Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 22:30, реферат
Обращаясь к теме национального счетоводства, необходимо реально представлять, какое значение будет иметь эта отрасль экономической науки через несколько лет. Поступательное развитие финансов и учета уже привело к тому, что деятельность предприятия больше не является загадкой для его управляющего, а примитивные формы учета уступили место мощному аппарату, основанному на хорошо проработанных теориях. Следуя этой логике, можно предположить, что скоро мы научимся корректно регистрировать экономическую активность в рамках целых государств. В первую очередь этот процесс связан с дальнейшей разработкой технологий сбора и учета информации, а также с возможностями ее обработки. Уже сейчас развитые страны мира обладают технологиями, которые позволяют достигать результатов, считавшихся невозможными еще пятьдесят лет назад. В этой ситуации все громче раздаются голоса о необходимости унификации системы национальных счетов (СНС). Россия также не обойдется без своей СНС. Однако путь ее формирования необходимо выбирать очень аккуратно.
Введение …………………………………………………………………………………3
Информационная база СНС…………………………………………………………...4
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………...…22
В результате сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, т.е. хозяйствующих субъектов, которые имеют сходные цели,
функции и источники финансирования, обусловливающие их сходное экономическое поведение.
Рассмотрим подробнее состав групп центральной классификации СНС: сектора предприятий, включающего финансовые и нефинансовые корпорации (ФП и НФП), сектора органов государственного управления (ОГУ), сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКОдх) и сектора домашних хозяйств (ДХ). Сектор домашних хозяйств включает резидентные домашние хозяйства. Все они являются потребителями, а некоторые осуществляют производственную деятельность в форме некорпорированных
предприятий, созданных с целью производства товаров и услуг как для продажи, так и для собственного использования (за рамками текущего потребления). Это предприятия особого рода (не являющиеся юридическими лицами, не ведущие бухгалтерской отчетности, но самостоятельно распоряжающиеся своими ресурсами) в основном потребительского характера. В сектор домашних хозяйств также включаются «институциональные» домашние хозяйства, состоящие из лиц, находящихся в течение длительного времени в лечебных учреждениях, домах престарелых, монастырях, тюрьмах и т.п. Домашние хозяйства финансируются за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных платежей, а также за счет выручки от реализации продукции собственного производства.
В СНС 1993 г. сектор домашних хозяйств в системе подвергается детальной разбивке на подсекторы, включая все счета, облегчающие установление связей между СНС и матрицами счетов для анализа социальных процессов (МССП). В СНС 1993 г. характеризуются и учитываются также данные о численности населения и занятости. Особое внимание уделяется тому, как некоторые структурные особенности стран с экономикой переходного периода воздействуют на теоретические положения национальной системы макроэкономического учета. Члены домашних хозяйств, состоящих из нескольких человек, не считаются самостоятельными институциональными единицами. Многие виды активов могут принадлежать совместно нескольким членам одного домашнего хозяйства, которые могут принимать на себя совместные обязательства, а часть доходов
или все доходы, получаемые отдельными членами одного домашнего хозяйства, могут объединяться в интересах всех его членов. Более того, многие решения о расходах, особенно в отношении питания и жилья, могут приниматься коллективно от имени домашнего хозяйства в целом. Поэтому составление значимых балансов активов и пассивов или других счетов для членов домашнего хозяйства на индивидуальной основе может оказаться невозможным. По этим причинам институциональной единицей считается домашнее хозяйство в целом. Некорпорированное предприятие, полностью принадлежащее одному или нескольким членам домашнего хозяйства, рассматривается как его неотъемлемая часть, а не как самостоятельная институциональная единица. Исключение составляют случаи, когда предприятие считается квазикорпорацией. Источниками информации о деятельности сектора домашних хозяйств являются статистики потребительских бюджетов населения, предприятий (в части учета оплаты труда), налоговая, розничного товарооборота и рынка труда. Сектор «органы государственного управления» объединяет единицы наблюдения, занимающиеся оказанием нерыночных
услуг для
коллективного и
Сектор включает организации, финансируемые из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, созданные для оказания нерыночных услуг индивидуального характера в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, отдыха и услуг коллективного характера в области государственного управления, поддержания порядка и безопасности, обороны, науки и научного обслуживания, шоссейного хозяйства, обслуживания сельского хозяйства и т.п. В него также входят государственные внебюджетные фонды социального обеспечения, фонды, организуемые и контролируемые государством, — государственные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости, фонд конверсии, экологический фонд и т.п.
Ресурсы этих единиц формируются, главным образом, за счет налогов и отчислений, уплачиваемых единицами, относящимися к другим секторам, а также за счет доходов от собственности. Основными функциями органов государственного управления является предоставление нерыночных товаров и услуг, перераспределение доходов и богатства и нерыночное производство. В современной СНС предлагаются два равноправных варианта разбивки сектора государственного управления на подсекторы: 1) в состав каждого уровня государственного управления включаются соответствующие фонды социального обеспечения; 2) выделяется отдельный подсектор фондов социального обеспечения.
Кроме того, в дополнение к центральному правительству и местным органам управления в СНС 1993 г. был введен дополнительный промежуточный уровень государственного управления — региональные органы управления. Эта разбивка применяется только в тех странах, где это оправдано. Важнейшим источником информации о деятельности сектора органов государственного управления является финансовая статистика, в первую очередь, статистика бюджетов органов государственного управления.
Некоммерческие организации (НКО) представляют собой предприятия, созданные с целью производства товаров и услуг, чей статус не позволяет им служить источником прибыли или финансовой выгоды для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют (физические лица, корпорации, государство). Они могут быть как нерыночными, так и рыночными производителями. Решение об отнесении их к той или иной группе должно приниматься в зависимости от характера финансирования затрат.
К рыночным НКО относятся организации, устанавливающие за оказываемые услуги плату, позволяющую им возмещать производственные затраты и получать прибыль, которую они оставляют в своем распоряжении. Однако получение прибыли не является в принципе их основной целью. Они могут также использовать в дополнение к выручке от оказания услуг доходы от собственности и за счет этого устанавливать плату за услуги, покрывающую затраты. К таким организациям, в частности, относятся:
а) НКО, создаваемые
коммерческими предприятиями
б) НКО, целью которых является предоставление за плату услуг высокого качества в области здравоохранения, образования и т.п. (например, негосударственные больницы, школы, университеты).
Рыночные НКО относятся к рыночным производителям. Статус НКО позволяет получить налоговые льготы и другие преимущества, поэтому его могут стремиться получить типично рыночные производители. К нерыночным НКО относятся организации, предоставляющие товары и услуги другим институциональным единицам бесплатно или по экономически незначимым ценам, основным источником финансирования их затрат являются не поступления от продаж, а взносы членов, пожертвования и другие трансферты. Эта группа НКО включает НКО, создаваемые, контролируемые и в основном финансируемые правительством и домашними хозяйствами. К ним относятся: общественные и религиозные организации (объединения) — добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей; фонды — организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях.
Напомним, что при группировке по секторам все НКО, кроме обслуживающих домашние хозяйства, относятся к тем же секторам, что и экономические агенты, которых они обслуживают. Только НКО, обслуживающие домашние хозяйства, выделяются в отдельный сектор. Сектор «НКО, обслуживающие домашние хозяйства», включает все некоммерческие организации —
резиденты, за исключением относящихся к перечисленным выше секторам. Экономические агенты сектора НКО оказывают нерыночные услуги и предоставляют товары на бесплатной основе или по льготным ценам особым группам домашних хозяйств. Предприятия сектора НКО, обслуживающих домашние хозяйства, финансируются в основном за счет добровольных взносов и пожертвований домашних хозяйств, а также за счет доходов от собственности и не контролируются государством. Их функцией является предоставление товаров и услуг домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. Выделяются следующие основные типы НКО, обслуживающих домашние хозяйства:
а) организации, созданные для предоставления услуг, главным образом их членам, и финансируемые в основном за счет членских взносов;
б) благотворительные общества и фонды, предоставляющие товары и
услуги домашним хозяйствам на нерыночной основе, главным источником финансовых ресурсов для которых служат пожертвования в денежной и натуральной формах;
в) подразделения предприятий, оказывающие социально-культурные
услуги в основном работникам этих предприятий и членам их семей, которые рассматриваются как некоммерческие организации, получающие средства в виде трансфертов от предприятия-учредителя, например, ведомственное жилье, ведомственные больницы, поликлиники, клубы, стадионы и т.п.
Сектор предприятий представляет собой основной костяк рыночной экономики. Как показано выше, в его составе выделяют два функциональных типа единиц. Сектор «нефинансовые предприятия» включает резидентные нефинансовые экономические единицы, занятые рыночным производством товаров и нефинансовых услуг, всех форм собственности и организационно-правовых форм. Ресурсы этих единиц формируются главным образом за счет средств, полученных от продаж товаров и услуг, но они могут покрывать часть издержек за счет субсидий из государственного бюджета.
В этот сектор включаются также:
а) НКО, занятые рыночной деятельностью;
б) НКО, обслуживающие предпринимателей, основным источником финансовых ресурсов которых являются отчисления или взносы заинтересованных предпринимателей, рассматриваемые как оплата услуг этих НКО;
в) хозяйственные общества, созданные НКО для реализации своих
уставных задач, часть прибыли которых поступает в бюджет НКО наряду с
платой за консультационные, информационные и другие услуги, оказываемые ее службами по договорам, доходами от организации денежно-вещевых лотерей, аукционов и др.
По практическим соображениям в этот сектор могут включаться также некорпорированные предприятия, собственниками которых являются
государственные учреждения. Таким образом, сектор «нефинансовые предприятия» включает корпорации и квазикорпорации, основной функцией
которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки производства и обеспечивающим получение прибыли.
Сектор «Финансовые корпорации» (состоит из корпораций и квазикорпораций, основная деятельность которых связана с производством финансовых услуг для реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки и обеспечивающим получение прибыли. Он включает резидентные финансовые корпорации и квазикорпорации, занятые финансовым посредничеством и другими связанными с ним финансовыми услугами на коммерческой основе. Это банки и страховые
учреждения, пенсионные фонды, фондовые биржи, брокеры, дилеры, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, трастовые компании, депозитарии и т.п. Их ресурсы формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий, комиссионных. К сектору финансовых учреждений следует относить Центральный банк России, несмотря на тот факт, что он независим и определяет эмиссионную политику. В сектор финансовых учреждений входят также некоммерческие организации, создаваемые и финансируемые финансовыми учреждениями. Таким образом, с точки зрения однородности типа функционирования (рыночный выпуск и финансирование за счет выручки) для составления счетов производства, потребления и капиталообразования часто бывает целесообразно рассматривать единый сектор предприятий. Этот сектор охватывает деятельность всех экономических агентов по производству товаров, предназначенных для реализации на рынке, оказанию коммерческих услуг (в том числе финансовых). К этому же сектору относятся государственные предприятия, выпускающие продукцию, аналогичную той, которая реализуется на рынке, даже если она реализуется бесплатно или по ценам ниже себестоимости. Данный сектор также охватывает производство сельскохозяйственной продукции для собственных нужд, строительство, осуществляемое хозяйственным способом, и услуги по эксплуатации жилых зданий и сооружений, независимо от того, используются ли они владельцами или сдаются в аренду. Необходимо обратить внимание, что информационной основой СНС в части описания его экономической деятельности является статистика предприятий — корпораций, квазикорпораций и некорпорированных предприятий. Корпорации представляют собой юридические лица, созданные для рыночного производства товаров и услуг с целью получения прибыли или иной финансовой выгоды для своих владельцев (коммерческие организации). Они действуют отдельно от своих владельцев, имеющих ограниченную ответственность по их обязательствам. К корпорациям обычно относят коммерческие организации в форме акционерных обществ, хозяйственных товариществ с ограниченной ответственностью, ответственность учредителей (участников) которых ограничена пределами внесенных вкладов, принадлежащих им акций, паевых взносов. Предприятие, не являющееся отдельной от своего владельца хозяйственной единицей, рассматривается как некорпорированное предприятие. Если некорпорированные предприятия действуют как корпорации, т.е. ведут самостоятельный учет, реализуют свою продукцию на рынке по экономически значимым ценам, обладают определенной самостоятельностью в отношении управления процессом производства и использования средств, то они называются квазикорпорациями и рассматриваются также как корпорации. Квазикорпорациями являются, например, государственные предприятия, филиалы иностранных фирм. Некорпорированные предприятия, не обладающие такой же самостоятельностью, как квазикорпорации, рассматриваются в качестве составной части институциональных единиц, к которым они относятся. Некорпорированные предприятия, кроме квазикорпораций, делятся на две группы: