствующего субъекта в разрезе видов деятельности позволяют выделять так называемые чистые отрасли, они необходимы для точного определения отраслевой структуры производства ВВП и выявления основного (преобладающего) вида деятельности каждого предприятия.
Заведение — хозяйствующая самостоятельно единица или часть предприятия, которая функционально однородна, расположена в одном учетном регионе и предоставляет информацию о выпуске и затратах, т.е. ведет самостоятельный учет. Заведение в очень многих странах мира является основной единицей наблюдения при организации статистики предприятий, а остальные рассматриваются на уровне дополнительной, справочной информации. Местная единица вида деятельности (заведение) является частью единицы вида деятельности, относящейся к одной местной единице. Или, наоборот, можно сказать, что местная единица вида деятельности — это часть местной единицы, осуществляющая определенный вид деятельности. Таким образом, учет в разрезе заведений позволяет анализировать отраслевую структуру производства на региональном уровне. В России, как и в большинстве европейских стран, учет ведется в разрезе предприятий и в разрезе заведений. Заведение как единицу наблюдения используют при анализе устойчивости национальной экономики, когда необходимо вести учет основных продуктов, независимо от того, каким сектором они произведены. Предприятия составляют базис рыночной экономики, так как именно там создается и регулируется продукция, реализуемая на рынке, и являются основной единицей статистического учета и наблюдения в России и европейских странах.
В соответствии с принципами легальности, предметной централизации и региональной децентрализации, статистические органы преобразуют полученные микроданные, т.е. индивидуальную информацию о предприятиях, и предоставляют потребителям информацию, в полном соответствии с принципом конфиденциальности, только макроданные, относящиеся не менее чем к трем объектам наблюдения. Вообще, основные принципы организации официальной статистики предприятий в России соответствуют требованиям теории статистического наблюдения, базируются на теоретических концепциях СНС и гармонизированы с учетными критериями Евростата и Департамента статистики ООН. Таким образом, выделяют пять секторов экономики: нефинансовые предприятия; финансовые предприятия; органы государственного управления (ОГУ); некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ); домашние хозяйства.
Классификация экономических агентов по секторам служит для описания организационной структуры рыночной экономики. В разрезе секторальной классификации составляется полный набор счетов СНС. Деление экономики страны на секторы путем объединения институциональных единиц с одинаковыми целями и типами экономического поведения повышает пригодность счетов для целей экономического анализа. Вместе с тем разбивка на секторы и подсекторы необходима еще и для того, что бы можно было выявлять и контролировать конкретные группы институциональных единиц в политических целях. Например, деление сектора домашних хозяйств на подсекторы позволяет отслеживать, каким образом процесс экономического развития или проводимые правительством меры
экономической и социальной политики воздействуют на различные слои общества. Аналогичным образом, выделение корпораций, контролируемых нерезидентами, в качестве подсектора сектора финансовых корпораций и сектора нефинансовых корпораций может быть важно не только потому, что их экономическое поведение должно отличаться от поведения национальных корпораций, но и потому, что органам управления может понадобиться информация о том сегменте экономики, который находится под иностранным контролем.
Группировка предприятий по различным видам экономической деятельности в настоящее время осуществляется на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Порядок расположения разделов, подразделов, групп и классов в ОКВЭД имеет объективные экономические обоснования: первоочередное положение принадлежит видам деятельности, направленным на получение продуктов питания, отрасли вторичного производства размещаются после отраслей, связанных с первичным производством, производство услуг — после производства товаров и т.п. Организация представляет собой функционально неоднородную производящую единицу, поэтому регистры и классификаторы всех типов производственных единиц составляются, исходя из профиля основной деятельности функционально и территориально неоднородного экономического агента. Основная деятельность — это комплекс технологических и торговых операций производственной единицы, направленных на производство продукта, который составляет больше 50% добавленной стоимости продукции (если номенклатура содержит менее 10 позиций) или ее преобладающую часть. Таким образом, критерием для выделения основного продукта предприятия является коэффициент специализации. При этом приоритетными являются натурально-вещественные, а не стоимостные показатели. При оценке коэффициента специализации по продуктам, сильно различающимся в цене, используется индексный метод, причем соизмерение неоднородных видов продукции проводится по объему трудовых, а не стоимостных затрат, более адекватно в этом случае характеризующих виды экономической деятельности, которыми предприятие реально занимается. Коэффициент специализации определяется по состоянию экономической деятельности предприятия на момент внесения в регистр. Выделенная совокупность предприятий по типу экономической деятельности должна также представлять собой доминантную производящую группу по профильному продукту. Поэтому правильность выделения совокупности предприятий по типу экономической деятельности проверяется и по величине коэффициента охвата: относительной величине структуры, рассчитываемой по определенному выпускаемому профильному продукту в форме доли добавленной стоимости выделенной совокупности предприятий в общей величине добавленной стоимости внутренней экономики. Комплекс прочих самостоятельных (с точки зрения номенклатуры выпуска) технологических и торговых операций предприятия представляет собой подсобную деятельность (например, предоставление по лизингу
неиспользуемого оборудования сторонним организациям, изготовление инструментов и приспособлений по заказам со стороны). Технологические и торговые операции, поддерживающие основную (и подсобную) деятельность, создающие условия для ведения основного производства (например, складское хозяйство, производство инструментов и специального технологического оборудования, тарный цех, охрана), составляют вспомогательную деятельность.
С течением времени фактическая структура экономической деятельности предприятия может весьма динамично изменяться под влиянием различных рыночных факторов. При этом формально вид экономической деятельности для организации фиксируется при ее лицензировании, т.е. в процессе проведения наблюдения явочным способом, а затем определяется в соответствии с кодом регистрации предприятия в Статистическом регистре, поэтому остается неизменным до следующего лицензирования, когда вносятся изменения в регистр. Поэтому одной из задач статистики предприятий является анализ изменения роли основной деятельности на предприятии. Переход к использованию ЕГРПО в РФ решил следующие задачи: однозначная идентификация хозяйствующих субъектов и их основных характеристик в соответствии с группировками общероссийских классификаторов для использования при заполнении постоянных реквизитов унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения; формирование генеральной совокупности объектов статистического
наблюдения для организации проведения статистических наблюдений, в том числе с использованием несплошных методов наблюдения; создание статистических субреестров и баз данных для проведения различных статистических структурных обследований; создание нормативно-справочной информации для системы электронной обработки статистических данных; актуализация учетно-статистических данных во взаимодействии с целевыми регистрами и базами данных министерств и ведомств; определение для каждого предприятия и организации состава форм
федерального государственного статистического наблюдения, в соответствии с которыми они должны представлять отчетные данные в территориальные органы государственной статистики; проведение анализа и представление необходимых статистических данных за различные периоды времени о численности и составе созданных, функционирующих и прекративших свое существование прекративших свое существование предприятий и организаций, о степени их жизнеспособности, отраслевом профиле деятельности, формах собственности и других параметрах, на основе которых может оцениваться экономическая ситуация и изменение уровня деловой активности в стране; задачи межведомственного характера, связанных с предоставлением из ЕГРПО адресной статистической информации о предприятиях и организациях в органы внутренних дел, налоговую полицию и другие органы, на которые возложено выполнение важнейших государственных функций по сбору налогов и борьбе с экономическими преступлениями;