Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:52, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования автором были поставлены следующие задачи:
– определить современное понимание гражданского общества и правового государства;
– исследовать закономерности и принципы взаимосвязи гражданского общества и государства;
– сделать выводы о взаимосвязи гражданского общества и правового государства.
Введение………………………………………………………................ 2
Глава 1. Гражданское общество: понятие, принципы, структура....... 4
1.1 Понятие гражданского общества………………………………….. 4
1.2 Сущность гражданского общества…………………………...…… 5
1.3 Структура гражданского общества………………………………... 8
Глава 2. Понятие и сущность правового государства. Принципы правового государства…………………………………………………. 11
2.1 Понятие и сущность правового государства………………...…… 11
2.2 Принципы правового государства………………………………… 14
Глава 3. Становление взаимоотношений гражданского общества и государства…………………………………………………………...…. 22
Глава 4. Значимость гражданского общества и правового государства……………………………………………………………. 29
Заключение………………………………………………………...……. 33
Список используемой литературы……………………………...…...
Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником её формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берёт на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Осязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Правовой характер взаимной ответственности государства и личности является важной составной частью объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований юридическая обязанность всех и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.
Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная
власть призвана охранять право, правовые
устои государственной и
У правового государства должна быть независимой, но юридически регулируемой, и четвертая власть – власть средств массовой информации. Без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство также не смогло бы обслуживать гражданское общество. Информационное обслуживание – это новая и важная функция правового государства. «Многогранное обслуживание государством гражданского общества предполагает и создание правовых условий для деятельности и независимых средств массовой информации, без вмешательства государства распространяющих информацию среди неопределенного круга адресатов».7
Таким образом, правовое государство может существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового государства в существовании и развитии гражданского общества.
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества.
В Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».9 И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже «есть» в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.
Рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения её роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу ещё далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен её истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.
Глава 3. Становление взаимоотношений гражданского
общества
и государства
В отечественной литературе стала расхожей констатация «отсутствия чёткого разграничения между обществом и государством» в период Античности и Средневековья и оптимистичного утверждения о том, что «в настоящее время уже мало тех, кто отождествляет гражданское общество с государством, хотя бы даже и правовым, поскольку в таком случае понятие «гражданское общество» теряет собственное содержание». Утверждается также, что «идея гражданского общества перестает быть лишь теоретической конструкцией, становясь достоянием обыденного сознания».10
Положение о том, что в период Античности и Средневековья не было чёткого разграничения между обществом и государством, поскольку «само общество держалось на государственно-правовой регламентации» и в значительной степени поглощалось государством11, является общеизвестным и бесспорным.
Еще в начале XX в. Г. Еллинек по этому поводу писал, что «государство тождественно с составляющими его людьми, – кажется с первого взгляда едва ли не само собою понятным, поэтому отождествление государства и народа относится к древнейшим теориям государства. Оно положено в основу воззрений, популярных у народов древности; оно играет значительную роль в средневековом учении о государстве, причём народ нередко рассматривается как источник великой государственной организации. На нём затем основано новейшее учение о народном суверенитете».12
Вместе с тем весьма спорным представляется утверждение о том, что в более поздний период, включая современный этап развития человеческой цивилизации, вопрос о соотношении общества и государства по существу был решён, а теория гражданского общества, получив широкое распространение, ускоренными темпами реализуется на практике. Разумеется, речь идёт прежде всего о «практике» высокоразвитых в промышленном отношении стран, где «гражданское общество можно найти как в сфере экономики, так и политики, как в сфере отношений семьи и государства, так и в отношениях индивидуума с государством, а также в системе негосударственных институтов, которые не только организуют, но и учат граждан активному участию в политической жизни».
Спорность
данного утверждения вызывается
в первую очередь тем, что ни в
отечественной, ни в зарубежной литературе
до сих пор нет полной ясности
относительно самого понятия гражданского
общества, нередко воспринимаемого
в виде философской или
Так было прежде, на ранних стадиях развития капитализма, в период формирования первых представлений о гражданском обществе, так остается и сейчас.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться, в частности, к рассуждениям Р. Иеринга, который писал в конце XIX в. в работе «Цель в праве» о том, что «государство есть общество, как держава регулированной и дисциплинированной принудительной власти»13, а понятие общества «отчасти совпадает с понятием о государстве».14 «Но именно лишь отчасти, – оговаривался автор, – и именно настолько, насколько цель общества нуждается для своего осуществления во внешнем принуждении».15 Торговля и промысел, земледелие, «фабрикация и промышленность, искусство и науки, домашний быт и право, – пояснял ученый, – в существенных чертах организуются сами собою. Государство лишь кое-где заявляет свои права, насколько это представляется необходимым для обеспечения от нарушений порядка, установленного целями торговли, промышленности, и т.д.»16
Но несмотря на оговорки и пояснения известного учёного, в его рассуждениях допускается (хотя и «отчасти») смешение государства с обществом и, наоборот, просматривается нечёткость в представлении и понимании общества, а, следовательно – и его отношений с государством.
Информация о работе Значимость гражданского общества и правового государства