Единый социальный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Устанавливается порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование). Определяются плательщики страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, база для их начисления, тарифы, расчетный и отчетный периоды. Урегулирован порядок внесения изменений в расчет по страховым взносам, а также порядок взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Сущность единого социального налога………………………………………4
1.1.Экономические предпосылки введения единого социального налога…….4
1.2. Взаимодействие единого социального налога с внебюджетными
фондами государства……………………………………………………………7
2. Реформа единого социального налога 2010………………………………16
2.1. Ставкам страховых взносов………………………………………………16
2.2. База для начисления страховых взносов…………………………………17
2.3. Сроки перечисления страховых взносов…………………………………19
2.4. Проверка уплаты страховых взносов……………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

ЕСН.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Сущность  единого социального налога………………………………………4

1.1.Экономические  предпосылки введения единого  социального налога…….4

1.2. Взаимодействие  единого социального налога с  внебюджетными 

фондами государства……………………………………………………………7

2. Реформа  единого социального налога 2010………………………………16

2.1. Ставкам  страховых взносов………………………………………………16

2.2. База для начисления страховых взносов…………………………………17

2.3. Сроки  перечисления страховых взносов…………………………………19

2.4. Проверка уплаты страховых взносов……………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования.

     Устанавливается порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование). Определяются плательщики страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, база для их начисления, тарифы, расчетный и отчетный периоды. Урегулирован порядок внесения изменений в расчет по страховым взносам, а также порядок взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов.

     С 2011 г. будут применяться следующие  тарифы страховых взносов: в ПФР - 26%, в ФСС РФ - 2,9%, в ФФОМС - 2,1%; в  ТФОМС - 3%. В 2010 г. тарифы сохранятся в  размерах действующих ставок ЕСН, применяемых к первому порогу регрессии. Таким образом, с 2011 г. фискальная нагрузка увеличится с 26% до 34% от фонда оплаты труда.

     Для некоторых категорий плательщиков (с/х товаропроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической  зоны, плательщиков ЕСХН, общественных организаций инвалидов и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в 2011-2014 гг.

     База  для начисления страховых взносов  определяется в отношении каждого  работника с начала года нарастающим  итогом. Она не может превышать 415 тыс. руб. (эта сумма будет индексироваться). С сумм выплат, превышающих эту величину, страховые взносы взиматься не будут. При этом в базу для начисления страховых взносов не включаются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ряд других пособий.

     ПФР, ФСС РФ и их территориальные органы наделены функцией по контролю за уплатой  страховых взносов. Территориальные  органы должны будут совместно проводить  выездные проверки. На органы контроля возложена ответственность за убытки, причиненные плательщикам.

Предусмотрен  ограниченный доступ к информации о  плательщиках страховых взносов.

     Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность  единого социального налога

1.1.Экономические предпосылки введения единого социального налога 

     Развитие  системы социальной защиты в Российской Федерации ранее было ориентировано, главным образом, на смягчение негативных социально-экономических последствий экономического спада, высокой инфляции и безработицы. В частности, на это были направлены такие нововведения, как система социальных внебюджетных фондов, механизмы индексации социальных выплат, развитие сети учреждений социальной поддержки незащищенных категорий граждан. Одним из важных следствий этих усилий явилось то, что доля расходов на социальные нужды в совокупных государственных расходах возросла почти в два с половиной раза - приблизительно с 25 до более 60 процентов. При этом в отдельные периоды наблюдался рост социальных расходов и в реальном выражении, и в процентах к валовому внутреннему продукту. Однако наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность социальных программ была крайне низкой. Сложившаяся в России система социальной помощи была похожа на решето, с помощью которого государство пыталось переносить воду от богатых к бедным. Финансирование социальной сферы было организованно настолько нерационально, что значительная часть ресурсов терялась по дороге, так и не достигая людей, которые действительно нуждались в социальной защите.

     Действующая пенсионная система, организованная по распределительному принципу, сложилась  в условиях, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной собственности. Пенсионное законодательство являлось неоправданно усложненным и, подобно другим элементам социального обеспечения, разделяло пенсионеров на большое число льготных категорий, каждая из которых получала право на пенсионные выплаты, непропорциональные их личному вкладу в финансирование пенсионной системы. Наличие многочисленных пенсионных льгот поставило трудящихся в неравные условия и создало парадоксальную ситуацию, когда лица, платившие меньшие взносы, получали пенсию в более высоком размере. Одновременно это вело к тому, что пенсионеры, не пользующиеся льготами, получали относительно низкую пенсию, в то время как Пенсионный фонд России испытывал хронический недостаток средств и постоянно был вынужден задерживать выплату пенсий. Отсутствие связи между страховыми взносами, уплачиваемыми в Пенсионный фонд за каждого конкретного работника, и размером его будущей пенсии резко снижало заинтересованность работников в своевременной и полной уплате взносов, способствовало массовому уклонению от уплаты взносов и, тем самым, еще более обостряло финансовые трудности пенсионной системы.

     Исходя  из вышесказанного, для предотвращения развала системы социальной защиты необходимо было обеспечить условия для ее длительного устойчивого функционирования при крайне ограниченных финансовых возможностях государства. К таким условиям можно отнести повышение уровня поступлений страховых взносов в различные социальные фонды, а также приведение социальных расходов в соответствие с реальными возможностями государства.

     В июле 1998 года в Правительстве РФ был представлен проект Федерального закона “О социальном налоге”. Согласно этому законопроекту, в качестве базы взимания социального налога выступают валовые доходы физических лиц, полученные от предприятий, организаций и учреждений. По данным Госналогслужбы, унификация базы обложения и процесса взимания страховых взносов с подоходным налогом при прочих равных условиях обеспечит прирост поступлений в денежной форме более чем в полтора раза, причем увеличение на 40% достигается за счет расширения облагаемой базы, в то время как остальной прирост происходит за счет более высокой фактической собираемости подоходного налога по сравнению со страховыми взносами в социальные внебюджетные фонды.

     МНС РФ предложило ввести для всех фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству, сохраняя существующий механизм сбора страховых взносов. Однако, в то время эти предложения  остались невостребованными, но проблемы остались, которые и должны были быть решены с введением единого социального налога.

     Раньше  плательщик страховых взносов представлял  отдельные формы отчетов в  каждый в установленные сроки, производил уплату страховых взносов в сроки, установленные каждым фондом. При этом фонды предоставляли отсрочки по просроченным платежам на различных условиях. Каждый фонд проводил отдельные проверки предприятий, составляя свое мнение, как облагать любую выплату из множества видов различных выплат работникам предприятия. Каждый фонд вводил различные условия их обложения. Необходимость введения единого социального налога диктовалась, прежде всего, интересами предприятий и организаций, являющихся плательщиками страховых взносов. Раньше категории плательщиков взносов, облагаемая база, ставки, льготы и порядок их уплаты определялись большим количеством различных нормативных актов (законами РФ, федеральными законами, постановлениями Верховного Совета РФ и многочисленными разъяснениями руководящих органов государственных внебюджетных фондов, действие которых с 1 января 2001 года прекратилось), что ставило в сложнейшее положение бухгалтеров предприятий и организаций. Как определить объект налогообложения и налогооблагаемую базу? Как получить право на применение регрессивной шкалы ставок? Как правильно рассчитать сумму авансового платежа? Когда представлять в налоговые органы налоговую декларацию? И это лишь часть проблем, с которыми сталкивался бухгалтер. В связи с этим вместо нескольких платежей, имеющих сходную облагаемую базу, круг плательщиков, вводится налог, исчисляемый и уплачиваемый по единым правилам.

Налогообложение фонда оплаты труда в России подвергалось совершенно справедливой критике. На протяжении многих лет было ясно, что массовое уклонение от налогов и различные схемы выплаты заработной платы искажают общую картину налогообложения. И данный налог - это одна из попыток реальных шагов в решении этой проблемы. 

1.2. Взаимодействие единого социального налога с внебюджетными фондами государства 

     Реформирование  системы финансов Российской Федерации, начатое в конце двадцатого века, привело к появлению нового звена  общегосударственной системы финансов - внебюджетных фондов.

     Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации России и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

     Внебюджетные  фонды - одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. С их помощью можно решить ряд задач:

  • оказание социальной помощи и услуг населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;
  • обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности;
  • оказание социальных услуг населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры
  • финансирование пенсионного обеспечения.

     Правовой  основой образования государственных  целевых фондов является прежде всего Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 года № 1734-1. Право на социальное обеспечение граждан России записано в статье 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»

Государственные целевые внебюджетные фонды имеют  самостоятельные источники их формирования, обособленные от источников формирования бюджета РФ и региональных бюджетов; это: специальные налоги, сборы, ассигнования из центрального и местных (региональных) бюджетов, специальные займы, добровольные поступления. Средства могут поступать и за счет капитализации части временно свободных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, инвестирование).

     По  срокам действия специальные фонды  подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование  после выполнения возложенных на них задач.

     По  принадлежности - на государственные, местные и межгосударственные фонды. Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ.

     Контроль  за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

     По  целям ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды, на основе положений  о фондах, утвержденных законодательными органами, либо положений, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с законами. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными были созданы другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положенный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных.

Информация о работе Единый социальный налог